Источник

IV. История пребывания Иисуса Христа на земле от воскресения до вознесения Его на небо

104. Воскресение Иисуса Христа. Явления Eгo Марии Магдалине и женам-мироносицам. Мф. 28:1–15; Mк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18.

Когда Иосиф и Никодим погребали тело Господа, Мария Магдалина и Мария Клеопова смотрели, желая знать, где именно положат Его. Смотрели издали и другие женщины, следовавшие за Господом всюду. Все они намеревались воздать последние почести телу Господа, то есть помазать его ароматичными составами и затем проститься; но немедленно после погребения началось празднование пасхи и субботы; и они отложили исполнение своих намерений до окончания субботнего покоя. По прошествии же субботы, то есть вечером в субботу, они купили ароматы и ожидали наступления следующего дня.

Ночью, до рассвета, они все тронулись в путь к гробу Господню. Но Мария Магдалина шла скорее; она ушла вперед и пришла одна к пещере, когда еще было темно, то есть когда не было ещё дневного света, но светила луна. И видит она, что камень отвален от гроба. Не входя в пещеру, она решила, что тело Господа перенесено в другое место. В страхе и недоумении, бежит она назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом Апостолам Петру и Иоанну.

Между тем, еще до прихода Марии Магдалины, сторожившие гроб воины услышали шум, как от землетрясения; и увидели они, как отвалился камень, приложенный ко входу в пещеру, и как сел на него Ангел; они пришли в трепет и стали, как мертвые; когда же очнулись, то пошли в Иерусалим доложить обо всем первосвященникам.

Пока Мария Магдалина бегала за Петром и Иоанном, подошли к пещере остальные женщины, отставшие от нее. Еще дорогою они были озабочены вопросом, кто отвалит им камень от двери гроба? Камень этот был очень велик, и отвалить его было бы им не по силам. Но вдруг они видят, что камень уже отвален, и на нем сидит Ангел. Они испугались; но Ангел сказал им: «Не бойтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; но Его здесь нет: Он воскрес! Пойдите, посмотрите место, где Он лежал». Когда они вошли в пещеру, то увидели опять Ангела, который сказал им: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете распятого? Он воскрес! Его здесь нет; Вот место, где Он был положен. Идите же скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес и будет ожидать их в Галилее».

Жены-мироносицы вышли из пещеры со страхом и радостью, и пошли в Иерусалим к Апостолам.

Как только они ушли, приходят ко гробу Мария Магдалина, Петр и Иоанн.

Апостол Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первым. Нагнувшись у входа в пещеру, но не входя в нее, он увидел лежащие пелены. Вслед за ним пришел Петр; он вошел в пещеру и увидел, что тела там нет, и что пелены лежат отдельно от платка, которым была обернута голова. Тогда вошел в пещеру и Иоанн; и удостоверился, что тела там нет, что Магдалина сказала правду. С этим и пошли Петр и Иоанн домой.

Мария же осталась перед входом в пещеру и плакала. Наклонившись, она заглянула в пещеру и увидела двух Ангелов в белом одеянии. На вопрос Ангела: «Жена! что ты плачешь?» Мария с рыданиями и отчаянием ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!» Сказав это, она оглянулась назад и увидела Иисуса, стоящего пред нею, но не узнала Его. Господь говорит ей: Жена! что ты плачешь? кого ищешь?

Мария принимает явившегося ей Господа за садовника, и обращается к Нему с мольбою: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его; и я возьму Его, я лучше тебя уберегу Его.

Мария! сказал ей Господь знакомым ей голосом. Тут-то она узнала Его; вскрикнула: «Раввуни!» и бросилась к ногам Его. Бросаясь к Господу, она тем самым обнаружила желание прикоснуться к Нему, то есть осязанием познать, что это не Дух ее Учителя, а Он Сам. Но Господь остановил ее, сказав: Не прикасайся ко Мне! верь не осязанию своему, а Моему слову; верь, что Я не Дух, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.      

Повинуясь этому велению, Мария тотчас же пошла к Апостолам. Теперь только она поняла, что Христос действительно воскрес; теперь для нее стало ясно все: и отваленный камень, и пустота гроба, и сидевшие там Ангелы.

Когда она возвращалась в город, туда же шли остальные женщины, приходившие ко гробу. Услыша от Ангела радостную весть, они спешили поделиться ею с Апостолами; и вдруг дорогою видят идущего им навстречу Господа. Когда они дошли до Него, Он сказал им: Радуйтесь! Они бросились к Нему и ухватились за Его ноги; убедившись, что это не привидение, не дух, они поклонились Ему. Тогда Он сказал: «Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня».

Пришла Мария Магдалина к Апостолам; пришли и остальные женщины, ходившие ко гробу; и рассказали, что Иисус воскрес; но показались им слова их пустыми, и не поверили им.

Воины, стерегшие тело Господа, пошли и рассказали обо всем первосвященникам. Первосвященники, лично или через своих уполномоченных, проверили донесение воинов; когда же они убедились, что гроб действительно пуст, то приняли меры, чтобы воины не вздумали рассказывать народу правду. Они дали воинам много денег и научили их говорить, что ночью, когда они спали, пришли ученики Иисуса и украли тело Его. Воины, взявши деньги, рассказывали всем, что ночью ученики Иисуса украли тело Его.

105. Явление Иисуса Христа двум ученикам. Мк. 16:12–13; Лк. 24:13–35

В тот же день недели два ученика Господа, не состоявшие в числе Апостолов, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Одного из них звали Клеопою, а другого Евангелист Лука не называет; но так как об этом повествует только он один, то предание и считает его самого этим вторым учеником.

Шли они и разговаривали о событиях последних дней; и не заметили, как к ним приблизился Господь. Они не узнали Его; Он явился им в ином виде, не таком, как они привыкли видеть Его. Идя с ними, Господь спросил, о чем они рассуждают, и отчего так печальны? – Клеопа удивился такому вопросу и, как бы с упреком, спросил: «Неужели Ты не знаешь о происшедшем в эти дни?» – Когда же Господь спросил: «0 чем?» то Клеопа разсказал, что был Иисус Назарянин, Пророк сильный не только в слове, но и в делах, и что первосвященники и начальники предали Его для осуждения на смерть, и распяли Его. Рассказав о смерти Его, ученики эти не скрыли ни грусти своей, ни разочарования. А мы надеялись было (продолжали они), что Он действительно есть Тот, Который должен избавить Израиля! Вот уже третий день, как Он умер и погребен! кажется, все уже кончено! надежды наши оказались несбыточными. Впрочем, некоторые из женщин, почитавших Его, изумили нас: они ходили рано ко гробу и не обнаружили там Его тела и рассказывали, что видели Ангелов, которые сказали им, что Он жив. Тогда некоторые из наших пошли проверить их слова; они нашли гроб пустым, но Его не видели.

О, как вы недогадливы, и как сердца ваши неотзывчивы, что не понимаете предсказанного пророками (сказал им Господь)! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою? – Тут начал Господь объяснять им все сказанное о Христе пророками во всем Писании, начиная от Моисея.

Ученики с большим вниманием слушали Его; и не заметили, как приблизились уже к Эммаусу. Господь сделал вид, что хочет идти далее; но они удерживали Его и просили остаться с ними, так как день уже склоняется к вечеру. Он исполнил их просьбу и вошел с ними в дом; а когда возлег за столом, взял хлеб, благословил его, преломил и подал им так, как всегда это делал, – тогда только они узнали Его; но Он стал невидим для них. Тут-то они уверовали, что Христос воистину воскрес; и стали удивляться, как они не признали Его еще на пути в Эммаус. «Не горело ли в нас сердце наше (говорили они друг другу), когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писания?» – Радость их, что они удостоились видеть воскресшего Господа, была так сильна, что они тотчас же пошли в Иерусалим поделиться ею с Апостолами. Они застали всех Апостолов вместе и еще некоторых учеников, бывших с ними; и рассказали им все; но Апостолы и им не поверили.

106. Явление Иисуса Христа Апостолам. Мк. 16:14; Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–23

В тот же самый день, вечером, все Апостолы, кроме Фомы, собрались вместе; из предосторожности, они заперли входные двери. Мгновенно явился Господь, стал посреди комнаты и сказал Свое обычное приветствие: Мир вам!

Апостолы смутились и даже испугались. Они так тщательно заперли входную дверь в их комнату, что никто не мог войти к ним; и если они видят теперь своего Учителя, то (так думали они) это тень Его, Дух, но не Он Сам.

Видя смущение и ужас Своих учеников, Господь сказал: «Что смущаетесь? и для чего такие мысли входят в сердца ваши? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги.

Апостолы приступили к Господу; стали дотрагиваться до Него и осязанием Его тела и костей убеждаться, что это не Дух. Но и осязанию своему они не поверили, а только обрадовались и удивлялись. Тогда, чтобы дать им новое доказательство, что пред ними стоит не Дух, Господь спросил: «Есть ли у вас какая пища?» – Ему подали часть печеной рыбы и сотового меда; и Он, взяв это, ел пред ними. Потом Он начал объяснять им то, о чем прежде много раз говорил, но чего они тогда не понимали; и отверз им ум к уразумению писаний, и сказал: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть в третий день, и быть проповедану во всех народах покаяние и прощение грехов во имя Его. И вы будете этими проповедниками: как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас. Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Сказав вторично: «Мир вам!» Господь стал невидим.

107. Второе явление Иисуса Христа Апостолам при Ап. Фоме. Ин. 20:24–29

Пришел потом Апостол Фома. Апостолы рассказали ему, что видели Господа. Но он сказал: До тех пор не поверю, пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальца своего в эти раны, и не вложу руки моей в прободенные ребра Его.

Через восемь дней, собрались опять все Апостолы; и Фома был с ними; собрались они в той же комнате, и опять тщательно заперли дверь. Внезапно стал среди их Господь и сказал всем: «Мир вам!» затем обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои». – Фома повиновался, пальцем своим осязал гвоздевые раны рук. Потом Господь говорит ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим». – Господь обнажил Свой прободенный бок, рана которого была так велика, что можно было вложить в нее руку. Фома, убедившийся, что действительно руки Господа пробиты гвоздями, протягивает теперь руку свою к ране в боку, осязает ее и, падая пред Ним, восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Ты поверил, сказал ему Господь, потому что увидел Меня; но надо было верить в Мое воскресение на основании всего сказанного обо Мне и всего совершенного Мною; и блаженны те, которые не видят Меня теперь воскресшим, и уверуют в Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!

108. Явления Иисуса Христа Апостолам в Галилее. Мф. 28:16–20; Ин. 21:1–25

С окончанием праздника пасхи, толпы народа двинулись из Иерусалима по домам. Пошли и Апостолы в свою Галилею, так как им обещано было, что там явится им Господь. Вернувшись на родину, почти все они взялись за свое прежнее занятие, за рыбную ловлю. И вот, у моря Галилейского собрались Петр, Фома, Нафанаил, братья Иаков и Иоанн и еще два Апостола, не названные Евангелистом по именам. Вошли они в лодку, отъехали от берега и закинули сети; проработали всю ночь, но ничего не поймали. Утром, приближаясь к берегу, они увидали стоявшего на берегу Человека, который обратился к ним с такими словами: «Дети! есть ли у вас какая пища?» – Они ответили Ему: «Нет» – Тогда Он сказал: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». – Они послушались и закинули сети; а когда стали тянуть их, то не могли вытащить от множества попавшей в них рыбы. Посмотрел Иоанн на стоявшего на берегу Человека и сказал Петру: «Это Господь!» Петр, вне вебя от радости, схватывает первую попавшуюся одежду, опоясывает ею свое нагое тело и бросается в волны, чтобы скорее добраться до берега. Доплыл он до берега и остался с Господом; а остальные Апостолы тянули сеть к берегу. Когда все они вышли из лодки, то увидели разведенный огонь, лежащую на нем рыбу и отдельно лежащий хлеб. Господь сказал им; «Принесите рыбы, которую вы поймали». – Они вытащили на землю сеть с таким множеством рыб, что удивились, как это не порвалась сеть. Тогда Господь сказал им: «Придите, обедайте!» – Когда они подошли, Господь разломил хлеб и подал Апостолам, а также и рыбу; и все ели молча; никто не посмел спросить Его: «Кто Ты?» все понимали, что это Господь.

Во время обеда, Господь спросил Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? – Петр ответил:      Так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. – Паси агнцев Моих! сказал Господь.

После отречения своего, Петр сознавал себя лишенным доверия Господа, без которого нельзя и быть Его Апостолом. Поэтому, Петру надо было быть восстановленным в апостольском звании Самим Господом. Вот почему Господь обращается теперь не ко всем Апостолам, а только к Петру. Поручение пасти стадо Христово дано всем Апостолам; следовательно, если оно дается теперь и Петру, то для того лишь, чтобы показать этим, что он прощен и восстановлен в своем Апостольстве.

Вторично спрашивает Господь Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Петр отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец Моих!» говорит Господь.

В третий раз спрашивает Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Повторение этого вопроса в третий раз смутило Петра; он говорит: «Господи! Ты все знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец Моих!» сказал Господь.

Когда на тайной вечери Петр спросил Господа: «Куда идешь?» – Он ответил ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за мною». – Вот об этом-то после и сказал теперь Петру Господь: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». – Этими словами Господь предсказывал, что Петр тоже будет распят.

Потом Господь встал, пошел вдоль берега и сказал Петру: Иди за Мною! – Петр пошел, но, оглянувшись назад, увидел шедшего за ними Иоанна; и спросил Петр Господа: «А с ним что будет?» – «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною!» (сказал Господь).

Эти слова надо понимать так: если бы Я захотел, чтобы он вовсе не умер, а оставался жив до второго пришествия Моего, то и в таком случае, что тебе до того? ты иди за Мною. – Но слова эти были буквально поняты Апостолами; и уверовали они, что Иоанн не умрет; и пронеслось слово это между последователями Христа; и поддерживалось оно продолжительностью жизни Иоанна, умершего естественною смертью в глубокой старости.

Там же, в Галилее, Господь явился еще раз одиннадцати Апостолам и сказал им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите! научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и буду Я с вами во все дни до окончания века.

Кроме этих явлений Господа, Он явился еще одному Петру, как о том повествует Ев. Лука, но когда и где – неизвестно. По свидетельству Апостола Павла (1Кор. 15:6–7), Господь явился еще Апостолу Иакову и более нежели пятистам братий одновременно. По преданию, Христос явился прежде всех Богоматери.

109. Вознесение Иисуса Христа. Мк. 16:19–20; Лк. 24:50–53; Деян. 1:1–11

Явившись Апостолам второй раз в Галилее, Господь приказал им идти в Иерусалим и там ждать, пока они облекутся силою свыше. Они пошли. Там явился им Господь в последний раз и вывел их из города на гору Елеонскую. По этой горе Господь спускался при торжественном въезде Своем в Иерусалим, когда восторженный народ встречал Его, как Царя Израилева, победными криками – осанна! На этой же горе Он много раз беседовал с Апостолами о Царстве Божием и о Царстве Небесном; тут же Он предрек и гибель Иерусалима. Понятно, что приведенные Господом на эту гору Апостолы невольно перенеслись мыслями к Царству Мессии. Теперь для них уже нет сомнений в том, что воскресший Христос есть действительно Мессия. Но когда же Он откроет Свое Царство? Прошло уже сорок дней со дня Его воскресения, а Он как будто медлит с таким важным делом. Так думали, вероятно, Апостолы, когда спросили: Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство И зр а и л ю?

Апостолы все еще не понимали истинного значения Царства Божия; они все смешивали его то с Царством Небесным, то с Царством Израиля, восстановить которое, по их мнению, должен был Мессия; и не понимали они этого потому, что не были озарены еще Духом Святым. Вот почему Господь не дал им прямого ответа на их вопрос, предоставляя им самим ответить на него, когда придет к ним обещанный Утешитель, Дух истины. Не ваше дело (сказал Он) знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав это, Господь поднял руки и стал благословлять Апостолов; благословляя, Он отделялся от земли и возносился на небо. В благоговении Апостолы поклонились возносившемуся Господу; потом долго смотрели на Него и видели, как облако покрыло Его. Тогда предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видели вы Его восходящим на небо». – После того, Апостолы возвратились в Иерусалим.

110. Сошествие Святого Духа. Деян. 2:1–47; 3 и 4

Исполняя повеление Господа, Апостолы оставались в Иерусалиме и ждали обещанного им Утешителя, Духа Святого. В это время они признали необходимым избрать, на место Иуды-предателя, двенадцатого Апостола. Избрали они двух, Иосифа и Матфия; помолились, чтобы Господь указал, кого из двух Он выбирает; бросили жребий, и выбор пал на Матфия, который и причислен к двенадцати.

Через десять дней после Вознесения Господня наступил еврейский праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования заповедей на горе Синае. Пятидесятница приходилась в первый день недели, в который воскрес Христос; поэтому, для Апостолов это был праздник вдвойне. Собрались они утром все вместе. Внезапно послышался вдали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра; шум этот все приближался; наконец, наполнился им весь дом, в котором находились Апостолы. И увидели они, как на каждого из них сходили как бы огненные языки; и почувствовали они, что для них сразу стало ясным, понятным все учение Господа. Между тем, шум этот слышан был многими, находившимися в то время в Иерусалиме; стали сходиться к тому дому, в котором были Апостолы; стали расспрашивать их о случившемся. В числе собравшихся к дому были и иностранцы, прибывшие из разных стран, кто в качестве поклонников Бога Израилева (прозелитов), а кто и по своим торговым делам. Каково же было их удивление, когда Апостолы стали говорить с каждым из них на их природных языках! Это особенно должно было поразить галилеян, знавших, что Апостолы нигде иностранным языкам не учились.

Нашлись, впрочем, и такие, которые сказали: Это они напились вина и опьянели. – Тогда Апостол Петр обратился ко всем собравшимся с речью: Нет, не пьяны они; но в том, что вы видите и слышите теперь, сбывается предсказанное Пророком Иоилем. – Затем, Петр начал говорить об Иисусе Христе, как Он был предан и распят, и как затем воскрес. Продолжая свою речь, Петр сказал: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Он то, быв вознесен на небо, принял от Отца обещание Святого Духа и излил на нас то, что вы ныне видите и слышите.

Пламенная речь Петра обратила к Господу многих из присутствовавших. Все верующие составили особую общину, продавали свое имущество и предоставляли все вырученное в общее достояние всей общины.

Вскоре после того, Петр и Иоанн шли вместе в храм. При дверях храма лежал хромой от рождения, который обратился к ним с своей обычной просьбой о милостыни. Но Петр сказал ему: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!« Сказав это, Петр взял его за руку и стал поднимать; но хромой сам вскочил, выпрямился и пошел за Апостолами в храм, подпрыгивая от радости.

Вошли Апостолы в храм; и Петр произнес там сильную речь, обратившую к Господу около пяти тысяч людей.

Узнали обо всем первосвященники; собрали совет и недоумевали, говоря: «Что нам делать с этими людьми? ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо?» После совещания, призвали они Петра и Иоанна и приказали им не говорить ничего об имени Иисуса. Апостолы на это ответили, что не могут не говорить о том, что видели и слышали, и что будут повиноваться Богу, а не им.

С такою твердою, как камень, верою в воскресшего Христа выступили на проповедь Апостолы; и вера эта не поколебалась в них ни при каких гонениях, даже и тогда, когда их вели на казнь за эту веру.


Источник: Священная история Нового Завета / Б.И. Гладков. - 4-е изд., (без изм.) с изображениями богоматери и Иисуса Христа, карт. Палестины и 26 картинами. - Санкт-Петербург : Стереотип. изд. авт., 1912. - VI, [2], 256 с. : ил., карт.

Комментарии для сайта Cackle