Источник

Душа

Душа наша тоже имеет свою внешность и свою внутренность. Разум – это как бы лицо души, которое видимо для всех: «Мудрость человека просветляет лицо его» (Еккл. 8:1), и разумного человека всякий узнает по беседе, по нраву, по делам, все это внешность душевная. Совесть же в душе – это ее внутренность, недоступная ничьим взорам. «Приступит человек к покаянию – и глубоко, и чисто сердце его» (Пс. 63:7). Если же после покаяния он возвращается к своим прежним беззакониям, то впадает в столь великое зло, что вредит и внешность душевную, и внутренность, то есть и разум, и совесть (1).

Духовным виноградом является наша душа, насажденная в нашей плоти как бы в земле, но живущая больше там, где что-либо любит, нежели там, где существует. Существует она в плоти, а все ее желания там, где она что-либо любит: «где сокровище... там и сердце» (Мф. 6:21); где любимая кем-нибудь вещь, там и душа его. Корень этого духовного винограда души, углубляясь умом в то, о чем он мечтает непрестанно, и, обходя дольнее и горнее, там и насаждается, углубляясь своими помышлениями, где ему понравится, независимо от того, доброе это место или худое. Пройдем же умным хождением прежде всего пределы мира сего и поищем хорошее место для насаждения нашего винограда (1).

Душа каждого человека – это бисер, и может ли сравниться с ним какой-нибудь из вещественных земных бисеров? Весь поднебесный мир не сравнится с ним: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). И не только в поднебесной, но и на небесах, среди всех созданий Божиих не найдется ничего драгоценнее души, ибо ради нее создано и небо, как говорит святой Златоуст: «Человек по душе своей дороже всего мира, ибо ради него созданы небо, и земля, и море, и солнце, и звезды. Цена же души такова, какова цена Крови Христовой, излиянной за нас». Этот бисер мы имеем без купли, ибо он дан нам Создателем нашим даром: «Дал мне душу Божественным и животворящим вдохновением», – и нужно только суметь держать его, не потерять, не погубить души. Однако и этот бисер – душа, говорю, наша, – хотя по природе своей, созданной Богом, и совершенен, но по благодати несовершенен и требует еще много для своего совершенства, ибо кто может быть совершенным? Для того-то многие из святых «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:37–38); прожили жизнь свою в столь многих трудах, желая достигнуть совершенства (2).

Душе, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном Вечном Боге, как в высшем Благе своем, которое прекраснее, слаще и любезнее всех красот, сладостей и привязанностей, и как в естественном своем месте, откуда она произошла и куда должна снова возвратиться. Ибо как плоть, происходя от земли, в землю возвращается, так и душа, произойдя от Бога, к Богу возвращается и у Него пребывает. На то она и создана Богом, чтобы в Нем пребывать вовеки. Потому в этой временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться вечно быть с Ним и в Нем и в будущей жизни (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle