РОСА МИЛОСТИВОГО ПРИЗРЕНИЯ
«Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им»: (Лк. 18, 16).
Чудо 18 в 1676 году
Пятилетний Феодор, сын черниговского обывателя Костантия, немалое время был объят тяжкой лихорадкой. Когда различные врачевания ничем не помогли, а немощь, более умножившись, почти уморила его, скорбные родители поручили болящего доброй Врачевательнице, Пресвятой Деве, Которую во время Акафиста перед чудотворной Ее иконой со слезами молили об исцелении сына своего. Что и получили, ибо вскоре их чадо обрело первоначальное здоровье.
Беседа
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», – говорит Господь (Мф. 18, 10).
Не презрела Матерь Господня малого того Феодора, но подала ему скорое здравие, ибо кого Та милостивая Посетительница презирает? Никого. Но, напротив, на всех благосердным Своим оком призирает.
Милостиво взирает Она на старых: «Жезл старости – Мати Бога Вышняго» (Канон Одигитрии). На молодых: «Радуйся, добрая младопитательнице девам» (Акафист, икос 10). На праведных: «Радуйся, всех праведных Божественное удобрение!» (Канон, песнь 9).
Призирает и на грешных, молитвы их принимая. На весь мир призирает: «Радуйся, всего мира очищение!» (Акафист, икос 3). Не напрасно надела Она на Себя солнечную одежду, ибо как «солнце восходит над злыми и добрыми», так Пресвятая Дева, «облеченная в солнце» (Мф. 5, 45; Откр. 12, 1), не только добрых, но и злых объемлет попечительным Своим взором.
Хочет Ирод убить рожденного в Вифлееме Царя – Мать с Отроком бежит в Египет (Мф. 2, 13–15). Почему? Или не может укрыться от Ирода Покрывающая и Хранящая вселенную? Может. Но да воззрит Дева Богородица на злых египтян и милостью Своей исправит их и добрыми сотворит, сокрушив их идолов! Потому отправляется Она в египетский путь. Ныне, о Матерь Царя Небесного...
«Вем, почто с Сыном Си в Египет грядеши:
Да все Египетские идолы сотреши.
Египет ми есть сердце, а идолы – страсти,
Зде призревши, повели идолам ниспасти».
Солнце, в высоте сияя, и глубочайшие низины светом своим освещает, отчего говорит Давид: «Никто не укроется от теплоты его» (Пс. 18,7).
Дева Мария, хоть и превыше всех небес предстоит Богу, однако и находящихся в нижайших юдолях видит и о них промышляет. И нет никого, кто бы жив был не Ее промышлением и молитвами.
Так к Ней блаженный Августин вещает: «Ты одна в небесах попечение о нас имеешь и, спасение нам строя, от бед избавляешь».
О, Всеблагая! Не презри и меня, грешного, но призри на меня и помилуй меня!
Нравоучение
Если хотим, чтобы Матерь Божия с Сыном Своим и Богом никогда не отвратила от нас светлых и милосердных очей Своих, будем всегда малыми детьми, но не умом, а злобою. То есть незлобивыми будем, а незлобивые прилепляются Господу. Незлобие же рождается от смирения: кто смирит себя истинно, тот до конца незлобив.
Какая еще добродетель так, как смирение, привлечет к себе милостивые очи Господни? «На кого призрю, – говорит Господь, – на смиренного» (Ис. 66, 2). И Сама Владычица наша этой добродетелью очи Вышнего на Себя обратила. Призрел на смирение Рабы Своей. Этой добродетелью и мы сотворимся малыми, – да угодны будем очам Божиим.
Требуется же знать, что есть три степени совершенного смирения:
Первая степень. Покоряться старейшим и не превозноситься над равными.
Вторая степень. Покоряться равным и не превозноситься над меньшими.
Третья степень. Покоряться и меньшим себя и ни во что вменять себя, как одного из скотов, недостойного пребывания с человеком.
А кто себя так умалит, тот великим пред очами Господа своего будет и увидит славу Его. Так говорит пресвитер Исаак: «Ни во что вмени себя самого и узришь в тебе самом славу Божию, ибо где рождается смирение, там слава Божия воссиявает».
Прилог
Паче иных добрых дел спасет человека Смирение, – его бес не любит от века.
Отцу Макарию явился некогда бес и сказал: «Много беды от тебя терплю, Макарий, и не могу тебя одолеть, а ведь все, что ты творишь, творю и я: постишься ты – не ем и я никогда; бодрствуешь ты – я никогда не сплю; ты чист – и я не ведаю смешения с женщиной; отвергся ты имений – и я ничего в мире этом не имею и не ищу богатств. Одно лишь есть в тебе, чем меня побеждаешь».
Спросил его Макарий: «И что это такое?» Отвечал бес: «Смирение твое, которого я иметь не могу; оно меня и побеждает. Потому ничего не могу тебе сотворить».