Источник

156. Похититель

Слышим, что те люди, которые чужое каким-нибудь образом, то есть или явно, или тайно, или лестью похищают, называются бесчестными именем: похитители и воры. Это беззаконное дело противно заповеди Божией: не укради. Так и более всего похитители и воры – те люди, которые славу и похвалу и прочее, единому Богу подобающие, каким-нибудь образом похищают и присваивают. Сюда относятся:

1) Те, которые Божие слово проповедует ради похвалы и славы своей. Ибо Божие слово дано нам ради спасения нашего и славы имени Божия; ради него должно быть и проповедуемо. Но когда люди ради своей похвалы и славы его проповедуют, то славу, Богу единому подобающую, себе похищают. Отсюда бывает, что таковые проповедники мало пользы людям приносят, хотя их люди и похваляют, ибо не ради того, ради чего дано слово Божие, проповедуют. Почему и недействительно бывает в сердцах слышащих.

2) Те богачи, которые тратят богатство свое на строение богатых домов, на богатую одежду, на богатые кареты и коней, на богатые столы, на богатое убранство слуг и прочую пышность и суету, дабы отсюда похвалу и славу от мира иметь. Богатство и имение наше есть Божие добро; и дано нам ради бедности и нужды нашей, а не ради похвалы и славы нашей; дано, чтобы мы и сами тем пользовались умеренно, и ближним нашим, ради чести и славы имени Божия, помогали. Но если этого не делаем, но от этого ищем себе похвалы и славы, то похищаем себе славу, Богу единому подобающую. Ибо все Божие добро есть. Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23:61). Да будет все и всякое добро Божие во славу Божию, а не нашу. Будет довольно нам Божиим добром пользоваться, и за то Бога благодарить и славить святое имя Его, а не себе похвалы и славы от этого искать.

3) Те люди, которые милостыню и прочие добрые дела делают, чтобы показать себя самих; также те, которые созидают храмы Божии и украшают их, созидают богадельни, дабы славили и хвалили их люди. Все таковые своей, а не Божией славы ищут и потому единому Богу подобающее похищают.

4) Сюда относятся и те, которые или разум свой и премудрость, или красноречие показывают, чтобы их славили и хвалили люди. Все таковые, и вышеназванные, и прочие, которые какое-нибудь добро делают, но от него хотят прославиться, славу Божию похищают. Бог есть Начало и Источник всякого добра; посему Ему единому от всякого добра слава и похвала подобает. Человеку, как нищему и бедному и даром, без всяких своих заслуг, от Бога добро получающему, довольно того, что он добром даром пользуется; а славу и благодарение единому Богу, своему Благодетелю, приписывать и воздавать должно.

Но когда за Божие добро себе славы и похвалы ищет, то Божие себе похищает, и сердцем от Бога отступает, и себя самого, что страшно и говорить, боготворит, и на том месте, на котором должен Бога иметь, себя поставляет, и ту честь, которую должен Богу отдавать, себе привлекает, что есть премерзкий и тяжкий грех, и подобный дьяволову греху, которым от Бога и Создателя своего отступил. Смотри, человек, и рассуждай, куда славолюбие и гордость твоя тебе приводит!

5) Что человек в нынешнем веке делает и в сердце своем скрывает, то на Суде Христовом явится и весь мир о сем узнает; и все, что человек ни делает, как бы взаймы Богу дает, и тогда воспримет. Прославляет ли Бога здесь, живя в мире, – там сам Богом прославится. Презирает ли и уничижает Бога – там сам презрен и уничижен будет. Посему говорит Господь: Только прославляющих Меня прославлю, а уничижающий Меня будет посрамлен (1Цар. 2:30).

6) Поэтому внимай, христианин, что и для кого делаешь: Божией, или своей воле угождаешь, Божией чести или своей в деле твоем ищешь. Когда своей воле угождаешь, а не Божией, то свою волю Божией предпочитаешь, что тяжко и страшно. Когда в деле твоем своей, а не Божией чести ищешь, то Бога оставляешь, и себя, как бога, почитаешь и боготворишь, как сам то можешь видеть, что так же страшно и беззаконно. Бог, Который сердца и утробы испытывает, видит и твое сердце, и ради чего ты делаешь, видит. Берегись, как бы вместо чтущего Бога врагом Божиим не быть. В такую пагубу самолюбие, своеволие и славолюбие приводит человека, хотя он того, как слепой, и не видит. Ибо самолюбие и славолюбие ослепляет человека.

Итак, осмотрись, возлюбленный, и мерзкого гордости идола выброси из твоего сердца; и с того седалища, на котором сидишь и почитаешь себя, сойди, и там дай место Господу Сил, Которому со страхом поклоняются Ангелы и вся тварь служит; и воздавай Ему славу Его, и хвалу Его, и честь Его, и поклоняйся Ему духом и истиною (Ин. 4:23), и почитай Его как Бога и Создателя своего. Ему единому подобает всякая слава, честь и поклонение. Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6:20). Убойтесь Бога и воздайте Ему славу (Откр. 14:7). Все делайте во славу Божию (1Кор. 10:31).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle