Глава 5
Евр.5:1. Всяк бо Первосвященник, от человек приемлем за человеки поставляется на службы, яже к Богу.
«Из человеков избираемый на службы, яже к Богу», т.е. ходатаем пред Богом.
Да приносит дары же и жертвы о гресех.
«Дарами» называлось то, что приносили Богу чрез первосвященника, по своей воле, а не по требованию Закона; «жертвою» же – то, что исполнялось по предписанию закона.
Евр.5:2. Спострадати могий невежествующим и заблуждающым:
Могущий терпеть и уничижение и страдание вместе с согрешающими, к чему побуждает его мысль, что он и сам под грехом, как вообще человек: ибо нет человека совершенно безгрешного. «Невежествующими и заблуждающими» он назвал грешников; потому что они, обезумевши от греховной страсти, теряют (нравственную) чувствительность в то время, когда грешат, а не чувствуя того, что они дурно делают, они и называются невежествующими и заблуждающими.
Понеже и той немощию обложен есть.
Как человек, хотя и первосвященник.
Евр.5:3. Сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи.
Ради умилостивления (Бога) и отпущения грехов: ибо Закон предписал первосвященнику приносить жертвы – одну за свои грехи, а другую за грехи народа. Далее указывает и другой отличительный знак первосвященника, говоря:
Евр.5:4. И никтоже сам себе приемлет честь,
не по своей воле, не сам от себя. Под честью разумеет честь первосвященничества. Здесь он намекает на присвояющих себе священство куплею.
но званный от Бога, якоже и Аарон.
Призвание Богом Аарона на священнослужение выразилось разными способами: и тем, что жезл его прозяб, и тем, что огнь истребил тех, которые восстали на него и нападали на его первосвященство (Числ.16:35).
Евр.5:5. Тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника,
не Сам Себя возвысил на степень Первосвященника,
но глаголавый к Нему: Сын Мой ecи Ты, Аз днесь родих Тя (Пс.2:7).
Но этим прославил Его Бог, и облек Его в сан Первосвященника Тот, Который сказал Ему: «Сын Мой еси Ты» и пр., как это изъяснено уже в начале настоящего послания (Евр.1:5). Далее представляет и свидетельство от Давида.
Евр.5:6. Яко же и инде глаголет: Ты ecи священник по чину Мелхиседекову (Пс.109:4).
Он Священник, как давший вкусить от хлеба и вина Апостолам на Тайной Вечери, подобно тому, как и Мелхиседек – тем, которые были с Авраамом, возвращавшимся с войны (Быт.14:18). Вечным назван, как не имеющий ни начала дней Своих, ни конца жизни – по Божеству Своему, как Мелхиседек, по бытописанию (Евр.5:3). Впрочем Мелхиседек не имеет этого только потому, что бытописание умалчивает об этом, Христос же – на самом деле. В дальнейшей речи (Апостола) найдем и другия черты подобия (у Христа с Мелхиседеком).
Евр.5:7. Иже во днех плоти Своея моления же и молитвы к Могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес,
«Во днех» пребывания воплоти, т.е. во время Своей жизни во плоти Он просил Отца, как человек, об освобождении от смерти, когда, по свидетельству Евангелиста, Он возносил к Нему усиленную молитву, находясь в напряженном подвиге страданий. Ибо тогда Ему естественно было сильно вопить и проливать слезы – по закону человеческаго естества, которое так усиленно выражает Свою мольбу в важных обстоятельствах жизни. Правда, Евангелисты с такою ясностью не писали об этом (о степени страданий), но все-же и они выражают это указанием на усиленный подвиг и на напряженную Его мольбу: ибо мольба есть напряженная степень прошения.
и услышан быв от благоговеинства,
за добродетель, какую Он имел, как человек. Все вышесказанное относит в Нему по человечеству. Каким же образом Он был услышан? – Избавлением от смерти. А как же Он избавлен? – Восстав из мертвых и уже более не умирая: ибо, говорит (Апостол), «смерть Им ктому не обладает» (Рим.6:9).
Евр.5:8. Аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию,
Здесь заключение речи об этом, именно: «Иже во днех плоти Своея», совершив то и другое (вочеловечение и страдания), «навыче», как человек, повиноваться Богу, исполнять волю Его. Навык же Он на основании того, что претерпел. Что же значит: «навыче»? Значит: действовал, или преуспевал в правых делах, как человек, хотя и был Сыном Божиим как Бог. Видишь, какая польза от страданий? Они совершенствуют послушание. И вы страданиями усовершите в себе это великое и Христо-подражательное дело. Апостол поставил им (ученикам Своим) это на вид с целию убеждения и поощрения их к послушанию Богу. Григорий Богослов, изъясняя это речение, говорит: вот почему Апостол послушание украшает самым делом и выражение его указывает в страданиях. В самом деле, одного намерения недостаточно и для нас, конечно, если мы делом стали бы уклоняться от него: дело есть доказательство намерения. Намерением он (Григорий) называет вообще расположение.
Евр.5:9. И совершився бысть всем послушающым его виновен спасения вечнаго,
Достигнув совершенства в послушании путем страданий, Он для повинующихся Ему сделался виновником спасения вечного, спасения не только от смерти, но и от наказания и от всякой скорби.
Евр.5:10. Наречен от Бога Первосвященник
Ты, говорит, Священник во веки. Ибо как Первосвященник молил Бога о Себе и о людях, так и Христос, по человечеству, возносил (к Богу) моления и молитвы с воплем и со слезами, как сказано выше.
по чину Мелхиседекову.
Немного выше об этом уже сказано.
Ж) Упрек тем, которые вторично нуждаются в первоначальном учении, и побуждение к усиленному вниманию, так как втораго начала не должно быть. Ободрение (прочим) с похвалою.
Евр.5:11. О Немже многое нам слово.
«О Немже» – о Христе, каким образом Он называется Первосвященником.
И неудобь сказаемое глаголати.
Как по высоте догматов, о которых предложит нам слово, так и по слабости и уничиженности слушателей, которые не в силах подняться до высоты понимания их.
Понеже немощни бысте слухи.
Главным образом оно потому «неудобь сказаемо», что вы «немощни бысте», т.е. вы беззаботны в отношении к слушанию высших догматов, или: вы слабы в усвоении божественнейшего и совершеннейшего учения о Христе. Словом «бысте» (стали) он показал, что прежде они были усердны и любознательны.
Евр.5:12. Ибо должни суще быти учители лет ради, паки требуете учитися, кая письмена начала словес Божиих.
«Лет ради», как давно уже уверовавшие и наученные. «Письмена же начала словес Божиих», это – слова об уничижении Христовом – учение о Нем, как о человеке: ибо это учение есть как бы начальные «письмена», так как оно прежде всего другого служит предметом оглашения; оно же есть «начало», как ближе всего приспособленное к пониманию вводимых в веру: ибо то, что относится до вочеловечения Христа, есть введение и начало таинственнейшего учения о Божестве Его. «Паки требуете учитися» от меня тому, чему вы уже научены, говорит Апостол.
И бысте требующе млека, а не крепкия пищи.
Это есть развитие и пояснение выше сказанного: млеком Апостол называет учение простейшее, слово об уничиженном состоянии (Христа), питающее детский ум, пищею же крепкою высшие догматы учения, удобоприменимые к людям зрелым по мысли и достаточно совершенным по духовному состоянию своему.
Евр.5:13. Всяк бо причащаяйся млека неискусен слова правды.
Всякий питающийся упомянутым млеком чужд понимания речи о Божестве Христа. Под «правдою» здесь нужно разуметь Божество Его: ибо и в других местах он называет Его правдою, как Судию, да и Сам Он сказал об Отце, что «суд весь даде Сынови» (Ин.5:22). Или и иначе сказать: несмыслен (питающийся млеком, в уразумении смысла правды Христовой, как Он, по требованию правды, будучи Богом, вочеловечился.
Младенец бо есть.
По смыслу своему: ибо и питание млеком свойственно младенчеству.
Евр.5:14. Совершенных же есть твердая пища.
Совершенных умом.
Имущих чувствия обучена долгим учением.
Имеющих по причине совершенства тщательную судительную способность души, которою распознается, что – добро и что – зло. В частности теперь речь о догматах учения ибо «гортань брашно вкушает, душа же словеса разсуждает» (Иов.12:11). Посему и прибавил:
в разсуждении добра же и зла.
в распознавании доброго и худого учения.