Источник

Беседа 5. Послушание – жизнь, преслушание – смерть89

Отцы! Благость Божия сопровождала жизнь Праотцев в Раю. Ничто не смущало их жизни. Всё вокруг говорило о любви Божией. Каждый раз на закате дня Бог посещал их, беседовал, говоря о том, что им нужно было услышать. Праотцы ощущали Бога, слышали голос Его, и жизнь их текла мирно и счастливо. В Раю у них были все блага, а главное – великое благое присутствие Божие.

Диавол, «древнее зло», коварный лжец, позавидовал такому счастью Праотцев, присутствию Бога в них, возненавидел и захотел повредить это блаженное состояние человека. По своей великой, бескрайней ненависти к Богу диавол вознамерился огорчить Его причинением вреда первым людям. Лицом к лицу он не мог противостать Богу. Он подумал, размыслил и лукавством нашёл способ, как повергнуть долу человека, сие высочайшее творение Божие, лишить его Царствия Божия, райской радости, а вместе с тем огорчить Бога и удовлетворить тем свою злобу.

Однажды, когда Ева со вниманием разглядывала древо познания добра и зла, враг приблизился к ней и говорит:

– Почему ты не ешь этого прекрасного плода?

Ева отвечала:

– Бог сказал нам, что мы не должны его вкушать, потому-то мы к нему не прикасаемся.

– Нет, если вы попробуете от этого плода, то сами станете богами; будете знать добро и зло, лукавство и благо, станете равными Богу.

Поначалу Ева постаралась сохранить послушание, но во время второго приражения диавола склонила внимание к словам, которые он говорил ей через змия, потом она воззрела на плод, увидела, что он действительно очень хорош, и поверила, что, вкусив его, они с Адамом станут богами и будут иметь великую славу и власть. Так, уступив сосложению, Ева приняла помысел, а потом исполнила его на деле, нарушив заповедь: ела сама и дала Адаму. Так они вдвоём согрешили преслушанием.

Согрешив, нарушив заповедь, совершив грех преслушания, они увидели, что наги, хотя прежде не замечали своей наготы, так как жили в незлобии и простоте. Но тут они познали, что наги, и застыдились.

Бог, Который видел их преслушание, пришёл на закате дня и позвал Адама:

– Ты где, Адам?

Адам ответил:

– Я услышал Твои шаги, Боже мой, испугался, застыдился и скрылся.

– Но почему, кто сказал тебе, что ты наг? И почему ты испугался, ведь раньше не боялся? Может, ты нарушил заповедь и ел от плода, от которого Я запретил вкушать, поэтому так себя и чувствуешь?

-Я не виноват. Виновата Ева, которую Ты дал мне в помощницы.

Бог обращается к Еве, спрашивает её и получает тот же ответ: Ева говорит, что она не виновата и перелагает вину на змия. Бог постарался предупредить зло, для того и задал вопрос в надежде, что люди попросят прощения, тогда Он простит их и не станет изгонять из Рая и наказывать смертью. Но один грех влечёт за собой другой: преслушание вызвало прекословие, а прекословие – осуждение90.

Так и человек: когда он послушен воле Божией, то в нём царствует добросердечие, благость, всё богатство Благодати Божией. Он чувствует в сердце Бога, великое Божественное заступление; он счастлив, радостен, но если же согрешит, нарушит волю Божию, то теряет это блаженное состояние, чувствует сильную печаль, утеснение от угрызений совести, которая обличает его за то, что он не сохранил волю Божию. Адам преслушанием принес смерть человеческому роду – смерть как душевную, так и физическую.

Физическая смерть состоит в разлучении души и тела, а душевная – в отлучении души от Бога. Разлучение с Богом – это очень страшная вещь. Ненадолго лишаясь Благодати Божией из-за какого-нибудь греха, мы чувствуем себя очень несчастными, чувствуем огорчение, душевное отчаяние, ничто материальное не доставляет нам удовольствия. Мы стремимся к восстановлению прежнего душевного состояния, ждём с нетерпением, когда Бог нас простит и мы почувствуем себя по-другому, – и так несколько мгновений, часов, дней. Но полное разлучение с Богом навечно – это так ужасно, что человеческий ум не может этого постичь. Кроме разлучения с Богом будет ещё и пребывание вместе с бесами, потому что и бесы и люди, осуждённые на вечные муки, будут обитать в одном месте – во внешней тьме, в бесконечном горе.

Новый Адам – Христос – послушанием Своему Небесному Отцу принёс человеку свободу. Своей Крестной смертью Он возвратил его в Рай, не земной, но Небесный, духовный Рай, непостижимый в своей славе и блаженстве.

Адам ослушался Бога и был изгнан из Рая; он, как говорится в одном тропаре Постной Триоди, сел перед Раем, стал против Рая и, глядя на него, плакал и причитал: «Рай, мене ради насажденный и через Еву затворенный...», – он обращался к Раю, словно это был живой человек, говорил ему: «Рай, где растут деревья, шумят листья, зреют плоды, благоухают цветы, попроси Бога, пусть Он пожалеет меня и вернёт обратно»91. Но было уже поздно. Молитвами и просьбами уже ничего нельзя было исправить.

Христос Своим послушанием, отсечением Своей воли представил в Своём Лице весь человеческий род, принёс Себя в жертву, пролил Свою Всесвятую Кровь, искупил нас, поднял нас на Свои плечи как победный трофей и принёс омытых и очищенных Своему Небесному Отцу, как жертву, как добычу, которую приобрёл исключительной Божественной расчётливостью.

Диавол воспользовался змием, вошёл в него, коварно заговорил с Евой и злоухищрённым лукавством добился победы. Христос же не сделался «мысленным змием»92, а воспринял человеческую природу и через неё одолел диавола и одержал великую победу. Закланный Агнец победил. Потому нам нужно возлюбить Христа всем сердцем, всей душой, всем своим существом: ведь Он принёс Себя в жертву, отдал жизнь, заплатил за нас долг, изгладил нашу вину и свободно повёл нас к стяжанию духовного Рая.

Возненавидим же от всей души образ действия Прародителей, чтобы и нам не пострадать так же. Праотец Адам ослушался Бога и мыслью, и делом. Сначала он допустил внутреннее согласие, а потом сотворил проступок – и произошло это чудовищное преслушание со всеми его страшными последствиями. А Христос Своим всесовершенным послушанием и повиновением воле Своего Отца, наоборот, искупил нас, приобрёл и ввёл в Рай. Смотрите, преслушание рождает смерть, а послушание – жизнь.

Мы знаем нечто подобное из собственного опыта. Всякий раз, когда мы проявляем непослушание, то чувствуем себя плохо, чувствуем себя несчастными, испытываем угрызения совести, огорчаемся, лишаемся Благодати Божией! Но когда оказываем послушание, стремимся соблюсти его в точности, то ощущаем радость и покой. Совесть торжествует победу: мы не боимся смерти, потому что знаем, что через послушание идём к Богу. Наш эгоизм мешает нам оказывать послушание, мешает нам оставить свою волю, поэтому мы вступаем в прекословие. Прекословие противоположно смирению, которое заграждает уста, препятствует помыслу – и человек не прекословит. А гордость и эгоизм рождают прекословие.

Адам стал прекословить и свалил вину на Еву, Ева – на змия, а получилось, что вместе Адам и Ева обвинили во всём Бога. Как? Смотрите: Адам сказал: «Ты дал мне Еву, вот на Тебе и ответственность, потому что если бы Ты мне не дал её, то мне не пришлось бы нарушить заповедь». А Ева поддержала: «Ты же, Боже мой, Сам сотворил змия, который меня обольстил». Следовательно, Адам и Ева возложили первопричину вины за всё на Бога и таким изворотом дошли до великого нечестия и неблагодарности. Они неправильно воспользовались своей свободой. Бог дал им возможность поупражняться в добродетели, но они не справились.

Так и теперь послушнику надлежит упражняться в отсечении собственной воли. Если послушник отсечёт свою волю, то получает награду вышнего звания – становится маленьким Христом, становится послушником, похожим на Христа. Потому мы должны всей своей душой возненавидеть преслушание и прекословие. Авва Паламон93 говорит: «Внимающему заповедям старца нет нужды внимать заповедям Божиим». Мы непрестанно должны заботиться о том, как отсечь свою волю. Послушанием Бог входит в человека, а непослушание заграждает от Него.

Всё просто: мы послушники, мы встали на путь послушания, чтобы трудами следовать ему, и должны не позволять преслушанию и прекословию предварять нас на этом пути, они нас до добра не доведут. Я не говорю о послушании только как о работе, а имею ввиду, в основном, духовное послушание – добровольное следование воле старца. Послушание духовное – это душа, а послушание в труде с понуждением – тело. Разница громадная.

Старец наставляет нас исповедоваться во всём, ведь мы и сами видим из практики монашеской жизни, что скрывавшие свои помыслы от старца впадали в заблуждение и терпели «кораблекрушение». Диавол много нашёптывает нам всего, прививая стыдливую скрытность. Но если Богу всё известно и ничто не сокрыто от Его глаз и от Его сердца, тогда для чего мне вообще что-либо скрывать? Открывая на исповеди свои помыслы и прегрешения, мы раскрываем диавола, выводим его на чистую воду. Когда диавол раскрыт, он не может устоять. Змея, когда выползает из своего гнезда на открытое место, старается всё же прятаться, чтобы человек её не убил. Так и искушение: когда оно откровением помыслов выходит наружу – спрятаться уже не может.

Часто диавол нам нашёптывает: «Не говори этого старцу, ничего тут плохого нет, ибо помысел пройдёт, потерпи немного», – так потихоньку он убеждает монаха, и тот не открывает помыслы, как это нужно для пользы души. Так, одно к другому накапливаются неисповеданные помыслы и проступки, в сердце и в душе послушника появляется очаг заражения, который со временем перерастает в злокачественную опухоль – рак, который вызывает страшную боль, а потом смерть. Диавол прилагает большие усилия, чтобы убедить именно новоначального послушника, который ещё обременён эгоизмом и гордостью, скрывать свои помыслы.

В «Отечнике» говорится об авве Пимене94, о том, что, когда он был новоначальным, его беспокоили три помысла. Как-то он пошёл к своему духовнику и старцу, который жил на расстоянии одного дня пути, чтобы открыть ему эти три помысла. Пока он шёл к старцу, то один из трёх помыслов забыл, а потому исповедал два, потом вернулся в свою келью и, когда доставал ключ, чтобы открыть замок, вспомнил третий помысел. Не открывая двери, он пошёл обратно к старцу, чтобы исповедовать и этот помысел. Увидев его, старец сказал:

– Быстро же ты пришёл, дитя моё!

– Вот, отче, я вспомнил ещё один помысел и пришёл его исповедать.

Тогда Старец, видя такую аккуратность в исповеди и самоотречение аввы Пимена, произнёс:

– Пимен, Пимен, Ангелов пастырь95, имя твоё прозвучит по всей земле Египетской!

И не только по Египту распространилась слава об авве Пимене, но по всему миру и поныне переходит из рода в род. Вот как вознаграждает Бог людей, исполняющих Его волю!

Но видели мы и других послушников, которые поступали наоборот – старец был рядом с ними, а они скрывали от него свои помыслы, что недопустимо и неправославно. Когда послушник услышит диавольский шёпот: «Не говори об этом старцу», – этот шёпот означает обман и ловушку. Тогда послушник должен подумать: «Почему он мне говорит, чтобы я не открывал это старцу? Разве старец не учитель мой, не наставник? Разве он не знает, как мне помочь? Разве он не врач моей души? Если я не покажу ему своей раны, то как получу исцеление?» Поэтому нужно полностью и искренне исповедовать свои помыслы и поступки.

Так, через духовное послушание мы достигаем своей заветной цели – стяжать Бога в сердце. Будем подвизаться в этом делании абсолютного послушания, возненавидим прекословие и преслушание. Уподобимся Христу, и если последуем путём Его послушания, то придём туда, где Он Сам восседает на Престоле Славы.

Добрый послушник, когда он постоянно раскрывает перед своим духовным отцом и старцем свой душевный мир, исповедуется искренне, исправляя неправильное, такой послушник, проходя через мытарства, не испытает никакого беспокойства. Совесть будет извещать его об истине, и монах сей будет свободен от великого страха, который бывает при исходе души. Большое счастье послушнику стяжать мирную совесть, которая приобретается абсолютным послушанием.

Когда послушник всё поверяет старцу, то получает прощение, освобождается от всякого диавольского воздействия, преуспевает на духовном пути, и это доброе состояние рождает в нём спокойствие совести, которая приносит дерзновение к Богу. Дерзновение совести освобождает человека от угрозы адского наказания. Потому каждый из нас пусть подумает так: «Я послушник. Почему бы мне не исполнять этих простых вещей, когда это принесёт мне столько благ, очищение совести, возможность беспрепятственно и безбоязненно пройти мытарства и увидеть Судию моего и Бога Христа со светлым Ликом?!»

Святитель Иоанн Златоуст96 говорит: «Будем молиться, чтобы нам увидеть светлый Лик Судии и не видеть, как Его тихие очи отворачиваются от нас на Суде». Отвращение97Божественного Лика – это первый знак вечного осуждения, который получает душа. Но если мы имеем постоянное размышление о том, как проводить наше жительство правильно, как искоренить свою волю, если постоянно изучаем Святых отцов, размышляем о смерти, Суде, аде, Рае, если во всём этом мы непрестанно поучаемся умом и сердцем, тогда, Благодатью Божией, нам невозможно не получить спасения.

Годы проходят, жизнь утекает как вода, пролетает как птица. Жизнь наша – это ничтожество, она пройдёт, закончится, а приобретением будет вечная жизнь. Душа послушника становится лёгкой, когда совлекается собственной воли, когда упорядочит помыслы, исходя из святоотческого взгляда на послушание, потому что тогда она следует прямым путём спасения.

Что прекраснее смирения! Нет жизни беззаботней, чем у послушника. Если послушник всё делает по послушанию, то ему ни в чём уже не нужно будет давать ответ Богу и путь его к Небу всегда будет открыт.

Необходимо постоянно поучаться в Законе Господнем, и денно и нощно обращать в уме мысль о смерти. Таковое памятование об исходе души пробуждает человека от сна, пробуждает мысль об имеющем быть во время исхода души – мысль о том, что рано или поздно он предстанет перед Праведным Судиёй. Вот где тяжело: час смертный ужасен! Но ужаснее прохождение души по воздушным мытарствам, ведь у бесов всё зафиксировано до последней мелочи, и это подробное описание душа увидит перед своими глазами.

А поучение в Законе Господнем и образ жизни, о которых мы сказали, не позволят бесам задержать нас на мытарствах. Поучение в Законе Господнем – это здоровье души. Когда человек здоров, ему приятно жить, всё у него получается, то же касается и здоровья души. Когда человек ощущает свободу от страстей – это означает душевное здравие, а находясь в состоянии душевного здравия, человек ощущает в себе Бога.

Святые отцы говорят о самодействующей молитве. Эта молитва есть не что иное, как утверждение Христа на престоле сердца. Для того чтобы Христос вошёл в сердце человека, необходима предварительная работа, необходимы самопонуждение и трезвение.

Зачем отказываться от удобного случая? Христос привёл нас сюда. Сколько нам жить, мы не знаем. Потому необходимо понуждать себя постоянно, каждый день проводить в размышлении, молитве, молчании, не нарушать установленного распорядка дня.

У каждого из нас есть определённое послушание, которое мы каждый день исполняем, и каждый точно знает, что в своём послушании должен делать. То же самое и в плане духовном, это у нас должно быть неким духовным послушанием души. С утра, приступая к монастырскому послушанию, будем приступать и к духовному послушанию, и пусть то и другое делаются вместе: тело трудится – пусть трудится и душа, уста пусть творят молитву, а ум пусть размышляет о молитве, чтобы быть готовым противостоять помыслам.

Он <супостат> приносит нам помыслы против Бога, помыслы против братий, мирские помыслы. Мы им противостоим молитвой, пренебрежением к ним или же возражением. Трудясь ежедневно так, нам просто невозможно не обучиться духовному рукоделию, духовному искусству и науке.

На послушании нужно поучаться в имени Христовом, чтобы не пустословить. Празднословие всегда влечёт за собой грех. Когда празднословим, посреди нас появляются бесы и, переходя от одного к другому, подсказывают: «Это-де скажи, то скажи», – так празднословие растёт и ширится со всякими скверными последствиями. Но когда творится молитва, тогда демоны убегают далеко, потому что не могут слышать имени Христова. «Именем Иисусовым бей супостатов», – говорит авва Иоанн Лествичник98. Но если мы не бьём их молитвой, они приближаются к нам и влагают тьму нечистых помыслов.

Также – когда мы собираемся в церкви, чтобы сообща петь и молиться Богу. Или, может, кто-то полагает, что в храме нет бесов? Они и туда приходят, и стоят, и нашёптывают нам много всякой всячины. Нам и здесь нужно быть очень-очень внимательными.

Также и вечером будем понуждать себя во время молитвы иметь поменьше мыслей в уме, не позволять уму блуждать тут и там. Кто сможет добиться того, чтобы держать в уме лишь несколько помышлений, как-то: повторение имени Христова, размышление о смерти, о Рае, о любви Божией – тот освободит ум от всякого диавольского размышления. Когда таким образом мы понуждаем ум духовно трудиться, то не даём совершаться диавольской работе и непременно ощутим в сердце радость, мир и что ещё пожелает подать нам Благой Бог.

Так не будем же принимать помыслы против братий. Часто «супостат» возбуждает в нас раздражение, вызывает внутренний беспорядок и, пользуясь случаем, поднимает бурю помыслов против братий. Тут монаху необходимо пресечь любой помысел, проигнорировать его, углубиться в молитву и таким образом остановить этот диавольский натиск. Ещё можно в этот момент удалиться в келью: одна-две чётки, молитва своими словами – и так отогнать беса, чтобы успокоилась душа и прекратились всякие помыслы осуждения.

Апостол и евангелист Иоанн, согласно «Откровению», видел множество людей, одетых в светлые одежды, исполненных великой Благодати и света, которые воспевали Небесные песнопения. И он спросил Ангела, который сопровождал его и изъяснял Небесные видения: «Кто это такие, что в такой славе воспевают сии неизреченные песнопения?» И Ангел ответил ему: «Это девственники – те, что будут следовать за Агнцем во веки веков». Это десятый Ангельский чин – спасённые монахи, которые будут следовать за Христом во веки веков и во веки веков созерцать Его Лик.

Подумайте о том, что Бог предназначил нам стать Ангелами. Мы плачем в скорбях и искушениях, тяжко вздыхаем и жалуемся на свою горькую долю, а ведь нам уготовано светлое, светлейшее, лучезарное место там, где обитал когда-то Денница; мы составим десятый Ангельский чин. Там все мы будем воспевать ангельские песнопения, все достигнем покоя и вечной радости созерцания Лика Христова.

Небо открыто и ждёт: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»99. В своём видении святой Андрей, Христа ради юродивый100, описывает красоту Небесного мира так: ум человека не может постичь царящие там блаженство и радость. Туда и будем обращать наши взоры во время скорбей и страданий и думать о воздаянии, ожидающем нас за терпение. Там не будет солнца, но Свет Божества будет освещать весь мир. Душа будет видеть красоту других душ и радоваться райской радостью. Одной мысли и уверенности, что это состояние не окончится никогда, уже достаточно. Никогда уже у души не отнимется сей светлый Пасхальный день, покой, Райская красота и несметные Небесные блага.

Подумаем об этом, отцы и братья, и постараемся всеми силами достичь этой великой цели нашей монашеской жизни. Аминь!

* * *

89

Произнесено в монастыре Филофей 19 сентября 1980 года.

91

«Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, веселие некончаемое и наслаждение, славо праведных, пророков красото, и святых Жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли, врата отверст и ми, яже преступлением затворих, и сподобитися древа животнаго прияти, и радости, еяже прежде в тебе насладихся» (в субботу Сырной седмицы на Великой вечерне).

92

См. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» архиеп. Андрея Кесарийского (гл. 12, ст. 36 «О семиглавом и десятирогом звере»).

93

Преподобный Паламон Египетский (Άββας Παλάμων, IV в.) – отшельник, аскет, наставник прп. Пахомия Великого. Память – 12 августа по ст. ст.

94

Преподобный Пимен Великий (Μέγας Ποιμήν, ок. 340–450) – аскет, основатель Скитского м-ря. Изречения Преподобного составили основную часть поучительных «Афоризмов». Скончался в возрасте 110 лет. Память – 27 августа по ст. ст.

95

Пимен – по-гречески значит пастырь. – Ред.

96

Иоанн Златоуст (Ιωάννης ό Χρυσόστομος, ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, один из трёх Вселенских святителей и учителей (вместе со свтт. Василием Великим и Григорием Богословом). Преставился 14 сентября 407 года, но ради праздника Воздвижения Креста Господня память перенесена на 13 ноября по ст. ст., а также – в Соборе трёх святителей 30 января по ст. ст.

97

«Толкование отца нашего святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, на святого Матфея, евангелиста», беседа LXVIII.

98

«Именем Иисусовым бей супостатов: ибо нет более сильного оружия ни на Небе, ни на земле» (Лествица, или Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Слово 21-е, ст. 7). Иоанн Лествичник (Ιωάννης της Κλίμακος, 525– 602) – игумен Синайского монастыря, богослов. Автор «Лествицы» (от ст.-слав, лестница, варианты – Лествица райская, Скрижали духовные) – руководства к нравственному самосовершенствованию. Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Память – в 4-ю Неделю (воскресение) Великого поста и 30 марта по ст. ст.

99

Ср. Мф.20:23.

100

Блаженный Андрей (Ανδρέας Σάλος, † 936 г.), Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский, Христа ради юродивый – известный святой, славянин, жил в X в. в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Память – 2 октября по ст. ст. «Житие» Андрея Юродивого – памятник византийской церковной литературы X в., автором которого считается константинопольский монах Никифор.


Источник: Искусство спасения / Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-. / Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., [8] л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle