Источник

РОСА МАТЕРИНСТВА СИРОТАМ

«Та Мати всем живущим» (Быт. 3, 20).

Чудо 19

Из града Седнева, находящегося близ Чернигова, Кирилло Давидович, тамошний житель, прислал к Пресвятой Богородице в Ильинский монастырь сиротку, родом из Полтавы, по имени Татьяна. Ее мучил дух нечистый, такой, о котором пишется в Евангелии: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк. 9, 18). Эту Татьяну, как только ввели в церковь, тотчас сотряс дух тот, и пала на землю, истекая пеной, пока, сильно сотрясаясь, не вышел из нее нечистый.

Беседа

Придите сюда, все сироты, не имеющие ни отца, ни матери, ни друзей, здесь соберитесь! Вот вам Матерь, Пречистая и Благословенная Дева, много лучшая родившей вас.

Сказал некогда Создатель: «Если бы и мать забыла дитя свое, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). О, сколь велико благоутробие Божие! Но Пресвятая Дева так же может сказать, ибо уподобилась в благоутробии благому Богу.

Смотри, как Она сироту Татьяну матерински помиловала, лютого мучителя отогнала от нее и здоровье ей подала. И кто не сможет возложить надежды на благоутробие Ее, видя Ее, столь милостивую и чадолюбивую?

Слышали ли о неясыти, растерзывающей свою утробу ради птенцов? То же видите в Голубице райской, Пречистой Богородице. Пощажена ли утроба Ее возлюбленная, говорю, Сын сладчайший? Не растерзан ли люто страданиями?

«Расхищали Его все проходящие дорогою» (Пс. 88,42), так ради нас был Сын Девический замучен, чтобы нам от смерти избавиться.

И кто здесь Ту Деву не наречет Матерью себе, видя Единородного Сына Ее растерзанного, чтобы мы усыновление получили, чтобы нам «дать власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).

Кто не читал об орле, очень преданном своим чадам? «Орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими» (Втор. 32, 11). Но Матери нашей Преблагословенной даны были «два крыла большого орла», уповаем, что Она покроет нас «под кровом крыльев Своих» (Откр. 12, 14; Пс. 60, 5).

Извещаемся о покровительстве Ее святым Андреем юродивым. Он видел Ее во Влахернской церкви, людей покрывающую, – такое имеет о чадах Своих прилежное попечение. Не забудь же и меня, хоть и негодного, о Матерь всепетая!

Нравоучение

Добра к нам Матерь Пресвятая Богородица, значит, нужно, чтобы и мы были Ей не злыми сыновьями. Не не ведаем, какого человека Господь Матери своей Преблагословенной под Крестом усыновляет на Голгофе: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27). Девственника – Деве, чистого – Пречистой, любимого ученика – любимой Родительнице дает за Сына.

Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом.

Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной.

Попечемся о грехах наших (по силе нашей очистить их) и, отложив всякую скверну, целомудренно поживем. Для этого учениками Божиими сотворимся, покоряясь заповедям Господним и храня их, «потому что не слушатели, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13).

Станем же и под Крестом, ибо не в ином каком месте святой Богослов Марии усыновлен был. А под Крестом как стоять? Всегда иметь пред умными очами своими Распятого Господа: «Я рассудил, – сказал апостол, – быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»: (1Кор. 2, 2).

Сораспинаться же Господу своему надлежит состраданием и умерщвлением своих похотей, и с ними привычных греховных страстей. Этим запечатлеем сыновство наше. И возлюбит нас Благая мира всего Матерь, если умрем для греха и оживем для Бога, если духовное мученичество понесем, если изволением сотворимся мучениками (см. Рим. 6, 10–11).

Ибо тот не сын Марии, кто не мученик. Естественный Ее Сын Иисус Христос умер за нас. Приобщенный Ее сын Иоанн умер за Христа.

Так и мы, если сыновьями Ее являемся, добровольно пострадаем и умрем за Сына Божия, хоть и без крови. Добровольное же бескровное мученичество за Христа так описать можно:

Идол – грех.

Идольское капище – грехолюбивое сердце.

Идолопоклонник – служащий греховным страстям.

Идолопоклонение – страстолюбие.

Мученический подвиг – сопротивление греху.

Мучитель – злой обычай греховный, или налог на грех.

Слуги мучителей – помыслы скверные, ко греху влекущие.

Многоразличное мучение – с помыслами скверными борьба.

Отвержение Христа – соизволение на грех.

Жертва идолу – исполнение замышленного греха делом.

Сопротивляющийся всему этому ради любви Христовой – без крови мученик и мужественный подвижник.

Такового мученика... о, сколь Пречистая Матерь любит и на место Сына Своего ставит!

Прилог

Мученик изволением, аще и без крови, Яко сын прият Девою в вечные кровы.

В Бононии некая девица, в затворе служа Богу, однажды ночью, увидев свет, через щель входящий в ее келию, ужаснулась, подумав, что уже день и что она не совершила обычных ночных молитв.

Открыв оконце, видит она Пресвятую Богородицу, как солнце сияющую, стоящую при гробе некоего юноши, вчера погребенного, а на могиле сидит голубица, белее снега, ее Пречистая принимает в простертые Свои руки.

Видя это, девица, хоть и страхом великим объята была, но дерзнула спросить: «Кто же ты, Госпожа моя?» И Она ответила: «Я Мать Христова, пришла сюда взять душу этого юноши: он изволением был мученик». И, сказав это, исчезла.

Видите, кто сыновства Марииного достоин? Подражайте же таковому.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle