Источник

Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, в неделю Самаряныни (Деян.11:19–26)

Коликократно диавол вооружался на Церковь Христову, толикократно же он был со стыдом отражаем и преодолеваем. Он произвел великое гонение на Церковь при самом ее начале, усиливаясь изгладить из сердец и уст человеческих пресвятое имя Иисуса Христа. Но видя, что гонения бесполезны, пoелику число верных, с умножением гонений, более возрастало, вознамерился совершенно истребить исповедников веры. И потому, когда перводиакон и Апостол Стефан с дерзновением проповедывал имя Христово, он такую ярость и гнев воспламенил в сердцах Иудеев, что они скрежетали зубы своими, и устремившись на него, без всякого милосердия камением его побили (Деян.7:54–59). «Бысть же в той день гонение велие на Церковь Иерусалимскую» (Деян.8:1).Сие гонение было причиною того, что ученики Христовы все, кроме Апостолов, рассеялись по странам Иудейским и Самарийским. Посему враг Церкви радовался, преодолев, по его мнению, проповедников имени Христова, и упразднив веру в Него. Но сия мнимая его победа, соделавшая имя Христово более известным и более славным, покрыла его навсегда стыдом и бесчестием: потому что некоторые из рассеявшихся учеников Христовых, пришедши в великий град Антиохию, обратили там великое число людей к вере во Христа. И во граде оном первый раз услышано было имя, «Христианин», потому что там во-первых веровавшие во Христа названы были Христианами. И так имя Христово во время гонения сего не токмо не изгладилось, чего диавол всячески домогался, но еще в большей открылось славе, и соделалось именем, славою и величием всех верных, якоже Бог восхотел и от века определил. Христиане! Выслушайте объяснение ныне чтенного деяния Апостольского, да, почудившись делам Божиим, возвеличите всечестное и великолепое имя Иисуса Христа.

Деян.11:19. Во днех онех, Апостоли, разсеявшиися от скорби бывшия при Стефане, проидоша даже до Финикии и Кипра и Антиохии, ниединому же глаголюще слово, токмо Иудеем.

Скорбь, бывшая при Стефане, есть не иное что, как печаль, которою все верные были поражены, видя Стефана побиенного камением, и представляя все ужасы, гонения на Церковь, бывшего в день смерти сего праведника. Апостолами же здесь названы не те, коих считается дванадесять (Деян.11:22): ибо они в то время были во Иерусалиме, назидая там Церковь: но прочие ученики Христовы, потому что и они посланы были на проповедь. Сии убо ученики по причине гонения, бывшего при Стефане во Иерусалиме, ушед оттуда, рассеялись по разным местам: иные из них пошли в Финикию, в Сирскую провинцию, где находились Тир и Сидон: другие в славный остров Кипр, а некоторые в великий и многолюдный град Антиохию, первый по тогдашнему времени из восточных градов. В местах сих много жило Иудеев: а некоторые из них, хотя там не жили, но по часту туда приходили. Сих-то одних, а не язычников, сии святые ученики Христовы учили слову веры, исполняя завещание Учителя своего, которое Он им дал, повеление предпочитать Иудеев, и им первым проповедывать Евангелие. «На путь язык не идите», рек им Господь, «и во град Самарянский не внидите: Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф.10:5–6). Почему и блаженный Павел сказал Иудеям не приявшим Евангельской проповеди: «вам бе лепо первее глаголати слово Божие, а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки» (Деян.13:46). Таковое предпочтение народ Иудейский получил потому, что по Боговедению, которое он имел, дано ему было первее «всыновление, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования» (Рим.9:4). Из сего же рода были Праотцы, то есть Авраам, Исаак, Иаков и все Пророки: из сего рода и сам Христос по плоти. Почему они были предуготовлены ко принятию Евангельской истины.

Деян.11:20–21. Бяху же неции от них мужие Кипрстии и Киринейстии, иже вшедше во Антиохию, глаголаху к Еллином, благовествующе Господа Иисуса. И бе рука Господня с ними: многое же число веровавше, обратишася ко Господу.

Из вышепомянутых учеников Христовых некоторые, родом Кипряне и Киринеане, пошли в Антиохию, и учили находящихся там Еллинов, то есть тех людей, которые по роду и по исповеданию были Иудеи, а по местопребыванию и по языку Еллины. Сим Еллинам благовествовали они Господа, то есть Иисуса, вся яже о нем возвещали им, и проповедовали. «И бе», говорит Апостол, «рука Господня с ними». Божественный Лука называешь рукою Господнею чудеса не токмо на сем месте, но и на другом: а именно, когда говорит он от лица Апостолов: «внегда руку твою прострети ти во исцеление» (Деян.4:30). Равным образом, когда говорит от лица Павлова: «и ныне се рука Господня на тя: и будеши слеп» (Деян.13:11). И так сии святые мужи творили в Антиохии чудеса, утверждая оное слово Евангельское, ими проповедуемое: почему они и великое множество народа, там обитающего обратили в веру Христову.

Деян.11:22. Слышано же бысть слово о них во ушию церкве, сущия во Иерусалиме: и послаша Варнаву преити до Антиохии.

Церковь Иерусалимская есть первая, есть матерь всех церквей Христианских. Апостолы и ученики Христовы, исходя из оной, обращая чрез проповедь Евангельскую людей к вере во Христа, учреждали по разным местам церкви: она же яко первая, яко матерь, яко учитель, и яко имевшая тогда в себе Богоносных Апостолов, не токмо разрешала недоумения других церквей: не токмо полагала свои определения, которые прочие церкви принимали за слово Божие: но и пеклась о том, чтобы принявшие веру более и более утверждались в истине правых догматов, и преуспевали в Боголюбезных добродетелях. Почему она как тогда, когда узнала, что Самария прияла слово Божие, послала к ним Петра и Иоанна (Деян.8:14–15): так и тогда, когда дошло во ушию ее происшедшее в Антиохии, то есть, когда услышала она о чудесах, которые творили там ученики туда пришедшие, и об обращении многих из Антиохиан, послала к ним Варнаву, дабы он, споспешествуя делу тому, утвердил в вере приявших оную, и обратил к оной неверующих. Но для чего послала она Варнаву, а не другого кого? Потому что он первый из семидесяти учеников показал горячайшую любовь ко Христу и ревность «продав свое село и положив цену пред ногами Апостол» (Деян.4:37). И Апостолы, видев его способность утешать братию, назвали его вместо Иосии Варнавою, то есть сыном утешения: он был также «муж благ, и исполнь Духа Свята и веры» (Деян.11:24). Сверх сего он имел и мирские преимущества благопотребные к сему посольству: пoелику яко Киприянин по отечеству его и от колена Левиина, благоугоден был соотечественникам его Кипрянам, пришедшим первее в Антиохию и веру там проповедавшим: а яко по родителям его ведущий язык Еллинский способен был проповедывать учение в Антиохии. По сим добродетелям и дарованиям Варнавы церковь Иерусалимская избрав его, туда и послала.

Деян.11:23–24. Иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася: и утешаше вся изволением сердца терпети о Господе: Яко бе муж благ и исполнь Духа Свята и веры: и приложися народ мног Господеви.

Вот плод посольства Варнавина. Сей благий муж исполненный даров Святого Духа, теплой и твердой веры, когда пришед в Антиохию, узрел там благодать Божию, то есть чудеса, веру и добродетель верующих, возрадовался и возвеселился: Божественную же ревность восприяв, просил принявших веру пребыть твердыми и непоколебимыми в том сердечном их расположении, с каковым они, уверовавши во Христа, творили дела добродетели. Известно притом, что он с таковою же ревностию научал и неверных, и увещевал их обратиться от заблуждения их: потому что со времени пришествия его в Антиохию число верующих весьма много увеличилось: но он сим не удовлетворился: а видя, «яко жатва бе многа, делателей же мало» (Мф.9:37), вышел из Антиохии, взыскуя способнейшего и рачительнейшего делателя Евангелия.

Деян.11:25. Изыде же Варнава в Тарс взыскати Савла, и обрет его, приведе его во Антиохию.

Павел назывался Саулом и Савлом: так неужели он имел три имени, или только два (Деян.9:4, 17; См. Злат. 8 Феоф. на Деян.11): ежели Саул и Савл суть одно и тоже, а различествуют в одном произношении. Или он назывался Саулом и Савлом, а Божественные Апостолы назвали его Павлом, так как и Иосию Варнавою, Иосифа, нарицаемого Варсаву, Иустом, а Иоанна Маркою (Деян.4:36, 1:23, 12:25, 13:9). Сие последнее кажется вероятно. Неизвестно только, почему Богоглаголивый Лука называет Павла Савлом до тринадесятой главы Деяний, а с нее, где он пишет, что Савл, иже и Павел, предстал пред Анфипата Сергиа Павла, даже до конца Деяний называет его Павлом. А что некоторые думают, будто он назвал Савла Павлом, следуя обычаю Римлян: то невероятно и недостойно высоких мыслей Апостольских. Оставив сие, обратимся к Варнаве: в Апостоле Варнаве были две великие добродетели, достойные примечания: во-первых, та Апостольская ревность его, которою он, будучи воспламенен предпочитал собственной пользе пользу ближнего; во вторых, то истинное его смирение, которое заставляло его мало думать о самом себе, а много о Павле. Варнава, яко посланник Апостольский в Антиохию, имел там первенство, всякую честь и уважение: но будучи побеждаем ревностию к вере, приводит в Антиохию Павла, и объявляет его учителем и начальником проповеди. Варнава был учитель веры предовольный и изящный, что показывают дела его: ибо с того времени, как он пришел в Антиохию, число верных умножилось: но смирение внушило ему, что потребно иметь ему помощника, и что Павел, яко муж совершеннейший может принести больше плода, нежели он: посему он и пошел в Тарс, чтобы найти Павла, коего там нашедши, привел в Антиохию. Здесь заметить также должно ревность и послушание Павлово: ибо он как скоро узнал причину пришествия Варнавина, тотчас его послушался, и охотно за ним последовал.

Деян.11:26. Бысть же им лето цело собиратися в церкви, и учити народ мног, нарещи же прежде во Антиохии ученики Христианы.

Божественный Варнава достиг цели своей: они оба с Павлом начиная с того времени, как Павел прибыл в Антиохию, ходя целый год в Церковь, учили собирающийся туда народ. «Нарещи же прежде в Антиохии ученики Христианы»: сии слова означают, что ученики, верующие во Христа, тогда в первый еще раз названы Христианами: а хотя здесь и не упоминается, кем они названы: однако ж безошибочно можем заключить, как видеть можно из слов вышеупомянутых, и как внушает нам разум, и подтверждают святые Отцы, что верных назвали Христианами Богоносные Апостолы по откровению (Афан. в 45 Отв. Нисс. о совер. Злат. Икум. Феоф. на Деян.). Некоторые честь сию приписывают Павлу, говоря, что он прославил имя Христово в Антиохии, назвав учеников Христианами. Великую же славу для Антиохии и Антиохиан составляет то, что в ней первый раз услышано имя Христианин: и что в ней верующие первые именованы Христианами: прежде сего верующие во Христа назывались учениками, братиями, святыми, верными: а Иудеи называли их Галилеанами, или Назореанами. С сего же времени, как назвали их в Антиохии Христианами, начали сим именем называть их уже все, как верные, так и неверные. «Аще ли же яко Христианин, да не стыдится» (1Пет.4:16), написал в своем послании святый Петр? «вмале мя препираеши Христианина быти» (Деян.26:28), сказал Царь Агриппа Павлу.

Деян.11:27. В тыя же дни, снидоша от Иерусалима пророцы во Антиохию.

Не удивляйтесь, слыша во Евангелии, что все Пророки до Иоанна Крестителя пророчествовали: и что здесь, Пророки пришли из Иерусалима в Антиохию, и не думайте, чтобы Евангелие противоречило Деяниям Апостольским. Сии Евангельские слова: «вси бо Пророцы и закон до Иоанна прорекоша» (Мф.11:13), означают тех Пророков, которые предрекли о пришествии Христовом, которые пророчествовали начиная от Адама, даже до Иоанна, а потом уже престали: Пророки же, бывшие по Рождестве Христовом, суть те, которые предсказывали не о Иисусе Христе, но о вещах быть имеющих: о сем то Пророческом даре предсказал Пророк Иоиль, говоря: «и будет по сих, излию от духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши» (Иоил.2:28). Сей Пророческий дар получили дванадесять Апостолы чрез Духа Святаго, излиявшегося на них в день Пятидесятницы: а прочие получили его чрез возложение на них рук Апостольских. «И возложшу», пишет Божественный Лука, «Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня: глаголаху же языки, и пророчествоваху» (Деян.19:6). Сей Пророческий дар получили по предсказанию Иоилеву не токмо мужи, но и жены: потому что и четыре девицы, дщери Филиппа благовестника, пророчествовали (Деян.21:9). Здесь святой Историк упомянул о имени одного только Агава, а о прочих Пророках, пришедших с ним из Иерусалима в Антиохию, умолчал. Может быть они были самые те, имена коих описывает он в тринадесятой главе. «Бяху же нецыи», пишет он, «во Церкви сущей во Антиохии Пророцы и учителие, Варнава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеанин, и Манаил со Иродом четверовластником воспитанный, и Савл» (Деян.13:1).

Деян.11:28. Восстав же един от них именем Агав, назнаменаше духом, глад велик хотяще быти по всей вселенной: иже и бысть при Клавдии Кесаре.

Один из трех Пророков, которые пришли из Иерусалима в Антиохию, именем Агав, став посреди верных, там находившихся, предсказал благодатию Святого Духа, что великий глад имеет быть по всей вселенной, которой и был во время царствования в Риме и Клавдия Кесаря. Агав, получивший дар пророчества, был один из семидесяти Апостолов: православная Церковь совершает память его вместе с прочими четвертого января. А что глад подлинно был во время царствования Клавдиева, о том свидетельствует не токмо Божественный Лука, говоря: «иже и бысть при Клавдии Кесаре», но Иосиф Иудеянин, которой повествует, что царица Адиавинская Елена узнав, что тогда, то есть во время царствования Клавдиева, свирепствовал глад во Иерусалиме (Иос. Книг. 20 гл. 1 и 2. Древн.), послала туда прежде сама нарочитое количество хлеба и смокв, а потом и сын ее Изат послал туда же великое число денег. Сверх сего свидетельствует о сем и Римский писатель Светоний Транквилл, пиша о Клавдие, что он от народа ругательствами и хлебными кусками так был заметан, что едва мог уйти во дворец задним путем (Свет. о Клав. гл. 18). Но что глад оный был по всей вселенной, на то свидетельства мы не имеем, потому ли, что не везде были Историки, или потому, что книги, об оном повествовавшие, потеряны. А может быть Пророк Агав употребил в сем случае риторическое украшение именуемое «увеличение»10 и под словами: по всей вселенной, разумел те земли, коими обладали тогда Римляне. Предрек же он сие во-первых для того, чтобы неверные в происшедшем гладе не обвиняли верных говоря, что такое наказание послано за то, что вера их, которую они получили от отцев своих, изменяется: во-вторых для того, чтобы предузнав о сем верные постарались о учинении помощи Христианам, жившим тогда во Иудеи, где глад жесточае свирепствовал: что верные, находившиеся в Антиохии, и исполнили, как из следующих слов явствует:

Деян.11:29–30. От ученик же, пoелику кто имеяше что, изволиша кийждо их на службу послати живущим во Иудеи братиям: Еже и сотвориша, пославше к старцем рукою Варнавлею и Савлею.

Ученики, то есть, Христиане, находившиеся в Антиохии, услышав пророчество Агавово, поверили ему: и посему каждой из них, по возможности своей, иной многое, а другой малое что определили послать к братиям своим Христианам, живущим во Иудеи, на службу, то есть на служение и вспоможение, что и исполнили, собрав все, кто что дал, и послав оное с Апостолами Варнавою и Павлом к старцам во Иудею, дабы они разделили оное по неимущим. Кто же такие были сии старцы? Слово старец, старейшина или пресвитер, равно как и Епископ, имеет два значения: одно собственное или буквальное, а другое в церковном знаменовании принятое. По первому знаменованию Епископ, означает наставника, блюстителя и правителя, а по второму, Архиерея11: так и старец по первому значению означает человека старшего летами: а по второму – совершителя таинств, то есть Священника, или настоятеля в Церкви. Сих-то старцев, то есть священников, рукоположили Павел и Варнава в Листре и Иконии и Антиохии: о сих-то старцах Павел писал к Титу, дабы он поставил их по всем градам, как и устно то сделать ему повелевал: сии-то были старцы оные Ефесской Церкви, коих тот же Павел призывал в Милит: сих-то старцев Иаков брат Божий завещевал болящему к призывать, да помажут его елеем для очищения грехов и здравия телесного (Деян.14:23; Тит.1Деян.20:17; Иак.5:14). Что ж касается до того, что Евангелист и Апостол Иоанн назвал самого себя старцем (2Ин.1:1; 3Ин.1:1), то он назвал себя не по сему значению, а по первому, то есть потому, что он был старший: ибо он был не только священник, но и Архиерей: так как и все Апостолы, яко совершители всех таинств и правители всякой Церкви, были Архиереи: а старцы или пресвитеры Церковные были только священники, управляющие каждые в особенности одною некою Церковию. Истину сего мы видим во-первых из того, что Павел подчиняет пресвитеров суду Тимофеа, который был Архиерей Ефесский: «На пресвитера», пишет он к нему, «хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех» (1Тим.5:19): но не сделал бы он такого предписания, если бы Архиерей и пресвитер значили одно и то же: во-вторых из того, что во всякой епархии, или городе был один только Архиерей, а пресвитеров было много: ежели же пресвитеры были Архиереи, то Иаков пиша: «Да призовет пресвитеры Церковные» (Иак.5:14), написал невозможное: пoелику какой больной в состоянии призвать Архиереев из разных городов. Почему же сказал и Лука, что Павел «послав от Милита во Ефесс, призва пресвитеры церковные»? (Деян.20:17) Здесь заметить должно, что Павел тех же самых пресвитеров Ефесских назвал Епископами: «в немже», сказал он им, «вас Дух Святый постави Епископы» (Деян.20:28). Епископами он их назвал по первому значению сего слова, то есть наставниками и блюстителями: потому что и самые пресвитеры или старейшины Церковные суть начальники и правители дел той Церкви, которая под их правлением. Пoелику же Лука, говорит просто: «к старцем пославше», а не к старцем Церковным, или пресвитерам: то может быть пресвитеры сии, о коих он говорит, не имели характера священства, а были только люди старшие летами, верные, дознанные в благости и милосердии, и определенные Апостолами для раздаяния милостыни и для хождения за убогими. Пример Антиохиан, которые послали милостыню живущим во Иудеи, научает нас, чтобы мы, как скоро услышим, что братия наши претерпевают нужду и страждут под бременем бедствий, спешили по возможности нашей на помощь, не только к тем, которые при нас живут, но и к отсутствующим и в отдалении от нас находящимся бедным.

Беседа о том, что значит имя, Христианин

Слышали вы сего дня, возлюбленная моя братия, от кого и когда мы названы Христианами: не бесполезно также для души вашей узнать и то, для чего дано нам сие всечестное и славное имя, и до какой степени славы оно нас возносит. Некоторые думают, что Божественные Апостолы веровавших во Христа назвали Христианами для того, чтобы отличить их от Фарисеев, Саддукеев и Иродиан: а другие судят, что Апостолы сделали сие из подражания языческим схоластикам, которые получали наименования свои от имени первого учителя той философской системы, которой они держались: например, от Пифагора получили наименование свое пифагорейцы, от Платона платоники, от Аристотеля аристотелики, а от Епикура епикурейцы: но суждения сии недовольны, и ни мало недостойны Богопросвещенного ума великих проповедников Божественной веры. Богоносные оные мужи дали ученикам Христовым сие святое имя для того, чтобы открыть чрез сие великие и чудесные дела Христовы, чтобы так именующихся почитать сим именем, чтобы возвысить ум их к видению первобытного человеческого состояния, и научить удостоившихся сего Богодарованного наименования, каким образом должны они вести себя.

Христос на греческом языке значит «помазанник»: помазанниками же Священное Писание называет Царей, яко миром помазанных. «Да не будет ми», сказал Давид о Царе Сауле, «от Господа нанести руку моя на Христа12 Господня« (1Цар.26:11). Сим именем Христос, то есть Царь, по преимуществу именован Спаситель мира: оно принадлежит Ему так потому, что Он имел естество человеческое, помазанное не миром вещественным, но ипостасным соединением Божества, так и потому, что Он был Царь всей видимой и невидимой твари: назывался Он и Иисусом, то есть Спасителем, пoелику спас Он »люди своя", то есть веровавших в Него, «от грех их» (Мф.1:21). Имя Иисус никому, кроме Искупителя нашего, неприлично, ни человеку, ни Ангелу: потому что не другой кто, а Он един, принеся себя в жертву на древе крестном, спас род человеческий: от имени же Помазанник, или, скажем по-гречески, Христос. Божественные Апостолы произведши другое имя Христианин дали оное верным, яко весьма приличное им: потому что страдания, крест и смерть Христова, возвысившие веровавших в Него до первобытного, блаженного состояния, соделали их Царями вечного Его царствия.

Царем поставил Бог человека в то время, когда Он, взем персть от земли, его создал. «Раститеся», рек Он первосозданным человекам, «и множитеся и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт.1:28). Сие господствование над землею что другое означает, как не власть, как не владычество и царствование? Бог исчислил и подчиненное власти человеческой, глаголя: «и обладайте рыбами морскими, и зверьми и птицами небесными, и всеми скотами, всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. Се дах вам траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь» (Быт.1:28–29). Человек удостоился получить не только сие владычество, но еще и славнейшее сего, то есть господствование над страстьми: доказательством сея истины может быть во-первых самое то место, которое Бог первому человеку определил в жилище: оно было место сладости. «И введе его», говорит Священное Писание, «в рай сладости» (Быт.2:15): а где сладость и веселие, там нет возмущения и угнетения страстей. Во-вторых сие доказывается тою невинностью и простотою первых двух человеков, которые были в них до такой степени, что они не понимали своей наготы и не чувствовали страсти стыда. «И беста», говорит то же Писание, «оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася» (Быт.2:25). Сию наготу они познали уже тогда, когда преступив заповедь Божию, лишились бесстрастия, тогда стыд покрыл лица их. «И отверзошася очи обема, и разумеша яко нази беша» (Быт.3:7). Познавши сие они устыдились: чего ради «сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания».

Человек дотоле имел власть над земными творениями и господствование над страстьми, доколе был в послушании Творцу своему и Царю всея твари: а как скоро вышел из повиновения своему Создателю и послушал диавола, то лишился и того и другого владычествования, и вместо Царя соделался рабом. Почему видим мы человека по грехопадении, увы несчастия, изгнанного из рая, где был престол его царствия и владычества над страстьми: видим его обуреваемого многоразличными страстьми как физическими, каковы суть, терния и волчцы, болезни и труды: так и нравственными, каковы суть, зависть, братоубийство, плотоугодие и умножение злобы: видим его по прегрешении служащего и поклоняющегося силе бесовской под именем идолов: видим, говорю, человека Царя толико славного и великого, который сотворен был для того, чтобы жил и царствовал во все веки, порабощенного страстям, умирающего, разрушаемого и претворяющегося в землю, без надежды воскресения.

Но человеколюбие Бога побеждает его правосудие: «и хвалится милость на суде» (Иак.2:13) отступления человеков. Бог послал в мир Сына Своего, да избавит человека от ужасных и достоплачевных его бедствий: Сын Божий приемлет на себя плоть человеческую, страждет, распинается на кресте, воскресает из мертвых, и возводит человека в первобытное достоинство, возвратив ему ту власть, которую он преступлением потерял. «Именем Моим», рек Искупитель наш, «бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здравы будут» (Мк.16:17–18). «Приимите», глагола, «Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин.20:22–23). «Аминь, глаголю вам, аще имате веру, и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете, двигнися и верзися в море, будет: И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф.21:21–22). И сие есть власть, которую Иисус Христос даровал людям над вещами земными: но вот и власть, которую Богочеловек дал верующим в Него над страстьми и диаволом. «Се», рек Он, «даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» (Лк.10:19). Здесь под именем змиев и скорпиев разуметь должно, что само по себе явствует, ядовитые и смертоносные страсти: под именем же силы вражия все искушения и разженные стрелы диавола. А что Иисус Христос, воскресши из мертвых, совоскресил и все человеческое естество, о сем Он рек: «Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин.11:25), и также, что по воскресении Его ни един из мертвых не остается во гробе, яко земля и пепел, но востает из оного и нетленен делается. «Вострубят бо, и мертвии востанут нетленни» (1Кор.15:52). Что ж касается до того, что Богочеловек поставил нас Царями царствия не земного и тленного, но небесного и вечного, сие засвидетельствовал наперстный ученик Иоанн, сказав прямо: «И сотворил есть нас Цари, и иереи Богу Отцу своему» (Апок.1:6). Прияв то от самого Единородного Сына Божия, рекшего: «И аз завещаю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство: да ясте и пиете на трапезе Моей, во царствии Моем» (Лк.22:20, 30): и паки: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34).

Пoелику убо Всеблагий и Человеколюбивейший Иисус, очистив нас Своею кровию, и возобновив в нас черты того образа, которым мы уподоблялись сотворшему нас Царю и Богу, соделал нас паки Царями, каковыми мы были поставлены в самом начале нашего существования: для сего и благоволил нам от имени Своего, то есть от имени Христа, означающего помазанника или Царя, называться Христианами, да тако имя самое откроет дела. Соделав нас верующих в Него Царями небесного своего Царствия, и имя царское дал нам. Хвала сия, честь и слава верных превышает все земные почести и отличия. Имя Христианин славнее всех других имен, которые означают достоинства, возвышения, властительства, и отличности человеческой: оно величественнее имен: князя, игемона, владыки, царя и всякого другого имени, какое-нибудь достоинство означающего. Зрите же человеколюбие Христово: якоже Бог и Отец «дарова ему имя, еже паче всякаго имене» (Флп.2:9), тако и Он даровал нам чрез Апостолов своих имя превысшее всех имен, земные достоинства означающих, то есть, имя Христианина.

Посему-то диавол, когда узнал, что ученики Христовы начали называться Христианами, возродил в сердцах бывших тогда гонителей и тиранов толикой гнев и ярость, толикое отвращение и ненависть к сему имени, что всех, кто ни скажет о себе, что он Христианин, за одно только слово сие жестоко мучили, даже до смерти. Тогда становился на поприще подвижничества пред лице тирана святой Христов мученик, и тиран говорил к нему: отрекись от сего имени, да избежишь истязаний: скажи, что ты не Христианин, и тем избавишься смерти: мученик же Христов вопил велегласно: я Христианин: и так охотно предавал себя на многоразличные и жестокие истязания, и имя Христианин предпочитал собственной своей жизни. Церковные истории преисполнены таковыми святыми примерами.

Но довольно ли одного сего святого имени ко спасению? Ежели ты имеешь мудрость в уме, мужество в душе, целомудрие во нравах, и ежели ты имеешь любовь к ближнему, и соблюдаешь правду во всех деяниях твоих: ежели творишь дела, соответствующие царскому имени твоему: то имени сего довольно к твоей славе и спасению. Ежели же называешься Христианином, то есть Царем, а бываешь безумен, и жизнь провождаешь яко немощный, и мужества не имеющий: называешься Царем, а не стыдишься находиться в домах пиянственных, и студных местах, растлевающих нравы твои: называешься Царем, а коварствуешь над ближним своим, похищаешь чуждое, обижаешь своих собратий, и творишь без страха все непотребное и бесчестное: тогда горе тебе! тогда самое имя твое осуждает тебя. Бог поставил и назвал тебя Царем: для чего же ты не соблюдаешь достоинства своего, но пренебрегаешь оное? Ты образ и подобие Вседержителя Бога: для чего же теряешь власть, тебе данную? Всесильный даровал тебе власть над земными творениями, господство над твоими страстьми, владычество над врагом твоим: для чего же ты сам отдаешься во власть вещам временным, скорогиблющим? Для чего позволяешь господствовать над тобою страстям твоим, делаешься рабом твоего врага? Для чего не помнишь высоты и славы царства твоего? Царство для тебя Бог приуготовил нетленное и нескончаемое. О! горе нам несчастным! мы не возводим очес наших на небо, не взираем на те великие, чудесные и сверхъестественные дары, которые Всещедрый Бог на нас излил: но пресмыкаемся всегда долу, и подобно свиньям валяемся в тине грехов и беззаконий. Горе нам! зане святое имя, нам данное, не прославляется, но хулится от неверных по причине лукавых наших дел (Рим.2:24).

Христиане! вам ясно открыто во Евангелии определение Божие на лукавого оного человека, которому Бог и дал власть, и наименовал его домостроителем. Человек сей не поступал соответственно власти своей и своему имени: но начал «бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися» (Лк.12:45). Братия моя возлюбленная! от того, кто носит на себе токмо имя Христианина, а дела творит диавола, отъемлет Господь, егда воссядет судить живых и мертвых, Божественные свои дары, вместе и благодатное свое имя: самого же его нага и обнаженна осудит туда, куда осуждены будут и неверные, имени Христианского не удостоенные. «И растешет его», говорит Господь, «и часть его с неверными положит» (Лк.12:46). Тамо будет плачь и скрежет зубом. Господи благости и милосердия! избави нас сего страшного и неизъяснимого суда, щедрот ради Единородного Сына Твоего, с ним же благословен еси со Пресвятым Твоим Духом, во веки веков. Аминь.

* * *

10

ὑπερβολὴ.

11

Священноначальника.

12

На помазанника.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 1. - 1854. - [6], 579 с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle