Слово1 о слепом от рождения2

Источник

Только что выслушали мы сына Громова Иоанна3, вернее же – Святого Духа, который рыбаря и ремесленника сделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святой Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которой Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии4, отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконного и мало-помалу приводя (их) к Новому Завету из Ветхого, как прежде из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцом, и громко и ясно говорил глухим: «прежде даже Авраам не бысть, аз есмь» (Ин.8:58), они, не поняв смысл этого изречения и недоказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением, обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственные руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как-либо, но по-божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них5, (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой-либо чаще и незаметно уйдет (из нее), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники.

Я же, хотя впрочем и худой слуга, не забываю однакож того, что раб есмь и что лежит долг на мне восстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: «Преступные! Вы бросаете камни в своего Благодетеля?6 Бросаете в «камень испытанный, краеугольный, драгоценный», о Коем вам пророчествовал Исаия? (Ис.28:16) Бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? (Дан.2:34) бросаете камнями в «Краеугольный Камень» (1Пет.2:6), соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета? Ибо если вы и не уверуете, то «может Бог из камней сих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф.3:9), то есть собрать Христу «народ особенный» (Тит.2:14)7, из язычников и необрезанный, о коем и принял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что «благословятся в тебе все племена» (Быт.12:3). Неизреченным знанием8 Своим видя будущее, Бог в качестве чад Начальнику веры уделил всех имеющих уверовать впоследствии; ибо уже тогда созерцал восстание евреев, зрел камни и лжеименных сынов считал лишенными наследства. Когда же, возвещая им истину словом, не убедил их к благочестию, то, находясь среди них, скрылся от их взоров и, присутствуя, не был доступен зрению их, дабы таковым чудотворением привлечь их9 к признанию того, что Он есть Христос10 и Бог старейший Авраама (см. Ин.8:58). Итак внемлите, говорит, о истинно слепые и несмысленные! Кто Сей и присутствущий с вами, и не видимый? He Тот ли, быть может, это, Кто и с Моисеем говорил, хотя и не был видим?11 Ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однакож был слышен глас, и слово давало наставление, и верно предрекалось будущее. Ведь ум имеющим должно узнавать личность по сродству дел.

Так как евреи оказались столь неразумными и бессмысленными, то Господь наш и Спаситель, как некий врач заботливый12 и премудрый, если болезнь не поддается первому опыту, обращается к другому способу лечения. Духовно слепых Он хочет исцелить при помощи встреченного по пути слепца, который страдал слепотою не всдедствие какого либо случайного повреждения, но из чрева матери явился на свет с таким прирожденным недостатком.

Увидав человека (слепца), Он остановился и был готов к исцелению, превышающему человеческий разум13 и искусство. Ведь врачебная наука занимается исследованием тех болезней, которые по каким-либо обстоятельствам приключаются в последствии времени уже после того, как природа окончит рождение живого существа и произведет оное на свет. Лечение же какого-либо прирожденного телу порока она не выдает за свое дело, а также впрочем и не всех вообще болезней, приключающихся в последствии. Свидетели сего – те из людей, которые искалечены, и которым ни один врач не восстановил недостающих членов. Посему и ученики, почувствовав жалость к страданию и взирая на человека, не вкусившего наивысшей сладости (от видения) света, суетно любопытствовали о причине бедствия и не очень искусно вопрошали Господа: по собственной ли вине или за грехи родителей он родился на свет таковым? В том и другом случае вопрос этот заключает в себе нечто достойное порицания: ибо ни за родителей14 не был бы осужден он, так как Бог не наказывает одного за другого15, чему кажущееся противоречие представляет Втор.5:9: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидяших Меня», устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно-сознательное причастие детей к унаследованным от отцов греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Мф.23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцов своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений и преследований пророков и мудрых книжников; – ни за собственные грехи16 он не нес наказание, хотя и родился слепым, – ведь никто не грешен прежде рождения. Итак, хотя любопытство17 и не очень одобрительно, но мы должны узнать, как Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Он), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущего домостроительства, дабы18 Считавшийся обыкновенным человеком совершил вышечеловеческое, дабы Создатель всяческих, после первого творения, обрел и теперь побуждение к деланию, а также чтобы из частного удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветятся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумных! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы возстающие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истинным сыном плотника, мог исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившиеся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке19, то часть человека, и часть прекраснейшую, образованную природою с особенною тщательностью, а именно- глаз, не был бы в состоянии сотворить кто-либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою.

И если кто пожелает обратить особое внимание на человеческие члены, тот в этой преимущественно частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во-первых, сообщена какая-то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он потом украшен разнообразными цветами: так середина его имеет очертание (окраску) черного цвета, и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и середина имеет более темный цвет20, внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; извне вокруг нее облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придается приятность белому и черному. Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближающихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседующих с нами, почему самый центр его окружности и называется зрачком (κόρη), так как всегда показывает человеческий образ противо(стоящему и) смотрящему. Как смотрящему в зеркало невозможно тотчас же не отразить в материи свои черты, так и лицом к лицу стоящему с человеком не начертать в глазу свой образ. Так смотря один на другого, люди бывают зеркалами друг друга.

Итак, достоин удивления между созданными предметами глаз. Ведь он и Бога мне открывает, точно узнавая всю тварь и от дел показывая художника. От видимого он изъясняет21 невидимое. Посредством него я имею знание о солнце, постиг устройство неба, узнал красоту звезд и основание земли, природу моря, различие семян, разнообразие растений и различные виды цветов, мрак тьмы и блеск света и вообще все, что Бог, создав, одобрил (Быт.1:31). Итак, если бы не существовало глаза, тварь состарилась бы без свидетеля, так как не было бы никого, кто созерцал бы пребывающую в ней премудрость Божию и силу.

Ради такого-то чудного устройства зрения и теперь (т. е. у слепорожденного) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низменные, от плоти22 являющияся в нас, мысли о Единородном, великолепием дел (Господа) изгоняя из души всякое малоприличное (Ему) и низменное мнение (о Нем); но чтобы узнали мы, что блаженный свет и красоту Божества принял (в себя) глиняный сосуд, служа нам светочем на подобие светильника. Сам единолично совершает Господь исцеление, и Тот, Кто повелением Своим устроил весь мир (Быт.1 гл. ср. Пс.148:6), Кто двумя краткими изречениями исцелил расслабленного (ср. Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:24; Ин.5:8), теперь для чудотворения употребляет не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцеляет23 слепоту, дабы посредством этих действий тем более твердую веру внедрить неверующим. Он плюет на почву и из слюны делает брение, пользуясь для исцеления землею с тою целью, чтобы показать, что из той же персти, из которой в начале образовано все тело24, теперь созидается и остальная часть (глаза). Слюною же исправляет его (тело) и соединяет рассеянную и чуждую связи персть, дабы ясно показать нам, что силою уст Своих Слово устроило все, ибо «Словом Господа небеса утверждены и Духом уст Его вся сила (все воинство) их» (Пс.32:6).

А может быть и для того плюновением исцеляет, чтобы поразить страхом тех, кои немного после имели безчинствовать оплеваниями, и однакож не остановил (этим) дерзость неистовствующих, но подвергся многим оплеваниям Тот, Кто совершил таковое (исцеление) посредством плюновения. Так проявляет Он творческую силу первого25 достоинства. Повелением же омыться в купальне Силоама Он открывает нам спасение посредством воды, которое всем посланный Силоам даровал; ибо тогда мы хорошо видим, когда очищаемся таинственною водою, тогда осияет нас свет благодати, когда сила крещения смывает грязь и нечистоту грехов. И все, кои омываемся заповедью Силоама, видим духовный свет, «который просвещает всякаго человека грядущаго в мир» (Ин.1:9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного пред тем бывший слепым вышел из купальни, имея украшение на лице в прибавлении глаз и правильно взирая на солнечные лучи. Событие это поразило соседей и знакомых (слепца). Смутил новый способ лечения. Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершенное26 Родившимся в Вифлееме, – тем малым Младенцем, Который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло Иудеев не верить божеству.

Обратите же, несмысленные и грубые сердцем, внимание на бывших от века людей. Начав с Адама, исследуйте всех по порядку: найдете ли, чтобы бывшее ныне случилось и на других, или чтобы какой-либо век имел пример такого исцеления? И опять, при осмеянии Господа моего, выставляйте на вид, что Он – Плотников Сын (Мф.13:55; Мк.6:3 и др.), Которого братья вам известны, Которого дом вы знаете, исчисляйте все стороны Его уничижения, соревнуйте в этом, распространяйте великое бесславие свое. Но если ничего такого человек не соделал и ни века не знали рассказа о подобном чуде, то, осудив свое невежество, возведите наконец очи свои к истине, омойтесь и вы в Силоаме, чтобы не умереть в слепоте.

Однакож это все не имело для них никакого значения. Слово не научило их, дело не вразумило, сила чуда не склонила. Совсем напротив, по слепому неразумию, они многочисленными способами пытались скрыть и осмеять (чудо), хотя злодейство их обращалось против них же самих. Чем более они неверили и допросами старались извратить (правду), тем более подтверждалась истина. С ними случилось то же самое, что и со зверями, которые, будучи ранены кем-либо и пока еще не все острие вошло в их чрево, стремительным натиском своим на человека вгоняют в себя самих всю сталь (орудия).

Сначала они стараются дознать, тот ли это самый слепец и не выдан ли за него другой? Но это ясно засвидетельствовал человек тот и рассказал в порядке об исцелении и о том, что брение намазано было как лекарство от слепоты, и что купальня, смыв брение, доставила зрение. Об этом расспрашивали соседи и поучались, исследовали фарисеи и узнали27 – может быть принято только в отношении к удостоверению фарисеев в тождестве личности слепца, но в отношении к совершению чуда оно неудобно, ибо не соответствует евангельскому повествованию. Редактор издания у Миня готов подставить отрицание ὀυκ – «и не верили» (col. 260, n. 51). Мы же находим более естественною и легкою поправку: ἐπύθοντο, как параллель καὶ ἐμάνθανον.

В качестве второго ухищрения для отрицания совершившегося чуда была предпринята попытка доказать, что не Христос совершил исцеление. Поскольку же человек (исцеленный) громко называл Спасителя, исповеданием и проповедью воздавал благодарение и всем указывал Благодетеля, то, с закрытыми устами и помутившимся умом, не зная что делать, возвращаются снова к болезни28 и оказываются точными исследователями каждой частности не для того, чтобы подтвердить совершенное чудо, но дабы получить оттуда либо опровержение чуда и, устроив какой-либо коварный обман, отвратить верующий народ от увлечения. Это верх порочности- сражаться против истины, не покланяться Творящему все29, но подвергать Благодетеля поруганию, не удивляться силе, но пытаться унижать чудесные дела! Убедитесь же, фарисеи и от родителей, что человек этот рожден со слепотою, и опять обратитесь ко слепцу во второй и в третий раз, получая от него удостоверение в злых начинаниях и кознях своих. Но если не успеете в первой попытке, переходите ко второй, не успеете во второй- переходите к третьей, от третьей- к следующей. Делайте извороты коварной лисицы, и все-таки вас везде окружают сети истины, нет никакого выхода из чуда. Впрочем не оставляйте своих ухищрений и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразные, но немощные и бесполезные.

Отечественный это недуг ваш. Неверных отцов таковые же дети (вы). И те таким же образом относились к чудесам в Египте. Необычайным способом и вопреки ожиданиям они спасались от войн и неверили Дающему Спасение. Кормились пищею, превосходящею природу, и были неблагодарны больше голодающих (Исх.16:13). Получали манну с неба посылаемую (Исх.16:15) и тужили по зловонию египетского чеснока и лука. Во время дня осеняемы были столпом облачным, дабы не страдать от жары солнечного луча, и столпом огненным освещались ночью, получив кроме луны другое, новое и превосходнейшее, светило (Исх.13:21), но, как бы совсем не замечая божественной силы, они таким образом усиленно требовали себе новых и возвышенных богов, когда Моисей, задержанный немного на горе при сообщении (ему) закона, замедлил возвращением. Вы истые наследники неразумия тех невозлюбили закон, ненавидите благость, нуждаетесь в начальствовании жезла не миндального, а железного (Пс.2:9 ср. Откр.2:27, 19:15; Иер.1:10–12).

Вы видите человека, перешедшего (от тьмы) к свету, доселе проведшего долгое время жизни во тьме, с бездейственными взорами, путеводимого чужими глазами, ежедневно сидевшего пред храмом, всем дававшего знать о своем несчастии, дабы многих привлечь к милосердию, имеющего город свидетелем своего недуга, смотрящего теперь и быстро исцеленного не составом разных лекарств и не сечением стали, но одним брением, составленным посредством слюны (из персти): как же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создал очи из земли, не чтите божественную силу! Неужели терзаетесь завистью и имеете соревнование к Богу, как бы к своему сопернику по искусству, как бы художники к художнику, как бы единоплеменники к равному себе!

Читая ветхозаветные книги, которые написаны были для домостроительства о народе и которые сообщают сведения о правлениях царей и историю о них, вы благопослушно принимаете, что говорится о каждом. Так и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита и всех святых каждого века, наделявшихся силами от Бога и совершавших великие и славные дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (рассказов) отцов, хотя люди обыкновенно не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последния времена (т. е. ныне) глазами (своими) видите на глазах (бывшего слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, против этого коварно и безчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще задолго прежде возвестил Исаия такими словами: «вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугниваго будет ясен» (Ис.35:4–6). Это – речения не Петра и Иоанна, не кого-либо из новых и подозрительных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса30, – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзаконного водительства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex'a Soguierianus'a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37.

2

ἐκ κοιλίας – от чрева, вместо Ин.9:1: ἐκ γενετῆς – от рождения.

4

Т. е. единоипостасности божества.

5

ψηλαφώμενος – букв.: будучи осязаем.

6

Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?»

7

περιούσιον ср. Исх.19:5.

8

γνώσει, Cod. Seg. προγνώσει.

9

αὐτούς, но Фотий читает αὐτοῦ – чудотворением Его (т. е. Христа).

10

Так у Фотия; в Cod. Seg. Θεός.

11

καὶ μὴ φαινόμενος; y Фотия: καὶ φαινόμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: καὶ μὴ βλεπόμενος καὶ φαινόμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх.3:4.

12

Cod. Seg. прибавляет: «и вместе».

13

ἀνθρωπικοῦ λόγου, Фот. ἀνθρωπίνης σοφίας – человеческую мудрость.

14

У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен».

15

Ср. Иез.18:20: «сын не понесет вины отца».

16

У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет».

17

πτέσις, Cod. Seg. πεῦσις.

18

Cod. Seg. прибавляет: «дотоле».

19

Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла».

20

τὸ βαθύτερον, Cod. Seg. приб. καὶ μελάντερον – и чернее.

21

У Фотия прибавлено: «душе».

22

ἐκ τῆς σαρκός – от плотскаго суемудрия.

23

Cod. Seg. приб. «теперь».

24

τὸ ζῶον, собст. животное.

25

Т. е. божественнаго.

26

Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся».

27

Чтение: καὶ ἐπείθοντο – «и уверялись, убеждались»:

28

Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, – стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»:

29

Cod. Seg. приб.: «это».

30

Ср. Ам.1 и Ис.1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде (אמוצ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех (עמוס) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: Ἀμώς.


Источник: Астерий Амасийский, св. Слово о слепом от рождения / [Перевод с греческого и примеч. М.Д. Муретова] // Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 5. С. 169-182.

Комментарии для сайта Cackle