XXXI. Слово, сказанное за литургией в Вершино-Сумской Введенской женской обители35.
Размышление об иночестве и иноческих обителях
Обозревая грады и веси, мы посещали и молились и во многих иноческих обителях. Это естественно наводит меня на размышление об иночестве и иноческих обителях.
Человек по природе религиозен, и в каком бы месте ни находился, он исповедует имя Божие, согласно со своей верой. Эта религиозность человека проявляется в разных видах и степенях. В сильной степени она обнаруживается у отшельников, которые отрекаются от удовольствий и благ мира, даже и от самого мира, удаляются в уединенные и пустынные места, где всецело отдаются разным подвигам благочестия. Эти святые подвижники благочестия, эти отшельники, известные еще в первые века христианства, и положили в христианском мире начало иночеству и иноческим обителям, давши им тот или другой характер. Так св. Антоний положил основание аскетизму, а св. Пахомий – монашеству общежительному. Это было на востоке. То же самое было и на западе. Тогда еще не было деления западной церкви на католическую, протестантскую. В западной церкви положили основание монашеству Св. Амвросий Медиоланский и др. В последующие века христианства иноки и монастыри появляются в таком количестве, что украшают христианский мир, как звезды на небе.
Наша русская православная Церковь есть дочь восточной Церкви: она оттуда приняла христианство, оттуда же появилось в ней и иночество, которое в православной России также сильно. Отцом иночества в России считается св. Преподобный Антоний Печерский. Он основал монашество аскетическое, отшельническое. Ученик его св. Преподобный Феодосий Печерский основал в России монашество общежительное. От этих св. отцов и учителей иноки и монастыри мужские и женские стали расти и умножаться по всей православной Руси. Многое хотелось бы сказать вам об истории этих обителей, но обратимся к близкой и дорогой для нас местности Казанской. Казань славится монашеством; она не уступает в этом отношении другим странам нашего отечества. Мы имеем великое утешение в лице святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, которые были носителями великого религиозного подвижнического духа. Этими святителями подвижниками положено начало монастырям в Казанском крае. Являлись время от времени подражатели этим святителям, лица богатые и бедные, которые удалялись от мира в пустынные или лесистые непроходимые места и своей благочестивой подвижнической жизнью привлекали к себе других благочестивых лиц и таким образом полагали основание обителям. Обратимся к этой местности. Я вчера имел духовное утешение быть и помолиться в близкой к вам обители Михаило-Архангельской. Обитель весьма благоустроенная и привлекает множество поклонников; черемисы и чуваши-поклонники живут там по целым неделям, посещая богослужение, а некоторые очищая свою совесть посредством покаяния и причащения. Но давно ли было то время, когда на месте этой цветущей обители был девственный непроходимый лес, куда и глаз человеческий не мог проникнуть, где обитали только дикие звери? Давно ли было то время, когда суеверные черемисы и чуваши боялись даже подойти к этой местности, где, по их языческому суеверию, обитал злой дух «киремет»? И ваша обитель, вовсе еще юная, не имеющая даже видного храма, уже сделалась св. местом, привлекающим для молитвы многих верующих. Чем же сильны и могучи наши обители? – Верой, молитвой, богослужением и доброй христианской жизнью. Этими только средствами привлекаются в обитель верующие и этими средствами утверждаются и благоустрояются обители. Доныне ваша обитель была только иноческой общиной, а теперь она настолько благоустроена, что высшей духовной властью возведена в монастырь. Итак, объявляем, что с нынешнего дня ваша обитель будет называться не общиной, а монастырем.
Если вера, благочестивая жизнь и богослужение служат такой могучей силой в деле благоустройства обители, то как вы должны быть осторожны к себе! Заботьтесь о возвышении и укреплении в себе веры и доброй жизни, а также о том, чтобы молитва и богослужение совершались благоговейно и по уставу, чтобы таким образом приходящие к вам поклонники находили в вашей обители духовную отраду и успокоение от житейских треволнений. И вы, православные миряне, спешите и стремитесь в эту обитель: под сенью ее вы найдете все нужное для спасения. В заключение скажу вам, монашествующие; живите так, чтобы обитель ваша была светочем для инородцев – черемис и чуваш; старайтесь своим примером научить их вере и доброй жизни, привлекайте и располагайте к посещению храма Божия. Аминь.
* * *
31 мая 1898 г.