Глава 2
Евр.2:1. Посему... особенно надлежит нам быть внимательными к словам, кои мы слышали
от Сына,
дабы не отпасть и нам,
как прежний народ.
Евр.2:2. Ибо, если за то слово, которое чрез Ангела было
сказано Содому (Быт.19:1),
получили мздовоздая́ние
не пожелавшие слушать оное: то
Евр.2:3. как мы избежим [наказания], если о такой вознерадим жизни новой, которая начало получила проповедания
от Самого Господа Ангелов, и
которую утвердили в нас те, кои от Него... слышали,
то есть Апостолы.
Далее: вместо Апостолов «удостоверяет»2 Сам Сын посредством
Евр.2:4 сил и... знамений,
совершаемых Апостолами, вместе с Духом Святым, который был сообщен им в виде языков, толкования языков, пророчества и других даров, коими они обильно наделены были от Духа (Деян.2:3–4, 1Кор.12:1).
Евр.2:5. Ведь не Ангелам подчинил будущий мир, о котором говорим мы,
то есть проповедуем; но Сыну, – как и Давид
Евр.2:6–7. засвидетельствовал о сем, говоря: что есть человек, что Ты посещаешь его?.. Умалил его мало чем от Ангелов.
Заметь, что плоти подчинил сказанный мир, не Сыну, когда сказал: "все ему подчинил», как сказал Давид (Пс.8:5–7). Итак, если подчинил Ему все, то ничего не оставил не подчиненным Ему, – между тем
Евр.2:8. ныне же еще не видим... все подчиненым Ему:
это сказал об идолопоклонниках и распинателях.
Но Давид сказал, что
Евр.2:9 славою и честию... венчал
тем, что Бог
за всех... смерть... вкусил,
то есть: так как Бессмертный по природе не мог умереть, – то по плоти, которою умер, Он, который умер, как бы не умер. Итак, поскольку не умер Он по природе Своей, то подвергся смерти по любви к нам; и так как по природе Своей Он был выше смерти, то смерть не могла приступить к Нему.
Евр.2:10. Ибо подобало, чтобы Тот,
в Ком создано все и чрез Кого все утверждено,
привел,
после воскресения,
многих сынов к славе,
то есть к царству, – чтобы и сам Он соделался
виновников жизни их,
после оживотворения воскресения, – и чтобы
чрез страдание Свое соделал их... совершенными,
ибо не останутся всегда на млеке закона.
Евр.2:11. Ибо Тот, Кто освящал их и кои освящались Им,
от одной были природы,
– по каковой причине не стыдится... братьями... их... называть,
ибо истинно родным им соделался по плоти, которую восприял от них.
Но дабы вам не казалось это странным, то уже издревле предвозвестил сие пророк, – говоря:
Евр.2:12 возвещу имя твое братиям Моим, посреди церкви [собрания верующих] восхвалю (воспою) Тебя (Пс.21:23).
Евр.2:13. И опять
Исаия сказал:
вот Я и дети Мои, коих дал Мне Бог (Ис.8:18).
Евр.2:14. Итак, поскольку дети,
названные так по обетованию,
приобщились плоти и крови,
то есть греху, который обозначается плотью,
– и Он
подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, «в подобии плоти» (Рим.8:3, Флп.2:7), и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, – и потом предал Себя смерти,
чтобы чрез смерть свою упразднить того, кто имел у себя над смертию державу,.. то есть диавола,
навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода (Быт.3:1).
Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех , над коими царствовал
Евр.2:15 страх... смерти
и кои во
всю жизнь повинны были... рабству
вечной смерти.
Евр.2:16. Итак, не от Ангелов приемлете
вы это животворное врачество жизни вашей,
но от Самого Семени Авраама,
коему сказано: «в Семени твоем... благословятся все народы» (Быт.22:18).
Евр.2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться братьям Своим,
сынам Авраама,
чтобы... милостив
был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего (Исх.32:31–32),
и чтобы был Он верен [Первосвященник]
и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти (Числ.16:48).
«Первосвященником» же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление.
Евр.2:18. Ибо в том, что соизволил Сам [претерпеть] страдания и искушения,
то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в сем Он помогает и тем, кои страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, – Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, – именно теперь, после того как восприял плоть.
* * *
"утверждает». – Редакция «Азбуки веры»