РОСА МИЛОСЕРДИЯ
Бодрою Си молитвою и неисчетною простынею ущедри нас, и подаждь душам нашим МИЛОСЕРДИЕ Свое, в веки источающи (В Повечернице великой).
Чудо 22 в 1676 году
Пред вратами Ильинского монастыря лежал нищий по имени Стефан, очень больной. Ноги его были изранены страшными струпьями, так что он совсем не мог ходить.
Целое лето лежа и испрашивая милостыню у входящих, достиг он предела болезни, желая лучше умереть, чем жить в такой горести. Тогда начал прилежно молить Пресвятую Богородицу умилосердиться над ним, обещаясь трудиться в той обители до кончины жизни, если бы подала ему исцеление и силу.
И был подобен он Лазарю гнойному, лежа пред вратами монастырскими и желая крупицы благодати от богатой в милости, благоподатливой Неба и земли Царицы, – чего и не лишился. Он, не надеющийся уже здоровье получить, исцеление принял и обновленную в себе почувствовал крепость, который и поработал в обители, величая Целебницу свою Милосердную.
Беседа
Ни на небе, ни на земле не обретешь большего по Бозе милосердия, чем Богородичное.
Милосердны на небесах Ангелы, ибо предстательствуют о нас и ополчаются окрест нас, но и из них одного видел Давид, безжалостно убивающего людей (см. 2Цар. 24, 17). Многие люди и на земле бывают милосердны, но не так, как Дева Богородица, Ее же милосердие подобно Божию: оба бездною называются.
О Божием милосердии Дамаскин говорит: «В бездне греховней содержим, неизследную милосердия Твоего призываю бездну» (Октоих, гл. 2, песнь 6). О Богородичном он же говорит: «Милосердия Твоего бездну призывающу ми, подаждь, Благосердаго Рождшая» (Канон молебный Богородице, песнь 4).
Эту бездну кто измерить может? О, непостижимая глубина милости к роду людскому! Мир, как госпиталь, полон калек. Их больше, нежели лежавших в пяти притворах при купели Овчей. И кто их врачует? Ты, Премилости-вая Царица!
В Овчей купели единожды в год бывающего возмущения воды чаяли, и то один лишь больной исцелялся. В Тебе же, Богородица, всегда кипят воды милосердия, не единого в год, но бесчисленных калек врачующие.
И сочтет ли кто от милосердия Твоего бывающие исцеления, не только здесь, в Ильинском монастыре от чудотворной Твоей иконы, но и в иных местах: в святой Печерской Лавре, в Новом Дворе, в Купятицах, в монастырях различных стран и городов, особенно же в преславном богоспасаемом царствующем граде великой России, где несчетными чудотворениями прославились иконы изображения Твоего: Казанская, Владимирская, Смоленская и прочие, без числа. От них да соберут исцеленных калек, да исчислят утешенных от печалей, да совокупят принявших пластырь на душевные язвы! Но кто способен сотворить это?!
«Скорее в весне цветы, в лете сочтем класы,
В осени плоды, в зиме снези, в главе власы,
Скорее капли можем измерити в море.
И скорее вси звезды иссчитати горе,
Нежели исчитаем Мариины чуда».
Был милосерден Веспасиан к египтянам, говоря: «Почерпните от меня, египтяне, как от вашего Нила», то есть: «Как река Нил, от которой вы все черпаете, подает вам неоскудевающие воды, так и моя благость неоскудна».
Но ложно он себя со своим благосердием реке уподоблял, он, могущий в малые горсти вместиться... Сравнение то применить подобает к Реке Божией, Деве Марии, ибо Она вод благодати наполнилась. Не только Египет, но всю Вселенную, восток и запад, полдень и полночь напаивает неисчерпаемыми потоками Своего милосердия. Спроси любого верного: не причастился ли Ее милосердия? Каждый скажет: нет для меня ничего выше ни на земле, ни на небе, чем Она, по Господе моем Иисусе Христе. «Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения» (молитва на Акафисте), разве Богородицы. Думаю, лишь тот о Ее милосердии молчать будет, кто помнит, как пустым и не услышанным отошел от Нее. Но кто не услышан, кто не помилован, кто не одарен? Только тот, кто никогда не прибегал к Ней, хотя Она благой является и не ищущим Ее...
Явись и мне милосердной, о Преблагая!
Нравоучение
Причастившийся Божиего и Богородичного милосердия, исцеленный пред вратами монастырскими, Стефан воздавал за это, прилежно работая в той обители. Мы же, грешные, каждый час милосердием Вышнего покрываемые, не хотим Ему верно служить, но служим миру и его суетам, телу и его похотям и прелестям бесовским больше, нежели Господу.
Горе нам, ибо избираем худшее вместо лучшего, страстям нашим вместо Бога служим. Горе, ибо какое вожделение повлечет человека, к какой вещи сердце его привяжется, то ему и есть господь и бог. Так святой Иероним объясняет: «Кому бог есть чрево, у того – новый бог. Сколько каких грехов имеем, столько новых богов: разгневался – гнев мне бог, воззрел на жену с вожделением – вожделение мне бог. И все, чего вожделеем, то нам есть бог».
Послужим же Единому Вышнему Богу, не слушая, не служа суетным господам, ибо не можем двум господам служить – одного возлюбим, а другого возненавидим, или об одном позаботимся, о другом же вознерадим. «Не можем служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).
Святой Григорий говорит: «Никто не может в одном и том же деле Всесильному Богу служить и врагам Его угождать, потому что не хочет тот другом быть Богу, кто врагу Его угождает».
И в «Диоптре»: «Не попустил Бог Себе и Дагону один и тот же алтарь подавать, и этого никогда не сподобились филистимляне, хотя и всеми силами старались (см. 1Цар. 5). Не хочет Бог, чтобы было место греху там, где Лицо Его Божественное обретается, не терпит вместе Себе и миру иметь поклонников».
Прилог
Свету, телу и бесу работают мнози. Ни во что же то вменит хотящий жить в Бозе.
Святой Иоасаф, царевич индийский, чтобы не служить миру, оставил свое земное царство. Чтобы не служить телу, отказался от любви прекрасной девицы. Чтобы не служить прелестям бесовским, идолов попрал. Наконец, все вменил как сор, чтоб Христа обрести и Ему послужить в преподобии и правде до кончины своей в пустыне.