Источник

Слово 61. О том, чтобы внимать себе

Внимать себе во всем есть дело великое, спасительное и богоугодное и является самой общей заповедью. Таковой избегает всякого греха, а всякую заповедь и заповедь Божию исполняет. Таковой на подобные недостатки у других не обращает внимания, а о своих заботится, сосредоточенный95 ум свой обращая к Богу. Таковой удерживает себя от всех земных дел и высоко воспаряет к небесному и вечному. Ибо все случающееся для него – ярмарка. Умеющий торговать имеет большую прибыль, а не умеющий терпит убыток. Посему свойство великой и боголюбивой души – тщательное и всегдашнее внимание к себе. Ибо такой, считая настоящее бесполезным, будущее же признавая неприступным и непостижимым и вожделея его, ступает прямым путем и достигает тихой гавани Христовой. Посему следует четко отдавать [себе] отчет в том, что полезно, а что неполезно. Ибо есть два ангела возле человека: один – праведный, а другой – злой. «И тот, который Ангел праведный, – застенчивый, кроткий и тихий. Поэтому, войдя в твое сердце, постоянно будет внушать он тебе справедливость, чистоту, почтительность, довольствование малым, всякое дело праведное и всякую славную добродетель. Когда все это взойдет на сердце человеку, знай, что добрый Ангел с ним. Дела же ангела злого следующие. Прежде всего он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда взойдет он на сердце человека, то следует знать его из действий его. Когда кем-нибудь овладевают какой-нибудь гнев или досада, то ясно, что он в человеке. Затем пожелание многих деяний, разных и роскошных яств, разнообразных наслаждений, вожделение к чужим женам и многостяжанию, гордость, хвастовство, надменность и все тому подобное»96. И порочные помыслы – все его. Посему будем строго внимательны к себе и от ангела злого будем отвращаться, а праведному Ангелу последуем. Как и Закон повелевает, говоря: Вонми себе и снабди душу твою зело, и не забуди Господа Бога твоего, и да не отступят от всех словес, [Col. 1617] от сердца твоего вся дни живота твоего (Втор. 4:9, 20); и: да возлюбиши Господа Бога твоего от всея силы твоея (Втор. 6:5); Иже изведе вас от пещи железны – из египетского рабства (Втор. 4:20), то естьмироправителя тьмы (Еф. 6:12). Ибо Египет толкуется как «тьма». Внемли себе, ядый и насытився, да не разширится сердце твое(Втор. 11:16), да не забудеши Господа Бога Твоего (Втор. 6:12), чтобы не отверг, как некогда возлюбленный, ныне же богомерзкий народ. И вложи слова Мои в сердце твое, и пусть будут они непоколебимыми пред очами твоими. Внемли себе, чтобы тебе не оставлять левита во все дни жизни твоей, то есть теперешних служителей Господа. Ибо священники и левиты – твои поручители. Ибо они берут на себя грехи народа. Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. 15:9), то есть не суетись в мыслях, но безыскусно проводи дни жизни твоей. Как и через Иеремию заповедует Бог, говоря: се, Аз даю пред вами путь живота и путь смерти (Иер. 21:8), то есть рабство и свободу. Ибо вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8). Внемлите себе строго, чтобы не совратиться. Ибо у того, кто ест виноград, на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие (Иер. 31(38:30)). И Екклесиаст говорит: Волчцы и сети на путех стропотных; храняй же свою душу избежит их (Притч. 22:5). И тотчас: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). И вновь:Уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село, и ходи вслед Мене, и созиждеши дом твой (Притч. 24:27), разрушенный преступлением Адама, в Крещении же вновь обновленный. И апостол Павел: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф. 5:15). И в Деяниях: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас пасти Церковь Божию (Деян. 20:28). И Иоанн: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1Ин. 2:18). И Господь: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф. 7:15–16). Ему же, человеколюбивому Богу, слава во веки. Аминь.

* * *

95

Букв.: единовидный.

96

«Пастырь Ерма». Заповеди. 6.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle