Источник

LXVIII. Речь при пострижении в монашество ректора Рижской духовной семинарии, священника И. Левитского 72. Приветствие священно-инока с полной христианской радостью

Приветствую тебя, возлюбленный брат, священно-инок Иоаким, с принятием монашеского звания.

Приветствие обыкновенно соединяется с благожеланием; но моё настоящее приветствие, кроме того, соединяется с радостью.

Ты принял монашество: есть ли с чем поздравлять тебя, есть ли чему радоваться и чего при сем пожелать тебе?

Монашество в Церкви Христовой явилось вследствие высокого учения Спасителя о нравственном совершенстве. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмёт крест свой и по Мне грядет, говорит Спаситель в одном месте Своего Евангелия (Марк.8:34). Иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не примет креста своего, и вслед Меня грядет, несть Мене достоин, говорит Он в другом месте (Мф.19:37–38). Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею мыслью твоей, учит Он в третьем месте (Мф.22:37) Принимающие монашество, таким образом, посвящают себя исключительно на служение Богу и спасение души своей. Вследствие такой цели, в христианской Церкви, в церковных уставах и монашеских правилах, оно поставлено весьма высоко. А истинно монашеское житие называется подобным ангельскому. И действительно так: приняв во внимание те обеты, которые даёт принимающий монашество при пострижении, и ту строгость религиозно-нравственной жизни, каковой эта жизнь обставляется монашескими уставами, верно можно сказать, что монашество есть верный и благонадёжный путь приближения к Богу и спасения. Да возрадуется же душа твоя о Господе, возлюбленный брат, облече-бо тя Господь в ризу спасения и одежду нетления. Приветствую тебя с сим святым званием; приветствую с полной христианской радостью.

Но при принятии монашеского звания много бывает смущений и суждений: смущений у принимающего монашество, а суждении – у знающих и окружающих его. Конечно, есть над чем призадуматься: и отречение от мира и яже в мире и строгость монашеских обетов и трудность при выполнении монашеских правил – всё это может породить и смущение и разного рода суждения. Но я чужд этого чувства; верую, что и тебя оно не очень стужает: ты принял монашество в пору зрелого мужества, когда жизнь с своими привязанностями для человека теряет свою обаятельность; к тому же, ты хорошо сознаешь важность монашеских обетов и цель монашеской жизни. Принял ты монашество добровольно, с убеждением и с желанием понести монашеское бремя, при Божьей помощи, во спасение своей души и других, как это ты выразил в твоих ответах на предложенные мной тебе вопросы и увещания, данных тобой пред святыми крестом и евангелием. Да и бремя это, сравнительно, для тебя будет не тяжёлое, или, лучше, уже на половину знакомое тебе, ибо с тех пор, как, по воле Божьей, ты разрешился от уз супружества, как священно – служитель, ты уже несёшь монашеское бремя. Конечно, при этом, ты далёк от той мысли, как некоторые думают, что ты отныне разлучён будешь со своими единокровными: они неразлучно будут с тобой, доколе нужно будет для них твоё руководство и твоё попечение. Напротив, принявши монашество, ты можешь стяжать великое приобретение: в новом звании насколько ты будешь приближаться к Богу, настолько благословение Божье будет простираться над твоими детьми. Наконец, не могу не сказать и того, что ты, как зрелый муж, опытный в церковном служении и церковной жизни, в монашеском звании с большей пользой понесёшь возложенное на тебя новое и высокое служение на пользу духовного юношества, приготовляемого к учительскому и пастырскому служению, и не обманешь нашей надежды на более благоплодное твоё служение в Церкви Христовой в будущем. Вот почему я приветствую тебя радостно с принятием монашества.

Но с приветствием, как я сказал выше, обыкновенно, соединяется благожелание. Чего же пожелать тебе?.. Желаю, чтобы принятое тобой иго монашества было благо для Церкви Христовой и для твоего спасения и бремя его легко для тебя, – чтобы ты не был нарушителем данных тобой обетов монашества, но воплотил в себе идеал монашества и явил собой пример строгого исполнителя монашеских правил,– чтобы ты был в новом звании ещё более мужем веры, благочестия и подвижничества, сильным не только словом, но и делом, собственным примером особенно для тех лиц, которые возражают против монашества Конечно, всего этого не легко достигнуть среди мира, лежащего во зле, от которого ты и при новом звании, по своим обязанностям, не изъемлешься, – при испорченности и слабости природы обшей и при действиях исконного врага рода человеческого– диавола, который особенно коварен и старателен бывает тогда, когда человек ограждает себя более твёрдым оплотом против его козней. Но ты теперь воин Христов, вооружённый во все оружия, чтобы стать против всех врагов твоего спасения. Не будь только самонадеян, но твоими трудами, молитвами, бдением и постом враг да отразится. При этом условии содействующая твоему спасение благодать Божья всегда будет с тобой. Желаю тебе всего этого, призываю на тебя и на твоё новое звание благословение Божье.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Св. Духа да будут с тобой во дни жизни твоей!

* * *

72

Сказана 28 июня 1893 г., в Алексеевской церкви.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - [2], 217, VII с.

Комментарии для сайта Cackle