Источник

149. Господь кого любит, того и наказует

Неожиданным писанием Вашим я был крайне удивлен. Вы просите у меня сострадания; но я всегда имел сострадание к болезням Вашим. В последнюю бытность Вашу у нас заметно было тяжкое страдание Ваше по внутреннему человеку; и по отъезде Вашем я молил Господа Бога, да облегчит Он скорби Ваши; желал даже взять их на себя, но мне этого еще не дано. Теперь Вы просите у меня утешения и совета; что и побудило меня Вам ответствовать. И так, призвав Господа в помощь неразумию моему, я был вразумлен,что сия печаль ниспосылается Вам из особенной милости Иисуса Сладчайшаго: егоже бо любит Господь, наказует. Еще же сие тяжкое томление попущено на Вас не столько во очищение прежде бывших грехов юности и неведения, сколько в предохранение от будущих; ибо теперь во время скорби Вы и молитесь, и плачете, и ищете везде утешения и святых молитв; что свободной в духе и веселой и в голову бы не пришло. И так мы должны сказать: благословен Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Еще Вы пишете ко мне, что я слишком строг к Вам; а я никогда не замечал в себе строгости в обхождении с Вами, но обращался со всеми Вами с истинною любовию о Господе. Ей, не из каких видов, не из корыстолюбия и не для показания себя, дабы Вы лезли ко мне, как пчелы к соту, но за пользу душ Ваших, и для приобретения Вам тех благ, коих Вы еще не имели. Впрочем я Вам не законополагал, а советовал, оставляя Вас действовать свободною волею; и теперь прошу, – будьте, как и прежде, владыкою, а не рабою своих желаний. Якоже нежные матери не только обильно питают младенцев своих млеком, но иногда балуют их и игрушками, чтобы они были веселы, и никогда не унывали: так и я не возбраняю Вам для успокоения духа Вашего иметь и выезды, и посещения, и беседы, и книги; но чтобы все было во славу Божию, и по приезде должно испытать себя по совести, какую пользу сие принесло душе Вашей. Насчет книги «о чувственной любви», я советовал Вам прочесть оную не для того, чтобы Вы о сей мерзкой страсти более знали и страдали, но чтобы вовсе не страдали; ибо нечистый дух ничем столько не искушает человека, как желанием отведать то, что из равноангела может претворить в скотину нечувственную. Что касается до меня, то я оную книгу прочел с удовольствием и с большею пользою для души, как и многие другие духовные лица. Если же Вы чувствуете иное, то от чтения оной советую Вам поудержаться. Паче же всего, чтобы Вам всегда быть в духе веселом и спокойном, молю Вас, – будьте оною кроткою и смиренною агницею Христовою, о ее же кротком нраве сказано во Евангелии: «ни проречет, ни возопиет». А чтобы нам с Вами быть таковыми, то помолимся вкупе ко Иисусу Сладчайшему, чтобы Он Сам научил нас кротости и смирению, и умиротворил сердце наше.

23 апреля 1844 г.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle