Источник

Достоинство

Вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы – христиане. Цена, которой приобретено нам это достоинство, бесценна. «Вы не свои,» говорит нам апостол, «ибо вы куплены дорогою ценою», превысшей всякой цены, – дражайшей Кровью Христовой. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 19–20). Как за каждого из нас дана одна цена, то духовное достоинство каждого из нас равно. «Нет ни Еллина, ни Иудея... варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Это достоинство требует, чтобы мы благоговели к нему, чтобы по причине его мы благоговели к самим себе, как к сосудам, в которых хранится неоценимое и бесценное сокровище, как к храмам Божества. Мы должны тщательно охранять себя от всякого зла, как от унизительной для нас скверны, презирать все плотские преимущества, как ничтожные перед нашим духовным достоинством и несвойственные для него. Такова должна быть святая гордость естества обновленного, как сказал преподобный Исаия Отшельник:73 она да ограждает это естество от нравственного уничижения.

* * *

Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, искуплением, оно опять сделалось даром Божиим. «Преклоняю колена мои,» – пишет святой Павел к ефесянам, – «пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 14–17). Достоинство даровано и узаконено Богом, отказ от достоинства влечет за собой вечную погибель. «Пребудьте во Мне, и Я в вас, -» сказал Спаситель всем ученикам Своим – христианам.« – Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают »(Ин. 15, 4–6)«. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23)». «Сделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой апостол Павел: «живет во мне Христос» (Гал. 2, 20»).» Тех, кто не удовлетворяет Божественному назначению, он называет не тем, чем они должны быть.« Или не знаете самих себя,» – говорит он,« – что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13, 5)».« За неудовлетворение назначению своему апостол возвещает человеку вечное бедствие.« Разве не знаете, -» говорит он,« – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» тем, что отступит от него, покинет в состоянии его собственного падения, в общении с падшими духами, и последствие этого – погребение навеки в адской огненной бездне. «Ибо храм Божий свят; а этот храм»»вы" (1Кор. 3, 16–17).

* * *

73

Слово 2.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle