Невоздержанность
Если кто-нибудь не воздерживается от вредных яств, принимая же их неумеренно, впадает в болезнь, то надо ли заботиться о нем?
Невоздержание есть явный порок, и прежде всего необходимо позаботиться об этом недуге, как уврачевать его. Ибо человеколюбивый Бог, желая показать, как велико зло невоздержания, попускает нередко душе страдать недугом неумеренности в том, что вредно для тела, чтобы через телесное злострадание, которому подвергается от неумеренности, могла она прийти в сознание собственного своего вреда и быть напутствованной к воздержанию во всем. Прилагать же немедленно попечение о теле потерпевших вред от неумеренности согласно, правда, с разумом и с требованиями милосердия, однако же надо делать это не без рассмотрения, но озаботившись о том, чтобы при врачевании тела не оставить неуврачеванной душу. Поэтому если усмотрит кто-то, что подобный человек телесным врачеванием научается тому, чтобы при своих недугах благосознательно печься и о душе, то должно прилагать о нем телесное попечение. Если же, принимая врачевание тела, окажется он небрегущим о душе, то лучше такового предоставить болезням, которые терпит от своей невоздержанности, чтобы, со временем придя в сознание себя самого и вечного наказания, мог он принять попечение и о душевном здравии. Ибо будучи судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11:32) (5).