Дьявол
Много было мучителей, изобретавших для человека различные муки. Кто мечи, кто огни, кто разожженные валы и сковороды, кто кипящую смолу и елей, кто в водах потопление. Как говорили святые мученики: «прошли мы через огонь и воду» (Пс. 65:12). Но ни один мучитель так не лют, как дьявол: ни одна лютейшая мука не лютее муки от духа лукавого, который многократно ввергает человека в огонь и в воду, чтобы погубить его. Немалые и в аду обещаны мучительства: огонь неугасимый, скрежет зубов, червь неусыпающий и прочие (Мф. 8:12, 13:50; Лк. 13:28; Мк. 9:45–46). Но и они несравнимы с демонами, ибо говорится, что только вид их страшнее всякой муки. Этих страшных и прелютых мучителей кто может замучить и кто может избавить от их мук? Может Пресвятая Дева Мария (3).
Желая исправить человека, Господь наводит на него многие казни. И среди прочих не меньшая, когда попустит кому мучимым быть дьяволом...
Следует же знать, что дьявол над человеком не имеет никакой власти, пока не дано будет свыше. Лишь когда повелит ему Бог, тогда власть принимает и мучает. Об Иове пишется, что он Господом был предан дьяволу на страдание. Сказал Господь сатане: «вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6). Предает же Господь человека на такое мучение по двум причинам: или искушая, как праведного Иова, дабы больший венец за терпение принял, или казня за грехи и приводя к исправлению. Так наказан был тот, кого апостол поминает: «предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор. 5:5). Ибо кто наказан телесно, тот исправление и здоровье души принимает. Это на опыте познал апостол Павел, ибо говорит: «когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10) (3).