Источник

РОСА НАДЕЖДЫ ПОТЕРЯВШИМ НАДЕЖДУ

Надежде ненадежным, Помощнице немощным, и Ходатаице всем грешным: Ты мя покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных (В Поклонении).

Чудо 20 в 1676 году, 26 августа

Есть город в Черниговских пределах, называемый Сосница. Оттуда пришла в Ильинский монастырь некая женщина Агафья и принесла на образ Пресвятой Богородицы монисто1 коралловое с семью серебряными крестиками и две серебряные таблички. О себе по совести она исповедала:

Я, говорит, двенадцать недель лежала. В этой моей болезни сотворилась на моей шее великая и неизлечимая язва. От нее несказанную терпела я боль и уже отчаялась в жизни моей, как и бывшие при мне не надеялись уже живой меня видеть, ждали часа смертного. Но однажды некие соседи, что бывали здесь на поклонении и слышали о чудесах, сказали мне: «Обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Чернигове, у святого Илии, и веруй, что здорова будешь». Тогда я в уме, ибо устами не могла уже говорить, тотчас усердно призвала в помощь Пресвятую Деву, дав обет идти пешком и поклониться святому образу, о котором слышу. И не замедлила скорая Помощница: услышала и помиловала. В тот же час приняла я послабление болезни и вскоре совсем поправилась. И вот – обещание свое исполняю.

Беседа

Кто только телом, я же и душой болен, и давно бы отчаялся в своем здоровье, если б не имел на Тебя надежду, Богородица Ты никого, уповающего на Тебя, не посрамляешь.

Многие во многом надежды свои полагают: немощные во врачах, здоровые в крепости силы своей, богатые в сокровищах своих, рабы в господах своих, господа в благополучии своем. Но, о люди! Здесь, со мною, измените надежды свои!

Врачи да исцелятся сами (см. Лк. 4, 23), здоровые да узрят крепость свою в гробах, богатые да плачут о лютых скорбях, грядущих на них (см. Иак. 5, 1); рабы да узнают благодать господ своих, ездящую на пестром коне1; господа да узрят, сколь быстрым колесом бежит их благополучие. Вы же здесь, в Непостыдной Заступнице, положите надежду, и всего, чего требуете, не лишитесь!

Больные, требуете ли здоровья? Надейтесь на Деву Богородицу, ибо Она «из нездравия во здравие претворяет» (Канон молебный Богородице).

Здоровые, требуете крепости и силы? Обретете их в Родившей «Господа крепкого и сильного, Господа сильного в брани» (Пс. 23, 8).

Богатств ли вам нужно? Где лучше обогатитесь, как не при Той, Которая носит на руках Своих Имеющего «в левой руке» Своей «богатство и славу» (Притч. 3, 16)?

Рабы и господа, надейтесь на Госпожу, сказавшую о Себе: «Се, Раба Господня» (Лк. 1, 38). Она вас научит служить Господу и господствовать над страстями. И всяк безнадежный, особенно же отчаявшийся в спасении своем грешник, возложи надежду на Ту, Которая есть единое прибежище грешникам, безнадежным надежда, побеждаемым помощь, готовое заступничество к Ней прибегающим. На Нее надеясь, не погибнешь, ибо кто, надежду на Нее возложивший, погиб?

О, Добрая Надежда моя, «надежда моя от сосцов матери моей! К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей» (Пс. 21, 10–11). Ты моя Покровительница! Не оставь меня и не отступи от меня!

Нравоучение

Внемлем, возлюбленные, причине, ради которой упомянутая Агафья пришла из своего города усердно помолиться Пресвятой Богородице, как болела и выздоровела благодатью Богородичной.

Смотрите, как обо всех Промышляющий все на пользу строит: неоднократно наводит на нас различные болезни, чтобы уцеломудрились, чтобы отстали от грехов, чтобы притекли к Богу с покаянием. А что так и есть, послушаем Святых Отцов.

Святой Каллист говорит: «Благой и желающий всем спасения Бог часто попускает людям впадать в болезни, дабы очистились от грехов грехами одержимые, ибо так голосом Божественного пророка Иеремии говорит: «Болезнями и ранами казнен будешь, Иерусалим».

И Григорий Назианзин вещает: «Воистину, болезнями телесными душа к Богу приближается».

И другой Григорий, папа Римский, говорит, что «Бог, человека уязвляя, здоровье подает, и когда избранных Своих извне казнит, хочет, чтобы внутри живы были. Умерщвляет, чтобы оживить; бьет, чтобы исцелить».

И Исидор: «Болезнь телу – это здоровье душе: болезнь тело уязвляет, мысли же лечит. Болезнь силу вожделений плотских пресекает».

Итак, когда приключается нам болеть телом, от этого познаем благостыню Божию, ибо тем ведет нас к покаянию. И не отчаиваясь, но надеясь на милость Его благоутробия, исправим свою жизнь, имея Пособницей в том Пресвятую Деву.

Прилог

Тот, кто зол был прежде, ныне добрый зело. Грешник в чувствие приходит, егда болит тело.

Святой Иоанн Милостивый поведал о некоем мытнике Петре, очень немилостивом. Так ненавидел он убогих, что однажды, не имея чем ударить и отогнать от себя просящего нищего, бросил в лицо его попавшим под руку хлебом.

Спустя некоторое время попустил ему Господь впасть в сильный недуг, так что разболелся до смерти. И нашел на него ужас: видит себя восхищенным на суд, где бесы все грехи его, от юности содеянные, на весы положили. Ангелы же никакой в нем не обрели добродетели, чтобы положить против грехов, только тот хлеб, которым попал нищему в лицо. И его-то, вменив в милостыню, положили на весы, и стали весы вровень. Тогда сказали ему Ангелы: «Петр, пойди, добавь еще к хлебу тому, да перетянет твоя сторона».

Придя в себя, Петр мало-помалу выздоровел, да так уцеломудрился, что все имущество свое раздал нищим, затем же и сам себя предал в работу Христа ради, а цену, за себя взятую, убогим раздал. Сподобился и дара от Бога, такого, что немого и глухого исцелил словом.

Зрите Промысл Божий: как, наказав болезнью телесной, в такое целомудрие его привел.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle