Источник

Глава V

Бог, увенчивая наши заслуги, увенчивает Свои дары

19. Итак, какая заслуга может быть у человека до благодати, чтобы по этой заслуге получил он благодать, если любая наша добрая заслуга производится в нас лишь благодатью; так что когда Бог увенчивает наши заслуги, он увенчивает не что иное, как Свои дары? Ибо как в начале веры мы получили милосердие не потому, что были верующими, но чтобы стали мы верующими, так точно и в конце, когда настанет вечная жизнь, Бог увенчает нас, как написано, милостью и милосердием66. Потому не зря воспевают Богу: Милосердие Его предварит меня67, и: Милосердие Его да сопровождает меня68. Потому и сама вечная жизнь, которую будем мы иметь в конце без конца, хотя и воздается за предшествующие заслуги, однако, поскольку те самые заслуги, за которые она воздается, не нами приготовлены по нашей способности, но сотворены в нас благодатью, то и сама эта вечная жизнь именуется благодатью, по той лишь причине, что подается она даром, и потому даром, что подается не за заслуги, но [подается] благодаря тому, что дарованы и сами те заслуги, по которым она дается. И если поищем мы свидетельства, где вечная жизнь называется благодатью, то найдем у того же великого защитника благодати апостола Павла. Воздаяние за грех, – говорит он, – смерть, а благодать Божия – вечная жизнь во Христе Иисусе, Господе нашем69.

Смерть – воздаяние за грех, вечная жизнь – благодать

20. Посмотри, прошу тебя, насколько предусмотрительно расположил он слова в этом столь кратком изречении. Если внимательно их разобрать, то темнота этого вопроса понемногу начнет проясняться. Ведь когда он сказал: Воздаяние за грех смерть, кто здесь не посчитал бы, что весьма уместно и последовательно было бы, если бы он прибавил: «А воздаяние за праведность – жизнь вечная»? Это воистину так, поскольку как за вину в грехе причитается в качестве воздаяния смерть, так за заслугу праведности причитается в качестве воздаяния вечная жизнь. Или, если не захотел он сказать: «воздаяние за праведность», мог бы сказать «за веру», поскольку праведный верою жив будет70. Потому во многих местах Священного Писания это воздаяние именуется также наградой, и напротив, сама вера или праведность нигде не называется наградой, поскольку награда воздается за праведность или веру. А что награда для действующего, то же и воздаяние для служащего.

Вечная жизнь – одновременно и воздаяние за праведность, и благодать

21. Но блаженный апостол, [выступая] против превозношения, которое столь сильно пытается прокрасться к великим [людям], что, как он говорит, из-за этого и самому ему дан был ангел сатаны, удручавший его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений71; итак, подвизаясь ревностно против этой чумы превозношения, он говорит: Воздаяние за грех – смерть72. Справедливо оно называется воздаянием, поскольку оно есть нечто должное, поскольку уделяется как нечто причитающееся, поскольку воздается заслуженно. Далее, чтобы праведность не превозносилась человеческой доброй заслугой, хотя нет никакого сомнения, что человеческая злая заслуга – это грех, он не говорит в противовес: «А воздаяние за праведность – жизнь вечная», но говорит так: Благодать Божия – жизнь вечная. И чтобы не искали ее на каком-либо ином пути, помимо Посредника, он добавляет: во Христе Иисусе, Господе нашем73. Он как будто говорит: «Услышав, что воздаяние за грех – смерть, зачем намереваешься ты предаться превозношению, о человеческая – не скажу, праведность, но – скрывающаяся под именем праведности гордость? Зачем намереваешься ты превознестись и потребовать противоположную смерти вечную жизнь как причитающееся тебе воздаяние? Вечная жизнь причитается истинной праведности, а если праведность истинна, то она не от тебя, но нисходит свыше от Отца светов74. Если ты все же имеешь ее, то, разумеется, получил [дар] иметь ее, ибо что благое ты имеешь, чего бы не получил?75 Потому, о человек, если предстоит тебе получить жизнь вечную, то хотя это и воздаяние за праведность, но для тебя это благодать, и к этой благодати принадлежит также сама праведность. Ведь [вечная жизнь] воздавалась бы тебе по долгу, если бы от тебя самого была та праведность, за которую она воздается. Ныне же от полноты Его мы приняли не только благодать, благодаря которой ныне живем в трудах праведно вплоть до конца, но также и благодать на эту благодать76, чтобы могли мы потом жить в покое бесконечно. Нет ничего более спасительного, во что веровала бы вера, поскольку ничего более истинного не обретает разум, и надлежит нам послушать пророка, говорящего: Если не уверуете, то и не уразумеет77.

* * *

*

J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.

66

Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами.

67

Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня.

68

Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня.

69

Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

77

Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту. 96-128 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle