Глава 6
Евр.6:1. Темже оставльше начала Христова слово на совершение да ведемся.
Слово «темже» употреблено вместо «впрочем». Так как вы сами должны уже быть учителями, то мы, оставив «слово начала» (т.е. начальное учение) о Христе, как выше изъяснено, устремимся к совершеннейшему и высшему слову о Христе.
Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел,
Не опять с начала предлагая вам первоначальное учение, как например: обратитесь от мертвых дел. A дела мертвые суть дела греха, как умерщвляющие и губящие душу и как дела отвратительные.
Евр.6:2. И веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго.
Равным образом не опять с начала, как выше сказано, предлагая вам учение о вере в Бога и все прочее по порядку, как напр.: о том, что вы должны веровать в Бога истинного, о крещении – что вы должны креститься, о наставлении в вере – что вы должны научиться тому, что нужно только-что крещенным, о возложении рук – что с возложением на крещенных рук Апостольских нисходит на них Дух Святый, о воскресении мертвых – что оно будет, и о суде вечном – что тот приговор будет вечный и навсегда. И так, всему этому учить вас вторично не будем: ибо всему этому мы уже учили вас, и все было сделано в надлежащем порядке. Слово крещение Апостол употребил во множественном числе ввиду не самого таинства крещения (ибо оно – едино, и одно и тоже), а множества крещаемых.
Евр.6:3. И сие сотворим, аще Бог повелит.
«Cиe» , т.е. что? – Стремление к совершеннейшему учению, как раньше сказано. Но чтобы кто-нибудь из крещенных не предположил, что он, согрешив, может снова креститься, Апостол, в предупреждение такой мысли, прибавил следующее.
Евр.6:4. Не возможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго,
Евр.6:5. И добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века,
«Невозможно бо обновляти в покаяние», т.е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «вкусивших дара небеснаго», т.е. отпущения грехов (ибо оно даруется с неба от пренебесного Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано: «и вкусивших добраго глагола Божия» (Апостол разумеет применимое к новопросвещенным учение о Боге) и «вкусивших силы грядущаго века», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «вкусивших» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех, как такое падение, которое есть преступление закона.
Что же! Ужели покаяние отвергается? – Да не будет!
Ибо употребив слово: «в покаяние», Апостол на этом не остановился, но прибавил:
Второе распинающих Сына Божия себе.
Через покаяние, говорит он, распинающее Христа.
Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхого нашего человека, т.е. грех, как и в другом месте он сказал, что «спогребохомся Христу крещением» (Рим.6:4). Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (в коем и самые погружения изображают погребение), то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься.
и обличающих.
И через вторичное крещение понося Его, как и в первый раз распявшие Его Иудеи. Или же: показывая таким действием, будто первое распятие не удовлетворило делу спасения людей, и оказалась нужда во втором. Глумливое желание второго распятия есть посрамление и позор для первого.
Евр.6:7. Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога.
Показав невозможность повторения крещения, т.е. крещения снова и свыше, он к этому присоединяет и устранение посредством примера. Здесь землею он называет научаемых, дождем – излияние учения богодохновенных словес и потоков небесных, как духовных и богодарованных, указывая вместе и на то, что этим дождем они (научаемые) часто напоялись. Былиями же добрыми называет хороший плод, благопотребный для тех, ради кого растение насаждается: здесь разумеется жизнь добродетельная и чистое житие, которое (учением) возделывается для самих же произращающих его, ибо оно возделывается для пользы и спасения тех, которые приносят плод. «Приемлет же благословение от Бога», это значит, что удостоивается благодати и похвалы именно такая земля, т.е. плодорождающие, по сказанному, ученики.
Евр.6:8. А износящая терния и волчец непотребна и клятвы близ,
А произращающая «терния и волчцы». Тем и другим словом Апостол называет грехи, которые подобно терниям терзают и пронзают душу и, как волчец, колют ее и ранят, откуда бы они ни взялись, и с какой бы стороны ни приражались к ней. Он не сказал, что такая душа нод проклятием, а сказал только, что она близ клятвы, устрашая этим, a вместе с тем и утешая: ибо еще не подпавший под проклятие может быть и вдали от него и может избегнуть его.
еяже кончина в пожжение.
Это есть неизбежное последствие проклятия. Ибо если она (душа) будет произращать терния, то наконец будет сожжена вечным огнем. Смотри, как он не окончательно поражает, чтобы не сделать их еще более бесстыдными, а равным образом и не совсем врачует, дабы не сделать их и более беспечными; но употребив небольшое поражение, он прилагает к ним за это большое врачевство следующими словами:
Евр.6:9. Надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем.
Хотя мы и говорим именно так, как, сказано уже, – но говорим это не потому, чтобы с презрением относились к вам, и не потому, чтобы считали вас полными терний: ибо мы гораздо лучшего мнения о вас, именно – что вы творите дела благие и спасительные, чтобы спастись.
Евр.6:10. Не обидлив бо Бог забыти дела вашего,
Т.е. дела, конечно, доброго. Напротив, и поэтому-то Он и спасет всех, если только вы сами не устраните от себя спасения
и труда любве, юже показание, т.е. в отношении к братиям.
во имя Его послуживше святым и служаще.
Во имя Христа послуживше уверовавшим и продолжая служить нуждам их. Сказал он это о более состоятельных и способных уделять из своего состояния, которые и действительно доставляли необходимое более бедным.
Евр.6:11. Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание ко извещению упования даже до конца,
Чтобы каждый выражал то же тщание даже до конца, чтобы вы могли убедить взирающих на ваше усердие, что вы надеетесь на будущие блага: ибо усердствующий здесь усердствует в надежде на тамошнее воздаяние.
Евр.6:12. Да не лениви будете
Как относительно внимания, по сказанному выше, так и в отношении дел: ибо тот, кто усердствует «до конца», тот ленив, сонлив и слаб. Или: не будьте ленивы в отношении к (делах) добродетели по причине отдаленности (исполнения) надежды.
но подражатели наследствующих обетования верою и долготерпением.
Напротив будьте подражателями Aврааму, который верою в то, что он получит обещанное ему Богом, несмотря на большой промежуток времени (между обетованием и исполнением его), не малодушествовал в надежде своей, a долготерпеливым пребыванием в таковой вере достиг исполнения обещанного ему. Так и вы верою и долготерпением в отношении к обетованному вам царству небесному получите его.
З) О том, что обетование Божие непоколебимо и подтверждено клятвою.
Евр.6:13. Аврааму бо обетовая Бог, понеже ни единем имяше большим клятися.
Евр.6:14. Клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя и умножая умножу тя.
Ибо Бог обещал ему как наследие земли обетованной, т.е. Палестины, так и бесчисленное множество людей от семени его. О клятве же написано в книге Бытия, что «воззва Ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною самем кляхся, глаголет Господь» и т.д. (Быт.22:15–16). И затем: «благословляя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» (Быт. 22:17). Ибо люди клянутся Богом, как существом высшим, а Бог, не имея предмета, высшего Себя, для клятвы, поклялся Собою, как об этом только-что сказано, т.е. поставив Себя свидетелем и поручителем Своего обещания, Он этим самым выразил непреложность его.
Евр.6:15. И тако долготерпев, получи обетование.
«Долготерпев», как сказано выше, «получи же обетование», после того, как исполнилось благословение (Божие), умножилось семя его, и получилась в наследие земля обетованная.
Евр.6:16. Человецы бо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть.
Так именно оканчивают они и разрешают всякое случившееся у них прекословие и несогласие, и это уже потом становится для них твердым и удовлетворяет их.
Евр.6:17. В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета своего, ходатайствова клятвою:
«В немже», т.е. в слове обетования. В этом обетовании Бог, желая сильнее показать наследникам обетования непреложность своего обещания, употребил клятву, сделал ее поручительницей непреложности его исполнения, по сказанному выше. Наследником же «обетования» в чувство-постигаемом виде был народ древний, в разумно же понимаемом смысле народ новый (новозаветный): ибо и семя Авраама с одной стороны составляют связанные с ним узами родства телесного, а с другой – уподобляющиеся ему духовно – по силе веры, как об этом с большей подробностью сказано в другом послании (Рим.9:7).
Евр.6:18. Да двема вещьми непреложными, в нихже невозможно солгати Богу, крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование,
Все равно: просто ли Бог дал обетование, – оно неизменно и твердо, присоединена ли к обетованию клятва, – оно остается одинаково неизменным и твердым. Присоединена же она для совершеннейшего убеждения нашего, дабы по этим двум основаниям мы имели крепкое утешение «ятися за предлежащее упование»: т.е. имели бы сильнейшее влечение души и убеждение мысли в наследии того, что обещано. Мы же «прибегшии к Богу» – конечно верою, как и Авраам, отец наш по вере.
Евр.6:19. Еже аки котву имамы души,
Ибо как якорь, брошенный с корабля, твердо держит его на одном и том же месте и не дает ему возможности колебаться: так и надежда душу, обуреваемую волнами и увлекаемую ветрами искушений, останавливает в безопасном месте и не дает ей возможности блуждать. И если бы мы ее (надежды) не имели, то давно погибли бы. Великую силу надежды всякий может усмотреть не только в области жизни духовной, но и в обычных житейских делах, как, напр., в торговле, в земледелии и т.п. Ибо кто ею не руководится, тот и за дело взяться не может.
тверду же и известну,
Корабельные якори сами часто приходят к колебанию, потому что иногда не имеют в себе устойчивости по причине своей легкости; но совсем другое дело – надежда.
и входящую во внутреннейшее завесы
И проникающую на небо: здесь небо он называет завесой. В самом деле, ведь надеждою мы возносимся к пренебесному и, живя здесь (на земле) и услаждаем себя мыслью о том, что есть там (на небе).
Евр.6:20. Идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину мелхиседекову первосвященник быв во веки.
Вот и другое для нас утешение: Ибо Он за нас вошел, чтобы и нам туда войти. Он наперед вошел, чтобы потом ввести следующих за Ним, по Слову Его: «иду уготовати вам место» (Ин.14:3)
по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки.
Это в достаточной мере изъяснено выше. Там объяснено нами речение Давидово: «Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову» (Евр.5:10). Желая показать вообще большое преимущество Нового Завета пред Ветхим, Апостол еще в начале этого Послания выразил мысль, что тем (отцам) Бог говорил в лице пророков, а нам возглаголал в Сыне, равным образом и в других местах он часто повторял мысль об этом; но здесь, в виду намеченной цели. Он значительно сильнее ведет речь об этом предмете.
И прежде всего он увязывает преимущество Христа пред (ветхозаветными) священниками, выставляя прообраз Его в лице Мельхиседека.