Источник

151. Выбор жизненного пути – супружество или монашество –  возможен лишь однажды

Достопочтеннейшая и многострадальная Н. Н.

Почтеннейшее писание Ваше я получил, за которое и приношу Вам благодарность мою. Но читая оное, и дочитавшись до слова «я согласна», сердце мое зараз поражено было грустным чувствованием едва не до слез о том. Я подивился, какая скорая и неожиданная перемена случилась с Вами. Вы прежде не хотели брачной жизни, и желали удалиться от суеты сует, и приблизиться к Богу молитвою и хранением целомудрия, воздержанием и уединением, и искренним уверением ничего не предпринимать без совета. И вдруг без всякой благословной вины, забывши или презревши это все, сказать, «я согласна». И в дополнение к опрометчивости своей просите меня дать Вам благословение на этот важный шаг, и написать Вам на сие что-либо отрадное. Но что могу я написать отрадного, когда я не знаю, есть ли на это воля Божия, и благим ли духом побуждены Вы к брачной жизни, или неблагим? Знаю я, что брачная жизнь – благословенная жизнь; но Вы соглашались уже в сердце своем хранить целомудрие и посвятить себя Богу, но потом чрез краткое время взять себя у Бога и отдать человеку, хорошо ли это? Если б предварительно спросили Вы на сие моего совета, я не отказал бы Вам в благословении. А если теперь скажу: «Бог благословит вступить тебе в брак», а после вступления, если случатся в брачной жизни каковые тяжкие искушения (поскольку и счастливая участь не свободна от искушений), Вы будете плакаться и жаловаться на меня, что «я безрассудно послушалась его, и теперь должна страдать»: то посудите сами, приятно ли будет мне выслушивать упреки от Вас и от своей совести? Но когда бы не поспешили Вы сказать «я согласна», тогда можно бы было поправить это дело; а теперь не знаю как. Хорошо, если б Вы под предлогом болезни своей упросили оставить Вас на один год в покое, не делая Вам никаких убеждений вновь, и это время употребили бы на молитву, на беспристрастное обсуждение брачной жизни, и на приготовление себя к оной. И если б еще хотя на денек повидались со мною недостойным и побеседовали бы, то благо бы было Вам. А когда невозможно отсрочить сего далее 10-го июля, то я со своей стороны свободы Вас не лишаю;– Бог с Вами! Бог Вас да благословит! Простите меня ради Господа, что неумышленным молчанием своим вывел Вас из терпения и подал случай, не дождавшись моего письма, сказать «я согласна»! Вы спрашиваете меня, не нужно ли что для меня из ястия и пития: то я, по милости Божией, все необходимое для продовольствия своего с избытком имею; а посему и назначений своих никому не делаю. Спаси Вас, Господи!

Итак, простите мне ради Христа, если что не по душе Вам написал.

За сим испрашиваю Вам от Господа Бога мир и благословение, здравие и спасение, и на все добрые начинания помощь Божию и благопоспешение. И остаюсь навсегда к Вашему высокороднейшему лицу с истинным высокопочитанием моим и любовию о Христе Иисусе благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою весьма немощный и приснослабый и недостойный игумен Антоний.

  23 июня 1856.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle