Клятва
Всякая клятва да будет изгнана из общества подвижников; вместо же клятвы и говорящим, и слушающим да приемлется помавание56 головой или согласие, подтвержденное словом. Если же кто не поверит простому подтверждению, то произнесет обличение собственной совести, что не достиг еще нелживости в слове (5).
* * *
Kлятвопреступники не бывают благоуспешны. Но должно обращать внимание на то, какого рода клятвы, в каких словах и с каким расположением клялись, не упускать из вида и самые малые добавления в словах; почему, если никак и ничем невозможно поправить дела, то совершенно надо увольнять таковых (6).
* * *
Начальников, которые дают клятву, что сделают зло подчиненным, весьма надлежит вразумлять. А вразумление для них двоякое: одно – чтобы учились не давать клятв безрассудно, другое же – чтобы учились не оставаться при худых своих намерениях. Потому, кто связал себя клятвой на злое дело, пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который, чтобы не нарушить клятвы, сделался убийцей пророка. Kлятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле. Поэтому давшему клятву надо переменить свою мысль, а не стараться о поддержании своего беззаконного намерения. Исследуй подробнее эту несообразность. Если бы кто дал клятву выколоть глаза брату, хорошо ли ему подобное дело привести в исполнение? Если кто-либо убьет или вообще ради клятвы преступит какую-нибудь заповедь? (6)
* * *
Kлятвопреступник десять лет да не приобщается и да будет два года плачущим, три – слушающим, четыре – припадающим, один год – только стоящим с верными, и тогда уже да сподобится приобщения (6).
* * *
Что касается до клятвопреступников, то, если нарушили клятву по принуждению и по необходимости, подлежат менее тяжким наказаниям и потом бывают приемлемы по истечении шести лет.
А если без нужды нарушили верность, то два года да будут плачущими и два слушающими, пять лет да молятся с припадающими и еще два года да будут допускаемы к общению в молитве без приношения, и напоследок уже, то есть показав достойное уважения покаяние, да получат снова дозволение к приобщению Тела Христова (6).
* * *
Помавать – качать, кивать в знак согласия.