Глава 7
И) О том, что Мельхиседек есть прообраз Христа и по своему имени, и по городу, и по жизни и священству, в чем он предпочтен даже Аврааму.
Евр.7:1. Сей бо Мелхиседек Царь Салимский,
т.е. был.
священник Бога вышняго, иже срете Авраама возвращшася от сеча царей,
после поражения царей, которых Авраам, когда те ополчились на жителей окрестностей Иордана, разбил, напав на них ночью с своими домочадцами, и из которых одних умертвил, а других прогнал,
и благослови его.
Как совершившего благое дело.
Евр.7:2. Ему же и десятину от всех отдели Авраам (Быт.14:18–20).
Десятую часть всей военной добычи. Изложив в кратком виде все относящееся до этого исторического сказания, Апостол каждую часть сказания (о Мельхиседеке) рассматривает отдельно, и в каждой из них усматривает таинственный смысл.
Первее убо сказуется царь правды,
по имени: имя «Мелхиседек» означает это самое.
Ибо Мелхи – значит царь, а седек – значит правда.
Потом же царь Силимский, еже есть царь мира.
«Салим» был город, в котором Мелхиседек был царем, и означает «мир». Кто же иной мог бы быть в собственном смысле Царем правды и мира, как не истинный Господь Иисус Христос, как источник праведности, оправдывающий тех, кто верует в Него, умиротворивший враждующих и даровавший нам мир с Богом и между собою?
Евр.7:3. Без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея.
В своем сказании о Мелхиседеке (Быт.14) Моисей не указал ни отца его, ни матери, ни того, когда он родился, ни того, когда он умер. Это сделалось по Божественному предусмотрению и по плану домостроительства Божия. чтобы Мелхиседек послужил прообразом Христа. Ибо как Мелхиседек является и безродным и безначальным и бессмертным, так и Христос есть таков по Божеству Своему. Но Мелхиседек таков не по природе своей, а единственно потому, что о нем (с этой стороны) не было письменного сказания, тогда как он, без сомнения, имел и родителей и начало и конец жизни; а Христос – таков по естеству. Мелхиседек есть прообраз по умолчанию истории о его происхождении и смерти, а Христос есть истинно безначальный и бесконечный по самому бытию Своему. И действительно, Христос не имеет отца по земному Своему рождению, ибо родился от Девы; а по предвечному и высшему бытию Своему Он не имеет матери: прежде всего Он без матери, говорит Григорий Богослов, а потом – без отца.
Уподоблен же Сыну Божию, пребывает священник выну.
«Уподоблен» (Сыну Божию) по безродности, безначальности и по бессмертию. Но уподобляясь Ему в этом, он однако подобен Ему не по существу своему: ибо свойство прообраза таково, что он с одной стороны подобен тому, прообразом чего он служнт, а с другой не подобен. «Пребывает же священник во век». по причине умолчания о его кончине, ибо он не умершим считается только в этом смысле.
Евр.7:4. Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть авраам патриарх от избранных.
Сочетав прообраз с истиною, он далее не обинуясь указывает преимущество Мелхиседека пред священниками Еврейскими. Если же прообраз истины выше их, то тем паче сама истина. «Видите», говорит, т.е. помыслите, сколь велик был Мельхиседек, «ему же и десятину дал есть патриарх Авраам» из добычи своей: дал он ему десятую часть, как высшему себя, хотя он и не участвовал в войне.
Евр.7:5. И приемлющии убо священство от сынов левиин заповедь имут одесятствовати люди по закону, сиречь, братию свою, аще и от чресл авраамовых изшедшую.
Евр.7:6. Не причитаемый же родом к ним, одесятствова Авраама.
Вот сколь велико преимущество священства: оно имеет право брать десятину даже с братьев, хотя они и одного с ним рода и имеют одного и того же с ним предка. И действительно священники из сынов Левииных имеют заповедь брать десятины с народа – по закону, хотя он и одного рода с ними (Числ.18:21). А Мелхиседек, несмотря на то, что произошел не из их рода и не был причислен к их роду, принял десятину от предка их Авраама, как превосходящий его преимуществом священства. Итак, Мельхиседек выше Авраама, а Авраам выше Левия и всех тех, которые произошли от него.
И имущаго обетования благослови.
Т.е. имеющего обетования благословения: ибо Бог, как выше сказано, изрек Аврааму: благословляя благословлю тя и т.д. Апостол нарочито коснулся здесь обетований, по тому что Евреи всюду тщеславились этими обетованиями.
Евр.7:7. Без всякого же прекословия меншее от болшаго благословляется.
Вне всякого сомнения и возражения то, что благословляющий больше благословляемаго. А по тому хотя Авраам и имел обетования благословения, однако был благословлен, как меньший. И Мелхиседек оказывается таким образом священнее патриарха Авраама. Далее Апостол указывает и другое его преимущество.
Евр.7:8. И зде убо десятины человецы умирающии приемлют.
Зде – под законом. Нет ничего особенно важного в том, что они принимают десятины: ведь они подлежат смерти. А кто станет завидовать в чести тому, кому предстоит умереть?
Тамо же свидетелствуемый, яко жив есть.
«Тамо» – в книге Бытия, в изложении события, десятину получил «свидетельствуемый, яко жив есть». Но этот свидетельствуемый жив только по причине умолчания о его кончине, а не в смысле истины. Ибо все относящееся к Мелхиседику есть только прообраз того, что относится ко Христу.
Евр.7:9. И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть:
И вкратце сказать (ибо кратко слово о сем): чрез Авраама и Левий, принимающий десятины, сам в свою очередь дал десятину Мелхиседеку. А каким образом, выслушай.
Евр.7:10. Еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек.
Заметь глубину мудрости. Когда, говорит Апостол, Мелхиседек встретил Авраама и принял от него десятину и таким образом одесятствовал Авраама, тогда в лице Авраама одесятствован был и Левий, родоначальник священнического колена, получающего по закону десятины от народа. «Еще быв чреслех» Авраама давшего десятину находясь, участвовал с ним в десятине. Как же Левий был в чреслех его? – Как семя в семени. В чреслех Авраама был Исаак, как семя, а в семени его в свою очередь был Иаков, как семя в семени, а затем в этом последнем и Левий. Заметил ли ты преимущество Мелхиседека? Заметил ли ты, сколь велико расстояние между Авраамом и Мелхиседеком, носящим в себе прообраз Христа, Первосвященника нашего? В самом деле, если миряне дают десятины, а священники принимают, то, значит, священники ветхозаветного закона в отношении к Мелхиседеку оказываются в положении мирян.
I) О том, что земное священство Аарона должно прекратиться и должно настать священство небесное – Христа, от иного рода, священство не по плоти и не по закону плотскому.
Евр.7:11. Аще убо совершенство левитским священством было, людие бо на нем взаконени Быша: кая еще потреба по чину мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину ааронову глаголатися?
Теперь с другой стороны он берет тот же предмет и показывает, что левитское священство отринуто. В самом деле, почему не сказано: ты священник во век по чину Ааронову, а сказано: «по чину Мелхиседекову»? Не ясно ли, что при левитском служении не было совершенства ни в учении, ни в жизни, а посему и была нужда в другом совершеннейшем (служении). Употребив же слово: «совершенство», он далее прибавил: «людие бо на нем взаконени Быша»; это значит, что они приняли закон на основании священства Левитов, которые были и учителями закона, так что через Левитское священство они и научались и утверждались в том, что содержится в законе. Выражение «на нем» значит: чтобы ему внимать, или им руководиться.
Евр.7:12. Прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает.
Если надлежало быть другому священнику, или – лучше священству, то надлежало быть и другому закону. Ибо по переходе священства от священников по чину Ааронову к сущим по чину Мелхиседекову необходимо должно быть и изменение закона, т.е. замена одного другим и вместо ветхого завета введение нового, каковой и есть проповедь Евангельская: ибо нельзя ввестись новому священству без завета и сообразных с ним постановлений, так как священству новому несвойственно руководствоваться законом ветхим.
Евр.7:13. О немже бо глаголются сия, колену иному причастися.
Сказав, что священство переменилось, он затем говорит, что оно переменилось не только по образу своему и по действиям, но и по колену, по тому что оно перешло из колена Левиина в колено Иудино и из священнического в царское: ибо Христос, «о немже глаголются сия», т.е. в виду коего, о котором «сия» (т.е. ты священник по чину и пр.), был из другого колена, т.е. Иудина, а не Левиина.
От негоже никтоже приступи ко алтарю.
Никто не приближался, или не приступал, насколько это касается священнодействия.
Евр.7:14. Яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш.
От колена Иудина, значит из колена царского: ибо как из колена Левиина были священники, так из колена Иудина были цари. И как колено Иудино, прежде бывшее царским, впоследствии – во Христе, стало священническим: так и Христос, будучи Царем, как Бог, стал и Священником, как человек, когда принес Себя в жертву ради отпущения наших грехов.
О немже колене Моисей о священстве ничесоже глагола.
Т.е. относительно колена Иудина; потому что все, что касалось священства, узаконено (Моисеем) для колена Левиина.
Евр.7:15. И лишше еще яве есть, яко по подобию мелхиседекову востает священник ин.
И так как по подобию Мелхиседекову является священник ин, то из этого еще более явствует, что и служение, и завет (ветхий) заменились новыми: ибо подобие Христа Мелхиседеку заключается в его вечном бытии, тогда как священники подзаконные имели священство временное.
Евр.7:16. Иже не по закону заповеди плотския бысть.
«Иже» – Христос «бысть» священником «не по закону заповеди» временной (данной на время). Плотской заповедью Апостол называет заповедь временную: ибо плоть временна, потому что она смертна. Заповедь же эту он назвал временной потому, что она заповедана священникам временным, т.е. смертным, или же потому, что она имеет концом своим начало времени священства Христова: ибо, «егда прииде кончина лета», говорит Апостол (Гал.4:4), т.е. полнота времени, очевидно, определенного на служение подзаконное.
Но по силе живота неразрушаемаго.
Но как могущий жить всегда и быть вечным – по божеству (ибо оно безначально и бессмертно), дабы явилось и подобие Его Мелхиседеку, так как и тот безначален и бессмертен, насколько безызвестны начало его жизни и смерть, как сказано выше.
Евр.7:17. Свидетельствует бо, яко ты еси священник во век по чину Мелхиседекову.
Свидетельством подтверждает сказанное, что Он священник «по силе живота неразрушаемаго». Далее указывает и причину пременения закона.
Евр.7:18. Отлагание убо бывает прежде бывшия заповеди за немощное ея и неполезное.
«Отменение прежде бывшия заповеди», т.е. прежде существовавшего закона, прежде бывшего завета. «Немощное ея» назвал и неполезным – именно потому, что она не могла сделать кого-либо совершенным, ни оказать пользы в деле усовершенствования кого-либо; как руководительница, впрочем, она принесла в свое время большую пользу. По сему Апостол и говорит:
Евр.7:19. Ничто же бо совершил закон.
Ничему совершенному не научил, никакого совершенства не создал в Евреях, и все было в нем только тенью и прообразом, как то: обрезание, жертвы, субботствование и т. под. Ничего он не довел до совершенства не по своей сущности, а по немощи и одебелению принявших его. Правда, он сообщил (людям) волю Божию, но тем не менее он и бессилен был в деле совершенного исполнения предписанного, и в этом смысле не приносил пользы. Пременением называет прекращение его: ибо прекратились его сенные указания и прообразы, когда наступило время самой истины, которую они предуказывали.
Привведение же бысть лучшему упованию,
Он (ветх. завет) был привведением завета совершеннейшего: ибо лучшим упованием Апостол назвал завет новый, потому что он дает надежду на лучшее. Или иначе: ветхий завет дает обетования земные, а этот обещает царство небесное.
Имже приближаемся к Богу.
По этому упованию мы, даже и здесь (на земле) находясь, приближаемся к Богу, – именно путем надежды на будущее.
И по елику не без клятвы.
И настолько «привведением лучшему обетованию» был, насколько «не без клятвы» было служение Христа, коею подтверждается вышесказанное «привведение».
Евр.7:21. Они бо без клятвы священницы Быша,
т.е. священники подзаконные.
Сей же с клятвою,
«Сей же», т.е. Христос.
Чрез глаголющаго к Нему: клятся Господь и не раскается: ты ecи священник по чину Мелхиседекову(Пс.109:4).
«С клятвою», принадлежащею Богу, глаголющему к Нему чрез Давида. «Клятся Господь», т.е. непреложным образом изрек сие и следующее за сим, как выше изяснено.
Евр.7:22. По толику лучшаго завета бысть испоручник Иисус.
«По толику» – поколику «не без клятвы», как сказано выше. Ибо клялся, что священник Иисус будет существовать вечно. А если Его священство вечно, то и служение будет вечно, a следовательно будет вечен и завет, свойственный сему служению. И во всяком случае, имеющее быть постоянным лучше временного, почему это последнее, как бессильное и бесполезное, отменено, а то, как сильное и полезное, заступает его место и пребывает вечно. «Испоручником» Апостол называет виновника.
Евр.7:23. И они множайши священницы Быша, зане смертию возбранени суть пребывати.
Их в порядке времени было очень много, потому что смерть возбраняла каждому из них оставаться навсегда.
Евр.7:24. Сей же, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство.
«Имать священство» без передачи его другому в порядке преемства, священство непрерывающееся. Как там (в ветх. зав.) много было священников – по той причине, что они смертны, так здесь (в новом з.) священник один, потому что Он без смерти. Ибо, говорит Писание, «Ты священник во век».
Евр.7:25. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу.
Посему, как вечносущий, Он может спасти совершенно. Священники подзаконные, пока были живы и были священниками, ходатайствовали пред Богом о спасении того или другого и, значит, ходатайствовали о спасении несовершенном. А сей, как священник вечный, спасает всегда и совершенно.
Всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них.
«Всегда жив сый», как священник вечный, чтобы ходатайствовать за них, как и именуется ходатаем: «един бо, – говорит, – ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:5). Ходатайствует Он о спасении нашем и теперь (но вознесении), как человек, так как пребывает в теле, которое восприял. Самое вочеловечение Его есть уже ходатайство за нас пред Богом Отцем.
Евр.7:26. Таков бо нам подобаше Архиерей,
Каким Его показало да и еще покажет слово о Нем.
преподобен,
Чист. Это и следующие за ним слова относятся ко Христу по человечеству.
незлобив,
Свободен от зла.
безсквернен,
Словом «незлобив» усиливается слово «преподобен», а словом «безсквернен» – слово «незлобив», а «безсквернен» усиливается следующим: отлучен от грешник,
Ибо «греха, – по слову Писания, – не сотвори» (1Пет.2:22).
и вышше небес бывый.
Как воссевший одесную Отца и по человечеству Своему, так как в Нем нераздельно соединены оба естества (божеское и человеческое).
Евр. 7:27. Иже не имать по вся дни нужды, яко же первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских.
Ибо те были под грехом, а Сей един безгрешный. Те в течение всей своей жизни каждый день совершали священнодействия, а Христос совершил его однажды.
Сие бо сотвори единою,
«Сие», т.е. что? – Жертву – не за свои грехи, а за грехи людей. Когда же Он сотворил это?
Себе принес.
Когда Он принес Себя в жертву за нас, предав Себя на смерть. Значит, одна эта жертва, по превосходящей высоте своей, была вполне достаточна (пред Богом) для отпущения всех прежде совершенных грехов и для полного очищения от них.
Евр.7:28. Закон бо человеки поставляет первосвященники имущия немощь,
Имущих грех, и потому всегда совершающих приношение и за себя самих. Ибо, по слову Писания, никто не чист от скверны (Иов.14:4: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один»).
Слово же клятвенное, еже по законе, Сына во веки совершенна.
Сына поставило Архиереем слово клятвенное, потому что «клялся Господь», как сказано выше; поставило же Сыном – потому что сказано: «Сын Мой еси Ты» (Пс.2:7), «во веки» – по сказанному: «Ты священник во век». «Совершенна» употреблено вместо безгрешного и не нуждающаяся в отпущении какого-либо греха Себе; или же: «во веки совершенна» употреблено вместо вечно совершенного.