Глава 6
Евр.6:1. Но теперь, оставив начаток Христова слова,
который восприняли вы как молоко (ибо доселе вам не угодно было сделаться совершенными в нем, так как вы не воздерживались от исполнения закона Моисеева, так что немощность ваша вынуждала даже и учителей ваших быть немощными вместе с вами (Гал.2:11, 1Кор.9:20–22, Деян.16:3), – вот поспешите теперь
к совершенству устремимся,
которое возвещается в Новом Завете.
Уже нет нужды снова возвещать вам веру, которую раз мы возвестили вам, – и нисходить к
Евр.6:2. крещению,
которое однажды приняли вы, ни к
возложению рук
священников, которое вы уже получили, ни проповедывать вам
воскресение
или вечную жизнь, уже возвещенную вам.
Евр.6:3. Если... позволит... Бог,.. сделаем... это
вторично: но Он не позволяет немоществовать и делать это.
Евр.6:4. Ибо невозможно, чтобы те, кои однажды крещены, и вкусили дара онаго небеснаго
чрез принятое ими врачевство,
и... причастниками стали Духа Святаго
чрез полученные ими дары Духа,
Евр.6:5. и начаток благого Слова Божия... вкусили
в новом Евангелии,
и силою будущих времен
вооружены, очевидно в уготованном праведникам обетовании, – а теперь если бы они
Евр.6:6. пали [согрешили] снова,
– то невозможно,
чтобы опять обновлялись
вторичным крещением
в покаяние:
ибо вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его, между тем как распятие совершилось однажды и уже не повторится более, и крещение оправдательное дано уже, и снова во второй раз не дается грешнику.
Привел для примера в своей речи и такую притчу. Как дождь бывает один на землю возделанную и невозделанную, причем земля возделанная приносит плод полезный для тех, «от коих возделывается», и после плода «получает и благословение» (Евр.6:7),
Евр.6:8. а
земля невозделанная
производит терния и волчцы,
оказывается негодною и подвергается проклятию,
конец же ея – в сожжение:
так и те, кои приняли очищение в крещении и получили тело живое, если сохранят полученное, то получат благословение, то есть дары обетований, – а те, кои после очищения грехов и приобщения Святому Духу снова вращаются в делах злых, названных терниями и волчцами, так как нет второго, могущего быть для них очистительным, крещения, – подвергнутся в конце сожжению.
После того, как Апостол высказал это, устрашая их, чтобы не грешили и не имели нужды в (новом) очищении, – теперь обращается к укреплению их: если, говорит, нет другого крещения для (вторичного) очищения вас, то ваши дела и любовь ваша да будут постоянным для вас крещением.
Евр.6:9. Хотя , – говорит, – так... говорим
и затворяем дверь милосердия пред праведными, чтобы они не грешили, однако для кающихся отверста дверь милосердия .
Евр.6:10. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше,
даяния то есть ваши,
и... любовь,
которую имеете вы к святым бедным, находящимся в Иерусалиме.
Евр.6:11–12. Но так желаем, чтобы каждый из вас показывал рвение
свое пред ближними своими, – не для того, чтобы самого себя выставить напоказ пред ближними своими, но чтобы возвещалась крепость ваша, потому что ожидаете совершенной надежды.
И до конца да не оказываетесь немощными
по уму вашему, впадая в грех, благодаря продолжительности времени, но становитесь
подражателями
прежних отцов,
кои верою
руководились, не имея еще закона, предвозвещавшего им о будущем, но сами избрали ее по собственному разумению, – и чрез долготерпение, которое было больше вашего, они сделались наследниками сего обетования, которое дано вам. Долготерпение ваше продолжается семьдесят или восемьдесят лет, а их – сто семьдесят лет.
Евр.6:13. Ибо Аврааму давая обетование... Бог,
поскольку не было ничего другаго большаго, чем Он мог бы поклясться,
поклялся Самим Собою
ради жертвоприношения Авраамова,
Евр.6:14. говоря:
Мною Самим клянусь, говорит Господь, что
благословляя благословлю
безчадие твое
и умножая умножу
безплодие твое (Быт.22:16–17).
Евр.6:15. И так долготерпел он сто лет и получил обетование свое.
Подобно тому, как
Евр.6:16. люди бо́льшим
себя клянутся во
всяком споре,
и Бог снизошел до того, что поклялся пред ними Самим Собою, почему и твердою оказывается эта клятва.
И этою самою клятвою
Евр.6:17. желал Бог... показать наследникам обетования,
что обетование Его, ради Его клятвы, неизменно.
Непреложная же клятва
Его была для
посредства,
то есть между Богом, и Ангелом, и Авраамом.
Евр.6:18. Чрез два непреложныя дела, в коих невозможно... солгать... Богу
– одно, что поклялся Самим Собою, – о другом сказал Давид: «поклялся Господь, и не раскается, что Ты – священник во век по подобию Мелхиседека» (Пс.109:4), – нам, сделавшимся наследниками этого обетования,
утешение... твердое
является, так как мы
прибегли
для укрепления себя не к правосудию Божию, то есть не как прежние, – но обратились к самому милосердию Божию и со всем тщанием твердо да пребываем в этом, дабы изъял и вывел нас из среды зол сего века и открыл нам путь
Евр.6:19. во внутреннейшее... завесы [за завесу].
Не во Святое Святых, куда входил Моисей, но во внутреннее место за завесу на небесах,
Евр.6:20. куда Предтеча
наш вознесся и
вошел Иисус Христос и сделался ...Священником во век,
– не для того, чтобы совершать жертвоприношения, как Аарон, но чтобы возвысить молитву всех народов, как и Мелхиседек.