Источник

128. Поучение о пути ко спасению богача и бедняка

Как вы думаете, православные христиане, кто скорее может спастись – бедный или богач? Затрудняемся дать прямой и краткий ответа на это; потому, что бедняку для спасения нужно только отстать от грехов; а богачу надобно отстать и от грехов, и от богатства, так, как отстать от грехов не может тот, кто имеет богатство. Но нам, кажется, решись богатый человек раздать свое богатство нищим – ты непременно получишь спасение; потому что вместе с богатством отстанут и грехи от тебя. Вот, если при бедности кто обзавёлся грехами – тому трудно отстать от них. Богач отдаёт богатство чрез бедных Самому Иисусу Христу; а это самая верная прибыль и веры, и благодати, и всех даров Духа Святого; потому что такому человеку Христос никогда не останется в долгу. Вот если ты употребляешь свои сокровища на пиршества, увеселения и на свои удовольствия – это верная потеря всех твоих сокровищ; а если ты Христу отдашь – сторицею получишь прибыль. A бедняк за что может купить спасение? У него вместо денег должна быть другая монета: пост, молитва, бдение, смирение, хождение в церковь и другие духовные подвиги. Значит и богач, и бедняк, равно могут получить Царствие Небесное, только разными путями. Разве из богача сделаться бедняком не есть ли величайший подвиг, весьма Богу приятный? Но тот богач, который копейки дает Христу, а на свои страсти теряет рубли – тот едва ли спасется, так как он неправильно делит сокровища Божии между Христом и велиаром.

Когда Господь посетил Закхея мытаря и свет озарил его душу; то вот какое последовало распределение его богатством: «половину отдаю нищим» – отдавай и ты половину. «А кого я обидел, возвращаю в четверо» (Лк.19:8). Это почему? Потому, что всякое богатство наживается неправдою, или отнимается у кого-либо. Чтоб возвратить тем, у кого ты отнял неправдою, хитростью и разными неправильными путями – надобно возвратить с прибылью, с процентами, – ведь ты много лет чужими сокровищами пользовался, так отдай с прибылью. Если бы мы стали разбирать подробно всякое имущество, то могли бы ясно доказать, что ни одно имущество не наживается честно, добросовестно и по правде, – часто, да и всегда почти, по словам Евангелия богач: «жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не расточал» (см.: Мф.25:24,26). Однако Господь и эти труды не вотще ставить, если только ты свое богатство раздашь в пользу братий Христовых. Ведь и наживать богатство нужно много трудиться, хитрить, работать, и хоть его прибыль не есть чистое золото, но все же прибыль: со грехом, но полам нажил, да мудро расточи. Такое употребление богатства, быстро увеличивает веру, умножает благодать, открывает путь ко спасению. Без сомнения, первое дело в спасении отстать от грехов, кто бы ты ни был богач, или бедняк; но надобно всегда помнить, что богачу труднее отстать, а бедняку легче. Конец же спасения зависит от нашего произволения, а более от премудрости и благости многомилостивого Господа.

Да поможет Он и тем, и другим улучить Царствие Небесное. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle