Источник

РОСА БЛАГОУТРОБИЯ

Росу Твоего благоутробия подаждь ми, Преиепорочная, Чистая, греховным зноем тающему, печаль Сама устужающи ми и радость Божественную подающи (В четверг на Повечерии, песнь 3).

Чудо 21 в 1676 году, 16 сентября

Близ монастыря святого пророка Илии живут некоторые его прихожане. Среди них одна женщина по имени Марина. В 1676 году, на неделе Фоминой, впала она в такой недуг, в котором пребывала та, о которой Евангелие поминает: «она была скорчена и совсем не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Мать этой Марины, Анна, с великим плачем припадала ко святому образу Пречистой Богородицы, прося милости у Нее, чтобы подала исцеление скрюченной ее дочери, тяжко болеющей, что, хоть и нескоро, но однако сполна получила. Под Надежду того же года, по Воздвижении Честнаго Креста, ее Марина отпущена была недугом своим, и тотчас выпрямилась, и прославили все Бога и Богородицу.

Беседа

Не ведает неблагоутробия Та, утроба Которой родила нам Благого Бога. Апостол, благоутробием движимый, говорил ученикам своим: «Вам не тесно в нас» (2Кор. 6, 12). Но у кого из святых ко вмещению всех пространнейшее, чем у Марии, благоутробие обрестись может? Вмещается сюда целомудренный, и грешному здесь нетесно. Тут имеет кающийся свое место, и отчаявшемуся с непокаянным, как к Ноеву ковчегу, не только чистым, но и нечистым животным, – прибежище не возбранено.

В Ее благоутробии болеющие душой и телом как в больнице, более того говорю – во врачебнице – почивают и исцеляются всячески. Здесь слепые прозревают, глухие слышат, хромые ходят, прокаженные очищаются, недуги отгоняются, мертвые воскресают, и кто чего ни востребует, все получает в благостыне Той, Которая через стог пшеницы в Песнях изображается: «Чрево Твое – ворох пшеницы» (Песн. 7, 3).

Пшеница среди всех других злаков достойнейшая и нужнейшая. Благость же Мариина – большая всех человек и каждому из верных потребная. Не счесть зерен пшеничных в стоге, так и богатство благости Ее неисчислимо.

Пшеница, питая человека, поддерживает его временную жизнь, и наша Преизбранная мысленная Пшеница, Пречистая Дева, насыщая нас Хлебом жизни, столь нашу жизнь хранит, что Ею живем, Ею содержимы.

Не затвори и мне благоутробия Твоего, Пречистая!

Нравоучение

Желая испросить исцеления скорченной своей дочери, мать с великим плачем припала к Богу и Богородице и слезами открыла дверь благоутробия. Ибо нелегко кому открыть чье-либо благоутробие без этих ключей, без слез, говорю, которыми и рай отворишь.

Пишет Богослов, что в раю врата созданы из бисера, то есть жемчуга: «Каждые ворота были из одной жемчужины» (Откр. 21, 21). Бисер же, или перл, у Пиерия (Яков Пиерий – профессор философии в Руане, его трактат о природе вещей был издан в середине XVII в.) изображает слезу. В согласии с ним и Свида (Свида – византийский лексикограф X в., ему принадлежит энциклопедический словарь, один из самых крупных памятников византийской учености, впервые изданный в Милане в 1499 г.) говорит, что, когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует. С тем согласен, как видится, и святой Златоустый: «Очи Давидовы дождем слезным украшены были, как Маргаритами», то есть перлами.

Подивился я: если жемчужины – это образ слез и знак плача, то почему врата жемчужные там, где уже ничего слезного не видится, ничего плачевного не слышится, но все неизреченной радости исполнено? Рассмотрев же, познал: чтобы хотящие в райскую радость войти не иными старались входить в нее вратами, а только слезами. Видишь в раю врата из жемчуга? Жемчуг же слезу изображает. Потому знай, что слезою входить тебе в рай подобает, и нет иного входа, кроме жемчуга слезного.

Но какой пай для человека лучше, как не Божие и Богородичное благоутробие, в котором и само Небо содержится? Ибо все благоутробием Бога и мольбами Божией Матери, более нежели по своему достоинству, Небо наследуют, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Однако и к этому раю, к Божиему, говорю, благоутробию, не иные врата ведут, как только бисер слезный.

«Приди, поклонись и припади Ему, и восплачь пред Господом, сотворившим тебя» (Пс. 94, 6), и тотчас посреди благоутробия Его обретешься. Извещение об этом есть в словах Иеронимовых, которыми ту жемчужину слезную хваля, говорит: «О, слеза смиренная! Твоя есть сила, твое есть царство, ты не трепещешь суда, ибо заграждаешь молчанием уста врагов, клевещущих на тебя, и нет возбраняющего тебе вход к Богу. Если же сама к Нему войдешь, не пустой возвратишься от Него, ибо что более? Побеждаешь Непобедимого, связываешь Всемогущего, приклоняешь к благоутробию Сына Девы, отверзаешь Небо, прогоняешь дьявола».

Смотри, как сильна слеза! Ею, как жемчужной дверью, в рай входи, в благоутробие Божие.

Прилог

Земного ублажают дары приношенны, А Бога – слезы сокрушенны.

Некто, после многих грехов придя в чувство, стал монахом и все время безутешно плакал о грехах своих, поминая день Судный. В этом сокрушении сердца прожил он много лет. Восхотел же Господь утешить плачущего и показать, как любит и принимает слезы кающегося человека. Явился ему в видении, облаченный в иерейское одеяние, неся и показывая потир, полный слез. Увидевший Его монах со слезами пал Ему в ноги, с ненасытной любовью их лобызая, и спросил: «Что это, во святом потире носимое?» Ответил ему Явившийся: «То слезы грешницы, плакавшей у ног Моих в доме Симона прокаженного, их Я доныне сохранил, ибо мне они приятны». Когда же окончилось видение, пришел в себя монах и почувствовал, что сердце его исполнено неизреченной радости и сладости. Подивился он великому благоутробию Господа своего и послужил Ему в теплоте духа до конца дней.

Смотри, как слезы человека в рай благоутробия Божия вселяют!


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle