Азбука веры Православная библиотека архимандрит Антонин (Капустин) Памяти отца архимандрита Антонина (хронологический список сочинений и переводов его)
С.И. Пономарёв

Памяти отца архимандрита Антонина (хронологический список сочинений и переводов его)

Источник

Содержание

Об авторе Памяти отца архимандрита Антонина Хронологический список сочинений и переводов его Список периодических изданий  

 

Об авторе

Степан Иванович Пономарев (1828–1913) – известный русский писатель – библиограф, автор около 700 разнообразнейших публикаций. Среди главных его работ отметим посмертное редактирование издания стихотворений Н.А. Некрасова (по воле сестры покойного, А.А. Буткевич), издание материалов для библиографий Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкинa, П.А. Вяземского, А. Мицкевича, Н.И. Гнедича, А.С. Грибоедова. С.И. Пономарев участвовал также в составлении каталога Киевской Публичной библиотеки, Словаря русских писательниц и Материалов для Словаря псевдонимов.

Особое место в наследии С.И. Пономарева занимают трупы его по библиографии русской церковно-исторической литературы. Им были составлены списки сочинений святителя Филарета (Дроздова), архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Евгения (Болховитинова), предметный указатель к Четьим-Минеям святителя Димитрия Ростовского, указатели к Киевским епархиальным ведомостям.

В 1873–1874 годах Степан Иванович посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, консульской библиотеки и библиотеки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Поселение Святых Мест подвигло его на сознание фундаментального труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877). Кроме того, он занимался изданием и изучением трудов епископа Порфирия (Успенского) [Новые трупы Преосвященного Порфирия (Успенского) // Записки Императорской Академии наук. 1878. Т. XXX. Кн. 2; Очерк истории Афона (по книгам Преосвященного Порфирия) // Церковно-богословский вестник. 1880. № 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 67, 71, 72].

В Иерусалиме произошло его знакомство с начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным), переросшее в теплые, дружеские отношения на много лет. [Подробнее об их дружбе см.: Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного поэта Святой Земли С. И. Пономарева (по переписке его с отцом архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово). Пг., 1915]. В связи с возрастающим интересом историков и широкой православной общественности к личности и наследию создателя «Русской Палестины», мы сочли целесообразным опубликовать в настоящем сборнике «Богословских трудов» работу С. И. Пономарева «Памяти отца архимандрита Антонина», в которой дано весьма необходимое для современных церковных исследователей полное библиографическое обозрение трудов Архимандрита и публикаций о нем. Статья была напечатана в год смерти архимандрита Антонина в Трудах Киевской Духовной Академии (1894. Т. 3. с. 636–652). Для подготовки публикации мы имели счастливый случай пользоваться отдельным оттиском статьи по экземпляру ГПИБ (шифр Б7 02/201), с дополнениями и исправлениями немалочисленных ошибок и опечаток, сделанными неизвестной (возможно, авторской) рукой.

Современники недаром называли С.И. Пономарева «певцом Святой Земли». Из года в год, начиная с 1875-го, он печатает в различных изданиях свои стихи «Из Палестинских впечатлений». Собранные вместе, они стали посильным приношением русского писателя – паломника земной родине Спасителя. Удивительный по глубине и фактологической насыщенности стихотворный некролог «Светлой памяти Василия Николаевича Хитрово», также принадлежащий перу С. И. Пономарева, печатается нами по первой публикации (Черниговские епархиальные известия. 1903. №17; были и отдельные его оттиски).

Р. Б. Бутова

Памяти отца архимандрита Антонина

Ничто так не знакомит нас с человеком, как его собственная речь, и в особенности речь предсмертная.

Архимандрит Антонин

Хронологический список сочинений и переводов его

Литературная деятельность отца архимандрита началась в 30-х годах, когда он еще был воспитанником Пермской, а потом Екатеринославской семинарий (в последней ректором был дядя его). Уже там он известен стал как поэт и, между прочим, написал в стихах «Седмицу Страстей Христовых», которая позднее была и напечатана: Но большая часть его стихотворений осталась в рукописи. (Любовь к стихам сохранил он до конца жизни и очень часто импровизировал их в дружеских письмах, иногда чрезвычайно шутливо и колко). Печатные произведение его начинаются с 1843 года, в Киеве, в журнале Воскресное чтение, где он участвовал статьями оригинальными и переводными, но указать их теперь могут разве одни сослуживцы его. Нам же известны произведения его только с 1850 года, список которых и предлагаем вниманию почитателей его памяти.

Мы не станем говорить здесь о значении его крупных сочинений по истории к археологии Востока – они хорошо известны тем, кому о них ведать надлежит; мы заметим только, что сами корреспонденции его с Востока являются весьма ценным источником для истории Церкви Афинской, Константинопольской и особенно Иерусалимской. В них наглядно изображаются и святыни края, и особенности тамошнего богослужения, и многие деятели, и местная природа, и быт наших поклонников, и пр. и пр. О своих корреспонденциях он мог бы сказать словами преподобного Афанасия Афонского: «Желаю, как живым голосом, так и настоящим писанием открыть всем свою мысль и свою заботу, которою волнуясь постоянно, в скорби чрезмерной провел все дни моей жизни». В этом смысле, корреспонденции его заслуживали бы собрания и издания в одной книге. Указание их и вообще хронологический список его сочинений необходимы и потому еще, что они мало кому известны: журнальная критика почему-то молча проходила даже мимо его важнейших сочинений (например, его «Заметок поклонника Св. Горы»), а небольшие статьи и корреспонденции подписаны то одними буквами, то разнообразными псевдонимами, например: А; А. А; А и Б; А. С.; Ал. Введенский; О. Загороднин; Иерусалимский старожил; Камзолов; Один из поклонников; А. Орестов; А. Отшибихин; Папандони; П-ни; Поклонник; Посетитель Вифлеема; А. Солодянский; Sol.

Псевдонимы эти он сам открыл и указал нам в оттисках статей своих, в бытность нашу в Иерусалиме в 1873– 1874 годах. К немалому сожалению, нам вовсе неизвестны корреспонденции его в Афинской печати, а они в свое время производили немалое впечатление в Иерусалиме и даже на Западе Европы. Вообще, литературная деятельность отца архимандрита Антонина была так сложна и так продолжительна, что для полного изображения ее потребуется еще немало трудов нескольких лиц. Мы даем, что можем, и в то же время сознаем, что труд наш, по местным обстоятельствам, далек от желанной полноты.

1850

1) Седмица Страстей Христовых. Стихи. Киев, 1850.

2) А. А. Круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 1850. Т. 1. (Peц.: Москвитянин. М., 1850. № 19. с. 107 // Отечественные Записки. СПб., 1850. Т. 74. Отд. 6. с. 41).

1853

3) Некролог архимандрита Феофана (Авсенева), начальника миссии нашей в Риме // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. 77. Отд. 7. с. 101–108.

1854

4) О христианских древностях в Греции // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. 2. с. 31, 143.

1859

5) О разрытиях внутри российско – посольской церкви в Афинах // Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2. Вып. 3. с. 129–145.

1860

6) Избрание Патриарха на Константинопольский престол (митрополита Кизического Иоакима) и патриаршее служение // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1860. № 50. с. 770–782. Отрывок: Патриаршее служение // Странник. СПб., 1861. Отд. 4. с. 26.

7) Заметки поклонника Святой Горы (1859) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860. Кн. 1 ; 1861. Кн. 2, 10, 11; 1862. Кн. 5, 6, 11; 1863. Кн. 1, 4, 5, 7. Отд. изд.: Киев, 1864. 402 с.

1861

8) А. А. Известие о присоединении к Православию мельхитов (или сирийцев) // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. № 13. с. 87–90; № 17. с. 443.

9) С Востока. (О Богословском училище на острове Холки) // Христианское чтение. СПб., 1861. Т. 2 (октябрь). с. 270. Отд. оттиск: СПб., 1861. 39 с.

1862

10) Принкипо. Письмо из Константинополя от 20 августа 1861 г. // Духовный вестник. Харьков, 1862. № 2. с. 195. Отд. оттиск: Харьков, 1861. 25 с.

11) О поездке в Тризину // Иллюстрированный листок. СПб., 1862.

12) Поездка в Вифинию // Христианской чтение. СПб., 1862. Т. 2. с. 660.

1863

13) Вифиния // Христианское чтение. СПб., 1863. Т. 1. с. 422; Т. 2. с. 67, 229, 493.

14) А. Б. О Влахернской иконе Покрова Пресвятыя Богородицы // Христианское чтение. СПб., 1863. Т. 3. с. 245.

15) Письмо от 26 марта 1869 г. к митрополиту Исидору (о рукописи Филонида / Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. l. с. 422.

16) Письмо от 4 ноября 1863 г. к обер–прокурору Св. Синода А. П. Ахматову (о Вселенском Патриархе Софронии) // Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. 5. Ч. 1. с. 492. (См.: Письма Митрополита Филарета, изданные архиеп. Саввой. СПб., 1888. Т. 2. с. 197).

17) Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее, приписанные на греческом синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса. 1863. Т. 5. с. 594–628.

18) Acta patriarchatus Constantinopolitani // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1863. Т. 5. с. 963–966.

1864

19) Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. 402 с.

1865

20) Древние акты Константинопольского Патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю (1317–1396) // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1865. Т. 5, отд. 2. с. 445–473.

1866

21) А. А. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году // Душеполезное чтение. М., 1866. № 1–4. Отд. изд.: М., 1866. 113 с.

22) Посетитель Вифлеема. Праздник Рождества Христова в Вифлееме // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. № 9. с. 126; № 10. с. 141. Отд. оттиск: СПб., 1866. 16 с.

23) Латинское богослужение последней Недели Великого поста в Иерусалиме // Христианское чтение. СПб., 1866. с. 468.

24) Папандони. Посвящение латинского епископа в Иерусалиме // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. № 14. с. 262.

25) Папандони П. Г. Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме // Северная почта. СПб., 1866. № 209. Перепеч.: Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. № <не указан> с. 662; Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. № 20. с. 208.

1867

26) Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. М., 1867. 2 т.

27) 6-е января на Иордане // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. № 5. с. 205–235.

28) Миссионерские заметки из Святой Земли: Иерусалимский Патриархат; латино-греческий приход; латинская семинария; новые миссионерские станции; учебные и благотворительные заведения; воспитательный дом для бедных мальчиков; римско-католическое общество в Иерусалиме; австрийский поклоннический дом, церковь св. Анны; римско-католические греки и армяне; Греческая Православная церковь; несоединенные армяне; копты, сирияне и абиссинцы в Иерусалиме; Россия при Гробе Искупителя; протестанты в Иерусалиме / Пер. с нем. // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. № 1. с. 33, 68, 87. Отд. оттиск: СПб., 1867. 42 с.

29) Известие о последовании божественного и священного умовения, по вновь изложенному чину, с некоторым пространнейшим толкованием / Пер. с греческой рукописи с примечаниями // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1867. № 5. с. 304–319.

30) Папандони. Пасха в Иерусалиме // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. № 12. с. 140–162.

31) П-ни. Патриаршее богослужение в Иерусалиме (по поводу 25 мая в Париже) // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. № 30. с. 519–528.

32) О молитве внутренней, внешней и церковной // Душеполезное чтение. М., 1867. № 5. с. 49–54.

33) Христианский плач об умерших // душеполезное чтение. М., 1867. № 6. с. 107–121.

34) Христианская свобода // Душеполезное чтение. М. <год не указан> № 6. с. 122–134.

1868

35) Аоон и Афон (возражение на книгу Н. А. Благовещенского об Аооне) // Душеполезное чтение. М., 1868. № 1–3. Отд. изд.: М., 1868. 42 с.

36) Из Иерусалима. Впечатление от кончины Митрополита Московского Филарета // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. № <не указан> с. 123.

37) Преосвященный Мелетий, наместник Иерусалимского Патриархата. Некролог // Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. № <не указан> с. 124. Перепеч.: Странник. CПб., 1868. № 4. Отд. 4. с. 180–183.

38) О поездке в землю Филистимлянскую. Отрывок из письма А. А. к М. П. Погодину // Русский. СПб., 1868. 11 января. Л. 11.

39) А. и Б. 26-гo января в Лавре Св. Саввы // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1868. Т. 2. с. 42. Отд. изд.: Киев, 1868. 94 с.

40) А. Солодянский. Письмо из Иерусалима от 21 марта: зима; поклонники; Преосвященный Александр, бывший Полтавский; постройки; абиссинский князь // Северная почта. СПб., 1868. № 72. с. 7.

41) Письмо из Иерусалима от 5 апреля: Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля // Северная почта. СПб., 1868. № 94. Peц.: Воскресной чтение. XXXIІ. Кн. 1. с. 551 // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 5. с. 413. Отрывок: Солодянский А. Патриаршее священнослужение 17 апреля в Иерусалиме // Странник. СПб., 1868. № 5. с. 50.

42) А. А. Богословское училище близ Иерусалима // духовная беседа. СПб., 1868. Т. 2. с. 161, 181, 234.

1869

43) Мучения Св. Домны // Труды Киевской Духовной Академии. Хлев, 1869. № 1. с. 120–133.

44) А. Орестов. От Босфора до Яффы // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 3–5. Отд. изд.: Киев, 1869. 84 с.

45) Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Синопский // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1869. № 6. с. 445–497.

46) А. С. Из Иерусалима (водосвятие в храме Воскресения) // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1869. № 5. с. 146–147. Отд. оттиск: Одесса, 1869. 8 с.

47) Поклонник. Письмо из Иерусалима от 27 июля: постройки; следствия вифлеемских беспорядков; служение двух Патриархов; воззвание Валерги; пропаганда протестантская; дворец царицы Елены // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1869. № 19. с. 645–655. Перепеч.: Нижегородские епархиальные ведомости. Нижний Новгород, 1869. № 22. Отд. оттиск: Нижний Новгород, 1869. 11 с.

48) А. Отшибихин. Дуб Мамврийский, письмо к редактору // Всемирная иллюстрация. СПб., 1869. № 42.

1870

49) А. А. Латинское предание на Востоке (из Триестской греческой газеты «Клио», о влиянии Франции и Италии в Палестине) // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 3.

50) Поклонник. Письмо из Иерусалима от 14 февраля: бездождие; крестный ход

// Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 6. Перепеч.: Киевские епархиальные ведомости. Киев, 1870. № 9. с. 303.

51) Один из поклонников. Из Иерусалима. Некролог монахини Магдалины Эберн, смотрительницы женского приюта в иерусалимских русских постройках. Надгробное слово // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1870. № 10. Отд. оттиск: Одесса, 1870. 8 с.

52) Наставления поклонникам Св. Гроба, по прочтении Великого канона // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. с. 217.

53) Приветствие поклонникам, после приобщения Святых Таин // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. с. 217.

54) Слово, произнесенное на Голгофе, в Великий Пяток, при обношении плащаницы // Духовная беседа. СПб., 1870. Т. 1. с. 229.

55) Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1870. № 5. с. 396–427.

1871

56) Наставление русским поклонникам в Иерусалиме, пред исповедью // Духовная беседа. СПб., 187 l. Т. <не указан>. с. 209.

57) Приветствие поклонникам по причащении Святых Таин // Духовная беседа. СПб., 1871. Т. <не указан>. с. 215.

58) Слово на Голгофе, в Великий Пяток // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1871. № 4. с. 2 19–224.

59) Письмо из Иерусалима от 22 мая: минувшие святки Рождества Христова; патриаршее служение на Иордани; открытие патриаршей больницы; суббота Лазарева; Страстная седмица; Пасха; праздник Троицы; дуб Мамврийский // Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1871. № 16. с. 320–330; Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1871. Т. 2. с. 189, 260.

60) Из записок синайского богомольца // Труды Киевской Духовной Академик. Киев, 1871 . № 2, 4, 8; 1872. № 5; 1873. №. 3, 9. Отд. оттиски: Киев, 1871. 198 с.; 1872. 72 с.; 1873. 76 с.

1872

61) Слово на Голгофе // Духовная беседа. СПб., 1872. Т. <не указан>. с. 361.

1873

62) Еще о святителе Николае Мирликийском // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1873. № 12. с. 241–288.

1874

63) Древний канонарь синайской библиотеки // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1874. № 5. с. 189–216.; № 6. с. 458–497.

64) О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874. 84 с.: 26 л. ил. Отзыв: Срезневский И. И. // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1874. Т. 28.

65) А. А. Нечто об Иерофее и Прокопии // Гражданин. СПб., 1874. № 31. с. 797.

66) Алексей Введенский. О русском паломничестве в Палестине // Гражданин. CПб., 1874. № 51.

1875

67) Слово на Голгофе // Трупы Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 6. с. 818–822.

68) 0. Загороднин. Выбор и посвящение нового Патриарха (Иерофея) в Иерусалиме // Церковная летопись Духовной беседы. СПб., 1875. № 30, 31. Перепеч.: Странник. СПб., 1875. № 8. с. 98–113; Духовная беседа. СПб., 1875. № 45.

69) Доктор Ceпп у самарян // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 10. с. 90–107.

70) Фараон, Моисей и Исход // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 11. с. 250–271; № 12. с. 456–472.

71) Интересы Русской Церкви и поклонников в Палестине (ответ на статью А. Д. Ушинского) // Церковный вестник. СПб., 1875. № 50.

72) Отчет о пожертвованиях в Иерусалимскую Миссию // Духовная беседа. СПб., 1875. В конце года.

1876

73) Наставления говеющим, по прочтении Великого канона в Иерусалиме // Духовная беседа. СПб., 1876. № 10. с. 289–301.

74) Слово на Голгофе // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1976. № 5. с. 410–417.

75) Письмо настоятеля Иерусалимской Миссии, по поводу статьи А. Ушинского // Церковный вестник. СПб., 1876. № 15. с. 3–6.

76) А. А. Из Иерусалима. Письмо в редакцию: состояние умов; не оправдавшиеся опасения; закрытие больницы и недостройка церкви (на Елеоне) и приюта (близ Иерихона) // Церковный вестник. СПб., 1876. № 32. с. 4.

77) Из Иерусалима: вопрос иерусалимский и Патриарх Кирилл: иерусалимские слухи о войне; бразильский император; артист Лазарев; пропаганда католическая и протестантская // Церковный вестник. СПб., 1876. № 51. с. 4–6.

1877

78) Св. преподобномученица Сосанна Палестинская // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1877. № 2. с. 380–405.

79) Еще по делу о Патриархе Иерусалимском Кирилле // Церковный вестник. СПб., 1877. № 3. с. 2–4. Ср.: Церковный вестник. СПб., 1877. № 22. с. 126.

80) А. Солодянский. Письмо из Иерусалима от 30 апреля // Церковный вестник. СПб., 1877. № 22.

81) А. Камзолов. Из Яффы // Гражданин. СПб., 1877. № 18. с. 447.

82) Sol. Греческая драма: Юлиан Отступник / Пер. критической статьи, примечания // Гражданин. СПб., 1877. № 41–44. с. 891–894.

83) Иерусалимский старожил. Из Иерусалима (по поводу газетных корреспонденций) // Церковный вестник. СПб., 1877. № 25. с. 11.

84) А. А. Кирилл II, бывший Иерусалимский Патриарх // Церковный вестник. СПб., 1877. № 38. с. 15–17.

85) А. Солодянский. Протестантская пропаганда в Палестине; окружное послание епископа Гоббата; Православие в Палестине // Церковный вестник. СПб., 1877. № 41. с. 3–8.

1878

86) Sol. Из Иерусалима. О восточном вопросе и филлинизме // Гражданин. СПб., 1878. № l6–17. с. 317.

87) Sol. По пути из Св. Земли (ожидаемая железная дорога к Иерусалиму; агитация папства; требование русского консула уничтожить Русскую Духовную Миссию) // Гражданин. СПб., 1878. № 23–25. с. 453–455.

88) О. Загороднин. Новые впечатления старого паломника // Гражданин. 1878. № 35–37. с. 635–638.

89) О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1878. № 3.

1879

90) В Румелию. СПб., 1879. Т. 1. (Peц.: Дecтyниc Г. // Исторический вестник. СПб., 1880. № 8.; Сырку П. // Московские ведомости. М. , 1879. № 330.; Помяловский // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1880. № 6, 7 // Новое время. 1880. № 1482; Одесский вестник. № 3).

1880

91) Из Иерусалима. Зима; праздник Рождества Христова и Богоявления; молебствия // Церковный вестник. СПб., 1880. № 5.

1881

92) Отшибихин. Святоградские заметки // Церковный вестник. СПб., 1881. № 9.

1883

93) Слово на Голгофе: Совершишася! // Душеполезное чтение. М., 1882. № 6. с. 204–212. Отд. оттиск: М., 1883. 9 с.

94) А. Отзыв паломника-очевидца последних событий в Иерусалимской Патриархии // Русь. СПб., 1883. № 2. с. 61., № 3. с. 56.

1884

95) Слово на Голгофе: Разбойник, распятый со Христом // душеполезное чтение. М., 1884. № 6. с. 170–179. Отд. оттиск: М., 1884. 10 с.

96) Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме // Палестинский Сборник. СПб., 1884. Вып. 7. с. 1–30, 31–35.

1885

97) Из Иерусалима. Впечатления поклонника. Письмо в редакцию // Церковный вестник. СПб., 1885. № 14. с. 238.

98) Слово на Голгофе. Уроки с Голгофы // душеполезное чтение. М., 1885. № 5. с. 94–102. Отд. оттиск: М., 1885. 9 с.

1886

99) Надгробное слово при погребении И. Дм. Левитова // Русский паломник. СПб., 1886. № 19. с. 172.

100) Слово на Голгофе: Грех неведения // Душеполезное чтение. М., 1886. № 6. с. 206–213. Отд. оттиск: М., 1886. 8 с.

101) Из Румелии. СПб., 1886. Т. 2. 650+2 с.: XVIII л. ил.

1887

102) Слово на Голгофе: Неизвинительные укоризны // Душеполезное чтение.

М., 1887. № 6. с. 129–134.

1888

103) Слово на Голгофе: Царство Божие // Душеполезное чтение. М., 1888. № 6. с. 202–208.

1889

104) Слово на Голгофе: Происхождение зла и врачество против него // Душеполезное чтение. М., 1889. № 6. с. 202–210.

1890

105) Слово на Голгофе: Понятие о спасении в Ветхозаветном и Новозаветном мире // Душеполезное чтение. М., 1890. № 6. с. 133–141.

1891

106) Слово на Голгофе: Страх пред Господом // душеполезное чтение. М., 1891. № 6. с. 259–266.

1893

107) Слово на Голгофе на текст: «Иисус же, пущ глас велий, издше» // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1893. № 5. с. 3–14.

В рукописи

1) Каталог на греческом языке рукописей Синайской библиотеки, в монастыре на Синае.

2) Дневник его, 14 больших тетрадей, в 4-ю долю, имеющий несомненную важность для уяснения современной нам истории Церкви Афинской, Константинопольской, Иерусалимской и Русской.

3) В бумагах Преосвященного Порфирия (Успенского), находящихся в Императорской Академии наук, сохранилось десять писем архимандрита Антонина, от 1859–1863 гг., преимущественно из Константинополя, весьма интересных, по свидетельству П. Сырку: в них заключается весьма много данных по археологии, истории и литературе христианского Востока.

К архимандриту Антонину были адресованы (и напечатаны в Трудах Киевской духовной Академии, 1867, № 10:11) письма архимандрита Порфирия (Успенского) о пресловутом живописце Пан Селине.

Статьи о нем

Автобиографические воспоминания его рассеяны в его сочинениях: «Заметки поклонника Св. Горы» (1864), «Из записок Синайского богомольца» (1871–1873),

«Поездка по Румелии» (1886) и в книге С. А. Венгерова: «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (СПб., 1889. Т. l. с. 627–628).

І. В указании сторонних статей о нем мы прежде всего сгруппируем отзывы Митрополита Московского Филарета, рассеянные в издании Преосвященного Саввы: Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885–1887; и в письмах Митрополита к разным лицам.

1) 1853. По поводу письма иеромонаха Антонина о переводе катехизиса на греческий язык, с намеренным опущением. Т. 3. с. 489–492.

2) 1858. Отзыв митрополита Филарета в письмах его, изданных архиепископом Саввою: Тверь, 1888. Ч. 2. с. 67.

3) 1859. Замечания митрополита Филарета на письмо архимандрита Антонина: а) о разностях между Греческой и Русской Церквами: Собрание мнений и отзывов. СПб, 1887. Т. 4. с. 397–409, 419, 436, 482, 490; б) о сложении сана: Там же. с. 569–570.

4) Предложение митрополита Филарета перевести архимандрита Антонина (из Афин) в Константинополь: Там же. с. 490–491; Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по делам Церкви на Востоке. СПб., 1886. с. 72.

5) 1860. Предложение митрополита Филарета поручить архимандриту Антонину посредничество по греко-болгарскому делу: Там же. с. 207, 255, 274, 282, 316, 354.

6) 1861. Об особенностях письма архимандрита Антонина из Константинополя от 6 марта по болгарскому делу: Там же. с. 261–265, 300–303.

7) О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, где он сообщил отзыв Вселенского Патриарха Иоакима II о некоторых богослужебных порядках Русской Церкви: Там же. с. 307–309. Поручение архимандриту Антонину переговорить с Вселенским Патриархом по делам болгаро-униатского архиепископа Иосифа: Там же. с. 311, 327–331, 395. Он командируется в Иерусалим для обследования причин, вызвавших неустройство в тамошней нашей Духовной Миссии: Там же. с. 440–441.

8) По делу о болгарском архиепископе Иосифе: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 201.

9) Письма митрополита Филарета к наместнику Лавры, архимандриту Антонину, изданные: СПб., 1884. Ч. 4. с. 290.

10) 1862. О браке французской католички: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 225. О Синайской рукописи: Там же. с. 366, 368, 369.

11) Отзывы митрополита Филарета: Там же. с. 123, 126, 187, 190, 191, 200. Письма митрополита Филарета, изданные Преосвященным Саввой. Т. 2. с. 160. 0 священнике Агапии Гончаренко: Собрание мнений и отзывов. Т. 5. Ч. 1. с. 675.

12) Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, с мнением о донесении архимандрита Антонина по делу о неустройствах в Иерусалимской Духовной Миссии: Там же. с. 445–456, 465.

II. Об архимандрите Антонине как профессора, в Записке Ив. И. Малышевского, в книге «Пятидесятилетний юбилей Киевской Духовной Академии». Киев, 1869. с. 99–100, 102.

NB. Здесь кстати спросить, отчего в книге о юбилее не напечатано приветствие отца Антонина на полувековой праздник родной ему Академии? Не может быть сомнения, что оно было прислано им, – хоть в роде письма к ректору, – отчего же оно не напечатано?!?!

IIІ. О деятельности его в Иерусалиме упоминается вполне сочувственно у каждого паломника-писателя, посещавшего Палестину в период времени от 1866 до 1894 гг. Мы здесь напомни только немногие, наиболее авторитетные отзывы.

1) Олесницкий А. А. Актовая речь // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1875. № 11. с. 20–21.

2) Хитрово В. Н. Неделя в Палестине. СПб., 1879. с. 35, 48, 65.

3) En Terre Sainte. Souvenirs de voyage. SPb., 1884. Р. 66, 67, 96,109, 290, 302.

4) Елисеев А. В. С русскими паломниками по Святой Земле. СПб., 1885. с. 107–108, 147–148, 200, 243–244, 255, 361.

5) Русский паломник. 1886. № 13. с. 97–101; 1887. № 35. с. 359; с. 404.

6) Коптев А. Воспоминания о поездке в Константинополь, Каир и Иерусалим. СПб., 1888. с. 89, 109, 129, 141–144, 174–176, 188–189, 230, 255.

7) Маркова Евгения. Путешествие по Святой Земле. СПб., 1891. с. 54, 220, 252, 272.

8) Василевский В. О сочинениях о. Антонина / Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889. Т. 1. с. 629–635.

9) Хитрово В. Н. Юбилей архимандрита Антонина // Странник. СПб., 1892. № 1. с. 181–188. См. также: CППО. СПб., 1891. Т. 2.

10) Русское празднество в Яффе // Церковные ведомости. СПб., 1893. № 10. с. 419.

11) Малышевский И. И. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин в его отношениях к Киевской Духовной Академии // церковные ведомости. СПб., 1893. № 45. с. 1627–1630.

12) Некролог // Церковные ведомости. СПб., 1894. № 15. с. 507.

13) Терновский С. А. О последних днях жизни, кончине к погребении настоятеля Русской Духовной Миссии в Палестине архимандрита Антонина и надгробная речь над ним // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. № 5. Перепеч.: Церковные ведомости. СПб., 1894. № 21.

14) Фотий, архимандрит. Надгробное слово // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. № 6.

15) Хитрово В. Н. // Сообщения Православного Палестинского Общества. СПб., 1894. Т. 6. с. 299–311. Характеристика деятельности архимандрита Антонина.

16) Малышевский И. И. Отчет о состоянии Киевской Духовной Академии за 1893–94 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. № 11. с. 450–454. Характеристика деятельности отца Антонина и отношение его к Киевской Духовной Академии.

IV. Были и строгие, и прямо враждебные статьи о нем, например: Ушинский А. Д. // Церковно-общественный вестник. СПб., 1876. № 17–18; и особенно в «Колоколе» Герцена. Появилась даже целая книга некоего Ю. Добрынина (псевдоним Афанасия Чернышева), о которой и вспомнить больно; укажем только рецензии на нее: // Вестник Европы. CПб., 1881. № 2; Отечественные Записки. СПб., 1881. № 2; Новое Время. СПб., 1861. № 3: фельетон А. С. Суворина. Но против всех нападок отец Антонин мог бы смело сказать: Наши дела говорят гораздо громче, чем красноречивейшие языки.

Конотоп, 21 сентября 1894 г.

С. П.

Статья напечатана в соответствии с правкой по экземпляру ГПИБ: Отд. оттиск (вырезанные и склеенные страницы), б.м. б.г. шифр Б7 02/201.

Список периодических изданий

1. Воскресное чтение – 41.

2. Всемирная иллюстрация – 48.

3. Гражданин – 65, 66, 81, 82, 86, 87, 88.

4. Духовная беседа – 27, 30, 42, 52, 53, 54, 56, 57, 61, 68, 72.

5. Духовный вестник – 10.

6. Душеполезное чтение – 21, 32, 33, 34, 35, 93, 95, 98, 100, 102, 103, 104, 105, 106.

7. Журнал Министерства народного просвещения – 3, 4, 90.

8. Записки Императорской Академии наук – 64.

9. Записки Одесского общества истории и древностей – 17, 18, 20.

10. Известия Императорского археологического общества – 5.

11. Иллюстрированный листок – 11.

12. Исторический вестник – 90.

13. Киевские епархиальные ведомости – 50.

14. Москвитянин – 2.

15. Московские ведомости – 90.

16. Нижегородские епархиальные ведомости – 47.

17. Новое время – 90.

18. Одесский вестник – 90.

19. Отечественные Записки – 2.

20. Палестинский Сборник – 96.

21. Руководство для сельских пастырей – 8.

22. Русский – 38.

23. Русский паломник – 99

24. Русь – 94.

25. Северная почта – 25, 40, 41.

26. Странник – 6, 37, 41, 68.

27. Tpyды Киевской Духовной Академии – 7, 29, 39, 41, 43, 44, 45, 55, 58, 60, 62, 63, 67, 69, 70, 74, 78, 89, 107.

28. Херсонские епархиальные ведомости – 24, 25, 27, 30, 46, 47, 49, 50, 51, 59.

29. Христианское чтение – 9, 12, 13, 14, 23.

30. Церковная летопись духовной беседы – 6, 22, 25, 28, 31, 36, 37, 68.

31. Церковный вестник – 71, 75, 76, 77, 79, 80, 83, 84, 85, 91, 92, 97.

Подготовка к печати Р. Б. Бутовой


Источник: Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. (Хронологический список сочинений и переводов его). [Подготовка к печати и предисловие Р.Б. Бутовой] // Богословские труды. 2001. Сб. 36. С. 239–251.

Комментарии для сайта Cackle