Слово 66. Об истине
Возможно, честный отче Евстафие, ты и другие, прочитав настоящее сочинение, удивишься, что я, вами побуждаемый, и к кому я обратил начало сей речи сразу, словно забывшись, обращаю свою беседу [к вам] как к каким-то ученикам, нуждающимся в научении. Но пусть никто не удивляется и не обвиняет меня в неразумии из-за этого поворота, но пускай лучше одобрит это в качестве похвальной робости. Ибо я не забылся, но приведу нечто в свое оправдание. Так как причиной нынешнего труда (расположить по главам вкратце [Col. 1626] все Божественное Писание от Ветхого до Нового Завета и послать тебе, потому что ты постоянно переменяешь местности и города из-за того, что вся вселенная обуревается халдейской бурей), который я предпринял по вашему побуждению. Поскольку же Писания и свидетельства Богодухновенного учения требовали некоего нравственного слова, словно некое строение, составленное из великих и драгоценных камней, нуждается в неких дешевых скрепах для составления воедино, я так композиционно построил настоящее сочинение, чтобы, не дерзая обратить поучение к вам, [обратить его] вообще ко всем. Ибо знаю свою немощь и ваше отеческое совершенство. Теперь же, если подходит очередь Слова об истине, я посчитал [нужным] преподнести его вам как некий божественный и исключительный дар. Ибо подлинная истина – это Бог. Посему всякому человеку, стремящемуся к подлинной истине, следует прежде всего молиться, чтобы познать подлинную истину и говорить о ней, как подобает подлинному почитателю истины, в согласии со сказавшим: И не отими от уст моих словесе истинна до зела (Пс. 118:43).
Посему так же, как говорящий ложь оскверняет свои сердце и уста (потому что ложь прилежит неприятелю, ибо диавол – этоотец лжи (Ин. 8:44)), так и глаголющий истину освещается своими душой и телом и всеми членами, ибо истина – Христос. Наставляя непослушный народ, Захария говорит им: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите (Зах. 8:16). И другой: Устне истинны исправляют свидетельство… хотящие же мира – возвеселятся (Притч. 12:19–20). Истину приобрети и не отступай от премудрости и научения, и истинного же уста исполнятся смехом (Иов. 8:21), то есть радостью. Давид: Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во Святую гору Твою? (Пс. 14:1). И прибавляет: Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголай истину в сердцы своем (Пс. 2:5), то есть от сердца. Ибо начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея(Пс. 118:160). Ибо и дела рук Его истина и суд (Пс. 110:7); и: милость и истина предидет пред лицем Твоим (Пс. 88:15); и: наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс. 44:5). Ибо во устех врагов [Col. 1629] моих несть истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже (Пс. 5:10–11). Говорит же и правдивый Иов: не солгах бо во словесех святых Бога моего (Иов. 6:10). И Приточник: Лучше нищ ходяй во истине, нежели богат ложь (Притч. 28:6); и: творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь (Притч. 21:3); Изнесу от устен правая, яко истине поучится гортань мой. Мерзки же предо мною устне лживыя (Притч. 8:6–7). Апостол же: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25), в нелицемерной любви, в слове истины (2Кор. 6:6–7). Иоанн же говорит: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (1Ин. 5:20), ибо глаголющий истину пребывает в Боге. «Посему следует, чтобы из уст человеческих исходила всякая истина, чтобы дух, который Бог поселил в этой плоти, истинным бы обрелся у всех людей, и так прославлялся бы Господь, обитающий во всех людях, что Господь истинен во всяком слове и нет никакой лжи у Него. Лживые же отвергают Господа и становятся обирателями Господа, не отдавая Ему залог, который приняли, ибо приняли дух нелживый. И если они его лживым вернут, то осквернят Божий залог и окажутся обирателями»98. Ибо хранящий истину может себе жизнь обеспечить, ибо он сохраняется истиной. Посему, очевидно, и по чину, честный отче Евстафие, вам преподнес я слово об истине. Ибо всегда во Христа облеченный, в Нем ты живешь и движешься (ср. Деян. 17:28) – и как истинный человек, и как неистовейший почитатель истины. [Теперь же я дерзну сказать, что это именно тебе объявил Рекший Фоме: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6).] Ему же подобает слава с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
* * *
«Пастырь Ерма». Заповеди. 3.