Глава 8
Евр.8:1. Глава же о глаголемых:
Оглавлением и как бы сжатым, кратким изложением всего сказанного о Христе будет то, что сейчас будет сказано Апостолом. Или же: слово «глава» употреблено вместо: самое важное.
Такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех.
Предстояние Богу прочих священников свойственно рабам. Сей же, совершив дело домостроительства, совоссел, как Сын, «одесную». Такое выражение употребил Апостол для того, чтобы показать Его близость к Отцу. Престолом величествия Апостол назвал царское и превышнее успокоение и блаженное пребывание на небесах.
Евр.8:2. Святым служитель
Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которые в дальнейшей речи он назовет и истинной скинией. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм.
и скинии истинней,
Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше.
юже водрузи Господь, а не человек.
Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила (Исх.31:2); небо же сотворил Господь: ибо «словом Господним, – говорит Писание, – небеса утвердишася» (Пс.32:6).
Евр.8:3. Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и сему, еже принесет.
Если обязанность священников – приносить Богу дары и жертвы, то и Христу, как первосвященнику, необходимо было иметь нечто такое, что Он мог бы принести Богу Отцу, как (жертвенное) приношение. По сему-то Он и воспринял на Себя плоть, которую и принес в жертву.
Евр.8:4. Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары.
Так как возражают: как Апостол говорит об умершем, что Он священнодействует? – то он опровергает это возражение так: «аще бы бо», восстав из мертвых и не вознесшись на небо, «был на земли» мертвым, Он не был бы и священником «сущим священником», т.е. при жизни их. А так как Он воскрес и вознесся на небо и пребывает живым, то и совершает высшее небесное священнослужение. Указывая же отличие Его служения от служения тех священников подобное тому, какое существует между тенью и истиною, он говорит.
Евр.8:5. Иже образу и стени служат небесных.
Подзаконное служение священников есть прообраз и тень во-первых потому, что оно путем плотского и видимого предуказывало духовное и невидимое, во-вторых потому, что оно как бы теныо писало и предначертывало будущее, совершая таким образом служение Богу в образе и сени, т.е. прообразовательно и символически. Небесным называет Апостол высшее, духовное, божественное. Таково наше (новозаветн.) служение. Ибо хотя оно и на земле совершается, но по истине достойно небес; потому что на таинственной и священной трапезе предлежит Сам Христос, царь небесный, на нее нисходит Дух Святый, к ней приникают Ангелы, с коими вместе и мы воспеваем; на ней и другие страшные тайны совершаются. А посему как же не пренебесный и не божественный этот жертвенник!
Яко же глаголано быст Моисею, хотящу сотворити скинию.
Сообразно тому, как он получил повеление, или как выслушал его: ибо Бог в слове Своем к нему Сам открыл ему, что относящееся до служения подзаконного имеет значение прообразовательное и сенное.
Виждь бо, рече, сотворшии вся по образу, показанному ти на горе.
Как видно из книги «Исход» (Исх.25:9), Бог изрек приведенные здесь слова по поводу распорядка в устройстве скинии и служения в ней, словом «образ» дав разуметь ее значение, как сени, а словом «показанному» прообразовательное и символическое значение: ибо скиния и все находящееся в ней служит символом нашего храма и всего, совершающагося в нем, а сей последний есть символ неба и всего небеснаго, потому что церковь небесная и есть самое небо.
Евр.8:6. Ныне же лучшее улучи служение.
«Ныне же», будучи на небесах, Он улучил (получил в удел) высшее служение, совершая ходатайство за нас пред Отцем Своим, как начаток рода нашего по силе вочеловечения.
По елику и лучшаго завета есть ходатай.
Показав превосходство (служения Христа пред служением ветхозаветн. священников) и по месту священнодействия (небо), и по достоинству лица священно – действующего (Сын Божий), и по жертве (Сам Себя принес), теперь Апостол утверждает за Ним превосходство служения и по завету, называя новый завет лучшим и отвергая ветхий. На столько, говорит он, высшее Христос совершает служение, «на сколько лучшего завета есть ходатай», или споручник, разумея под заветом Евангельский. Или же: «ходатай» (посредник) значит: послуживший делу исполнения завета: ибо и возвестители исполнения завещания именуются посредниками. Но в каком смысле Он есть ходатай завета лучшаго?
Иже на лучших обетованиях узаконися.
Ибо ветхий завет обещал соблюдающим его блага земные, а этот, новый, блага небесные. И настолько «на лучших обетованиях узаконися», что первый, как худший, должен быть отменен, а второй, как лучший, занять его место.
К) Преимущество второго завета пред первым заключается в умилостивлении (Бога) и освящении (людей).
Евр.8:7. Аще бо бы первый он непорочен был, не бы второму искалося место.
Как относительно подзаконного священства Апостол говорит, что если бы чрез него совершенство достигалось, то какая была бы нужда в восстании нового священника по чину Мелхиседокову, так теперь он умозаключает, что если бы тот, первый, завет был непорочен, т.е. был без недостатков и мог делать людей совершенными, тогда не было бы потребности в другом.
Евр.8:8. Укоряя бо их, глаголет.
Т.е. Бог чрез пророка Иеремию. «Их», это – Израильтян того времени.
Се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Исраилев и на дом Иудов завет нов (Иер.31:31).
Слово «совершу» употреблено вместо: устрою и восполню. А дом Израиля и дом Иуды, это – одно и то же; то есть Израильтяне, и Иудеи. Новый же завет, это – завет Евангельский, указывая превосходство коего, он присовокупляет:
Евр.8:9. Не по завету, егоже сотворих отцем их (Иер.31:32).
Ибо Сын, как Слово Божие, законоположил и ветхий и новый заветы. А чтобы Иудеи не могли подумать, что под выражением «не по завету» разумеется завет, бывший при Ное или Аврааме, он далее прибавил ясный отличительный признак его.
В день, в онже емшу ми их за руку, извести их от земли Египетския.
Который Я, говорит, завещал в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской, когда Я, подобно руководителю вел их по пути, как рукою, столпом огненным и облачным. Указывает он и причину, по которой первый завет отменен.
Зане тии не пребыша в завете Моем,
Потому что они преступили его.
и Аз нерадих о них, глаголет Господь.
Я отвратился от них, и призвал к себе другой народ, лучший древнего, которому, как лучшему, и завещал высший завет.
Евр.8:10. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву
Сей, т.е. новый. Домом же Израилевым и домом Иудовым назвал Он Апостолов, так как они были Израильтяне и Иудеи (ибо им Он главным образом законоположил новый завет), а равно и Сион упоминается (у пророков): ибо над Сионом, – сказано, – горою святою Его возвещаяй повеление Господне» (Пс.2:6–7); и еще: «от Сиона изыдет закон» (Ис.2:3). Сионом, как местом выдающимся, он обозначает вообще всю Палестину,
по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их(Иер.31:33).
При слове «дал» подразумевается глагол: буду. Днями же называет здесь те, на которые Он выше указал словом «грядут», т.е. те именно дни, в которые Он установить новый завет. А «в мысли их» значит в мысли Апостолов, приемлющих законы Евангельские.
И на сердцах их напишу их.
Израильтянам Он дал заповеди закона (на скрижалях) написанные, а Апостолам преподал заповеди Евангельские не письменно. Почему Христос и говорит им о Духе святом, что Он, утешитель, пришед «воспомянет вам вся и научить вы всему» (Ин.14:26); ибо обретши чистые сердца их, Господь начертал на них заповеди начертанием духовным.
И буду им Бог, и тии будут Мне людие.
Израильтянами (как только что сказано) Он дал заповеди закона, содержащиеся в письмени, Апостолам же заповеди Евангельские неписанные; чрез них-то Он прежде служивших идолам, а теперь уразумевших истину, и соделал новым народом Своим. И вот по силе Законоположника и Владыки нашего Христа мы и называемся христианами.
Евр. 8:11. И не имать научити кийждо искренняго своего и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа:
Под словом «научити» здесь разумеют учение, требующее усиленного напряжения, говоря: для христиан нет нужды в продолжительных речах для познания Христа: ибо духовная благодать, получается чрез крещение и расширяющая и озаряющая ум, тотчас (по крещении) дает им сие разумение. Тем более это разумеется в отношении к тем христианам. которые родились от таковых же предков: ибо с самого детства воспитанные в учении о Христе, они не нуждаются в научении от других, кто есть Христос.
Яко ecи уведят Мя от мала даже и до велика их.
Потому именно они и не будут учить друг друга, что все они познают Меня, будучи воспитаны в словесах Моих.
Евр.8:12. Зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому.
Разумеются неправды, грехи и беззакония, совершенные ими до крещения: ибо крещением все омывается и уничтожается.
Евр.8:13. Егда же глаголет: нов, обветши перваго.
До сего места он приводит речения Иеремии. А так как в них сказано: «совершу завет новый», то отсюда словом «новый» указывает, что прежний уже отменен: ибо когда, говорит, сказал: «новый», то этим самым показал, что первый уже обветшал, потому что слово новый обыкновенно употребляется в противоположность старому.
A обветшающее и состаревающееся близ есть истления.
В самом деле, что старо, то уже слабо. А что слабо, то бесполезно. А словами: «близ есть истления» дает разуметь, что не сразу прекратится то, что относилось к закону ветхому (по плотяности и чувственности уверовавших): ибо уверовавшие от обрезания еще сохраняли кое-что от закона, как это упомянуто и изъяснено и в других посланиях.