LXVII. Слово при освящении церкви в Рижской Свято-Троицкой женской общине 69. Условия, при которых возможны развитие и процветание св. обители
Ещё году не прошло, как избрано было место, на котором ныне созидается эта святая обитель; ещё девяти месяцев нет, как положено было основание сему, освящённому ныне нами, св. храму и тем жилищам, которые построены вблизи этого храма и при самом храме. Какая великая радость в нынешний день торжества освящения сего храма для тех лиц, которые заботились и заботятся о построении сей обители и которые ныне видят, хотя ещё в малых размерах, осуществление благого намерения своего – основания в сем обширном и многолюдном граде св. обители... Благодарение Господу Богу за Его великую милость и скорую помощь, явленные в сем святом деле. Он – всеблагой и благопромыслительный о спасении людей – вложил благую мысль благочестивым лицам устроить в сем граде св. обитель и растворил сердца милостью многих благотворителей на основание и благоустроение сей обители. Благодарная молитва к Господу Богу возносится уже и будет возноситься не только живущими и имеющими жить в сей обители, но и всеми лицами, радеющими о православной вере в сем крае и в сем граде, за Благочестивейшего Государя, даровавшего значительные средства на построение сей обители, а равным образом и за всех прочих благотворителей; вечная будет здесь благодарная память о тех лицах, которые прилагали и прилагаюсь свои заботы о ней!...
Но настоящую обитель вместе с сим освящённым ныне храмом можно назвать ещё малым зерном, посеянным на благоплодной почве сего града, только что взошедшим и быстро поднявшимся из земли, но которому ещё надобно расти немало, чтобы дойти до цветения и приношения ожидаемых от него плодов. Но Бог богат Своей милостью к достойным оной! Верующему сердцу нашему представляется, что юная обитель сия имеешь все задатки и залоги к тому, чтобы ей расти в обширное благосенолиственное дерево, для той цели, чтобы в этом граде и стране многие и многие находили в ней пристанище необуреваемое, душевный покой, отраду и утешение среди многоразличных житейских треволнений.
Эти залоги и задатки для возрастания нашей обители находятся в том, что она основана во имя Триединого Бога, по примеру богоносного отца нашего Сергия, Радонежского Чудотворца, основавшего Свято-Троицкую обитель внутри России, от которой мы и получили первое благословение на основание обители иконой преподобного Сергия, и что она будет находиться под покровом сего угодника Божия, ибо храм сей, ныне нами освящённый, посвящён имени преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Кроме того, она имеет точную копию с иконы Божьей Матери Псково-Печерской "Умиления», благоговейно почитаемой в нашем крае. А блаженный Никодим, бывший Иерусалимский патриарх 70, прислал в нашу обитель в благословение и залог её возрастания и процветания часть святых мощей св. апостола Андрея Первозванного, часть от древа честного животворящего Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и два камня – один от живописного гроба Господня, а другой от св. горы Голгофы 71. Все эти священные предметы, по чувству нашего верующего сердца, верные задатки для возрастания и будущего процветания сей святой обители и для привлечения к ней благочестивых людей, благоговейно почитающих святыню.
Подают нам надежду на это и те условия, при которых возникла эта обитель, начала свою жизнь и теперь живёт: на неё обратились взоры Благочестивейшего Государя нашего Александра Александровича, оказавшего щедрую помощь на её устроение; благопотребность и полезность святой обители среди сего града признал Святейший Синод и даровал ей место, на котором она устрояется; многие высокие сановники духовного и светского ведомств выразили своё сочувствие к устроению здесь обители и оказали ей своё содействие словом и делом, трудами и жертвами. Сама же обитель видимо пришлась по сердцу местному православному населению: местные жители с любовью посещают богослужение, совершаемое в обители, и усердствуют своими приношениями на содержание живущих в общине сестёр и призреваемых в ней сирот.
Но при этом мне припоминается из жизни преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, одно бывшее ему видение: «один раз ночью преподобный Сергий стоял в своей келии на обычном правиле. Вдруг слышит он зовущий его голос: «Сергие!" Удивившись необычайному в ночи зову, он открыл оконце кельи, чтобы видеть, кто зовёт его – и вдруг увидел он чудное видение: монастырь освещён был светом, который был ярче дневного света, и по всему монастырю и кругом монастыря летало множество птиц зело красных, а небесный голос говорил: «как видишь ты этих птиц, так умножится стадо учеников твоих, и послы тебя не оскудеют, если восхотят следовать стопам твоим». Здесь нельзя не обратить внимания на слова небесного голоса: «если восхотят следовать по стопам твоим». А стопы, или пути жизни преподобного Серпа были: глубокая вера в Бога, благочестье, любовь к Богу и ближнему, трудолюбие, неустанная молитва и подвижничество. Несомненно, в какой обители следуют по этим стопам, там присуще благословение Божье, те обители процветают и благочестием, и благолепными храмами, и довольством. Вот пример для живущих и имеющих жительствовать в сей устрояемой обители и условие её развития и благосостояния, исключительно зависящее от самой обители. Без этого условия невозможно надеяться на благословение Божье и на содействие помогающей и спасающей благодати Божьей. Без благословения же Божья нельзя рассчитывать на успех; без него и благоустроенные прежде обители приходят потом в упадок. Да будет же это уроком, живущим в сей обители и правящим ею не только теперь, но и всегда.
Что же касается местности и населения или общества, среди или вблизи которых устрояется святая обитель, то в назидание жительствующим в сем граде надобно сказать, что св. обители, по указанию Промысла Божья, устрояются там, где есть религиозная потребность, где общество заслуживает своей жизнью и благочестием такого достояния, такого священного места молитвы и богослужения, благочестивой жизни и подвижничества. И если в нашем граде основана сия обитель, то это явный признак её благопотребности и полезности в крае. Обители всегда были и будут оплотом православия, рассадником благочестивой жизни и местом притекания благочестивых людей для усиленной молитвы и для слушания благолепного и более продолжительного богослужения. Они составляют украшение общества, честь и славу его. Вот почему общество должно дорожить святыми обителями. Тем более это должно быть в нашем, более инославном, чем православному крае и в нашем граде. Мы всей душой должны радоваться, что Господь благословил основать в нашем граде св. обитель, и стараться, чтобы она была здесь ярким светильником православия, как во внутреннем своём благоустроении, так и во внешнем благодати. Молитвы, возносимые в обители, будут низводить благословение Божье на ту местность и на то общество, где она устроена, и на всех притекающих под кров её. Отныне в сей обители, в освещённом нами храме, будет приноситься Богу бескровная жертва и возносится молитва за живых и умерших и мы веруем, что связь между обителью и обществом ещё более утвердится.
Итак, благословение Божье, внутренняя благочестивая жизнь в обители и любовь к ней общества – вот те условия, при которых возможно развитие и процветание нашей обители.
Да будут же эти условия всегдашним уделом Свято-Троицкой Рижской обители. Аминь.
* * *
Произнесено 20 июня 1893 г.
Ныне проживает на покое на о. Халки, близ Константинополя.
Эти священные предметы благоговейно приняты и благочестно предложены для достодолжного чествования 14-го июня.