Служение Божией Матери человеческому спасению в Христовой Церкви
ПРЕДИСЛОВИЕ
Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.
Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.
Задачей исследователя литургических творений является извлечение наиболее характерных и существенных данных о деятельности Божией Матери в земной Церкви. Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в целом дает:
1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на верующих.
2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и
3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном и Богом.
Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной выразительностью.
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ
Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.
Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты506. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым507. Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству508. Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской сладости509, в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей над нераскаянными грешниками510.
Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений511.
Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять приводит прельщенных к Богу512, развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во Христе513. Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи514. Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во Христа515. Пресвятая Богородица после Христа и во Христе – основание спасения людей516, Родившая Бога милует мир Его517.
Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа человечества и во все века его бытия518. Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости519. Она – Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная, всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная520, гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая, чистая Горлица521, Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно, демонам страшно522. Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой523. Для бесов – Она – язва524.
Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей – песнопевцев из всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова525. Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной хвалы Ее благодати526 и безмерной любви Ее к Богу и людям527.
Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь Света чаще всего за:
1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,
2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и
3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.
1.
Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет, исходящий от Троичного Божества.
Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами528. Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет «блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати»529. Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих530 и вдыхает в них благоухание благодати531. Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа532 и обновляется533.
Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной534.
2.
По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух покаяния 535
Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление536. В этом смысле Она – мост к Богу, врата спасения,537 успокоение и утешение грешных538, Подательница их осужденному естеству прежней красоты539. Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным540 и умиротворяет их дух541 прощением грехов542.
Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа543, Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти544, возвращение их ко благочестию и духовной высоте545.
Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь546.
3.
Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели547. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро548, облегчение человеческих страданий постоянно549. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан550, в защите их от горя и несчастий есть подлинно «Нерушимая стена»551. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению552.
Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви можно обобщить в форме следующих положений:
1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся грешников и даровании им благословения Божия;
2. Действует Христовою силою;
3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;
4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;
5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.
ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.
От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров553, и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света554 – это есть благодать Христа – Бога Слова555, которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней556, и попаляет в них колючий терновник страстей557. Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила558, преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа559.
В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований560. Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников561 и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой562. Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иcсохших от греха и печали563. Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца564, и показывает их жилищами света565. И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о верующих во Христа, посещение566, целение и духовное питание их567.
Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад568, укрощает бурю и волнение страстей569. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения570, обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются571 от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.
В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума572. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений573, исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам574.
При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни575 и избегать коварных советов и ловлений диавола576. Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли577 в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов578, приводит в бездействие диавольские прельщения579 и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний580. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте581 разуметь тайну личного спасения582.
Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств583, богобоязненным584, успокаивают его от смущении585.
Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу586. И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда587 услаждение своей сердечной горечи588 нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет589, жестокие – сокрушает590, загрязненные греховной чернотой просветляет591, объятые густой печалью – утешает, стесненные расширяет592, обремененные тяготой облегчает.
В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые – смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные593, целит Ее порочное тление594 и прокажение, тушит в ней угли страстности595, укрепляет ее на добро596. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных597 и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями598.
Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность Ее злобой599, от чего «блудный нрав» человека исправляется600, малодушие в испытаниях сменяется терпением601.
Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях.
Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму – целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.
ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА ЗА НИХ
Святейшее и родное всякому христианину имя «Богоматерь» есть имя носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим спасения602, бездну щедрот и безбрежное море благодати603. Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен на призывающих Ее во всем мире604. Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах605 и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.
Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня606 и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям607. Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей608 и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам609.
Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом610. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, – всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие611, Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла612.
Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров613. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями614.
Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:
«Я, – восклицает грешник к Богоматери, – впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты – умилостивление за грешников и очищение»615.
«Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни»616. «Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами»617. «Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей»618. «Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни»619. «Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения»620. «Ты – мне просвещение, Ты – мне избавление, радование. Ты – моя поборница. Ты – моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная»621. «Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения»622.
Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати623. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений624.
Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания625, малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов626.
До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их627, требования помощи628, слышны даже несовершенные «худые» молитвы629, исповедание «тайн грехопадений»630.
Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей631 и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти632. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни633, избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом634, и соделал храмами Св. Духа635. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.
Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она – теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву636.
Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям637. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами638 и одевает световидною ризою спасения639. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем640, благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений641.
Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает «благопременителен» к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов642.
По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою643, но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них644. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству645. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие646, являемое кающимся грешникам647.
В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей648, от сетей диавольской злобы649 и из разных состояний гнетущей скорби650. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения651. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава652, душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей653 и связывает любовью к Богу654. Вводя грешную душу в общение невечернего света655, Она отгоняет от нее дремоту уныния656, разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами657 от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия658. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу659 и от Него изливает на них елей Божественной благости660 и сладкое утешение661.
Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.
Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах662 и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере663.
Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении664. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла665. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.
Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:
1. Божия Матерь – высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.
2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.
3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются Спасителем.
4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет небесного отечества святых.
* * *
Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна по 3 п. Канона.
Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.
Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.
Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2 стиховная стихира.
Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5 п.
Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр.3 п.
Там же, 3 тр. 5 п.
Там же, 2 тр. 7 п., 3 тр. 8 п.
О. I., 2 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п., 1 тр. 6 п.
О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., Богород. 9 п.
О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.
О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 2 и 3 стихов. стихиры.
О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
O. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
О. II., 5 гл. Пяток Повечер., 1 тр. 7 п.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.
О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечерие, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. II., 7 гл. Субб., Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.
О. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
Триодь Постная, Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 5 п.; Нед. Сырн. утра, Кан. Богород. 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра. Канон, Богород. Седальна по 3 п.; 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 9 п.
Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Богород. 8 п.; Субб. Акафиста утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; Субб. утра, 4 стиховная стихира на «и ныне».
О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
О. I., 1 гл. Понед. утра. Блаженны на Литургии, 6 стих.
О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
О. II., 5 гл. Четверг утра, Кан. Апостол., Богород. 1 п.
Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, 1 Трипеснец, Богород. 1 п.; О. I., 3 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1 п.
О. I., 4 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II.,5 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.
Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипесиец, Богород. 8 п., 1 Трипеснец, Богород. 3 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 1 п.
O. I.,1 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
Триодь Цветная, Субб. пред 5 Нед. по Пасхе, Мал. вечерн., 4 стиховная стихира.
O. I., 1 гл. Субб. вечер.. Догматик на «и ныне».
О. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород. 5 п.
О. II., 6 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира.
О. II., 7 гл. Субб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., Седален по 6 п. Канона.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.; Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
О. II., 7 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п.; О. I., 1 гл. Субб. вечера, 10 стихира на Господи воззвах.
О. II., 5 гл. Субб.Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
О. I.,3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
Триодь Постная, Четверг Сырн. утра, Трипеснец, Богород. 4 п.
Триодь Постная, Нед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Богород. 9 п. Канона.
Триодь Постная, Нед. Блудн. Сына утра, Кан., Богород. 9 песни.
Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра. Канон, Богород. 8 песни.
Триодь Постная, Четверг Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 4 п.
Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.
О. II., 7 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п.
О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
O. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б. М., 2 тр. 1 п.
О. I., 2 гл. Четверг утра, Кан. св. Николаю Чудотвор., Богород. 4 п.
O. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.
О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п.
О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 9 п.
О. II., 8 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.
О. II., 6 гл. Пяток Повечер.,Кан.Б.М., 1 тр. 1 п.
Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарис. утра, Канон, Богород. 4 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.; О.I.,1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п.
О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.
Там же, 4 тр. 9 п.
Триодь Постная, Нед. 4 Вел. Поста утра, Канон, Богород. 3 п.
Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна по 3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород. 4 и 5 песни.
Триодь Постная, Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 8 и 9 пп.
Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян., Богород. 3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
О. I., 1 гл. Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.9 п.
O. I., 2 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.
О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 4 п.
О. I., 2 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 6 п.
О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.
Там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Канон Б. М., 2 тр. 1 п.
О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
O. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.
О. II., 8 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.
О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 6 п.
O. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр. 3 п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п.
О. I., 1 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 7 п.
Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богор. 3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п.
Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, Богород. 5 п.
О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр.8 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.
О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.
О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п.
О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. Зп.
О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, Богород. 9 п.
O. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4тр.3п.
О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.
О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.
О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п.
Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.
О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.
Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 п.
Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.
Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.
О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах.
О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.; 6 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п.
Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богород. 4 п.
О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 8 п.
О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4 тр. 6 п.
О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п.
O. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.Зп.
О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п.
О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
Там же, 3 тр. 5 п.
Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста, Четверопеснец, Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п.
О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.
Там же, 1 тр. 9 п.
О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п.
О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.
О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии.
О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.
О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9 п.
О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.; Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.
О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.; Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам, Богород. 5 п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.
О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.
О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах.
О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п.
О. П., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.
О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п.
Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 8 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 3 п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О. I., 1 гл. Нед. утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 3 п.
O.I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7 п.
О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр. 5 п.
О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.
О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 6 п.
О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.
О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 5 п.