Источник

LII. Пророчества Исаии

Из всех Пророков, которые постепенно восставали в Иуде и Израиле, всех изумительнее царственный Исаия, для которого грядущее открыто было как настоящее. Праотец Иаков предсказал, в каком состоянии будет царство двенадцати детей его, когда явится Мессия, обещанный Аврааму, и от которого из сыновей его произойдет Он. Моисей возвестил Израильтянам законодателя свыше его, которому велел повиноваться. Давид, особенным избранием Божьим помазанный на царство, созерцал духовно Мессию, рожденного прежде сотворенной им денницы, то сидящим одесную Господа и Первосвященником по чину Мелхиседека, то пригвожденным, упоенным желчью, посреди поруганий. – Исаия же, чрез двести пятьдесят лет после Давида и более семи сот лет до Христа, видит Его происходящим от Давида, яркими чертами дополняет все сказанное о Богочеловеке, и говорит о великих тайнах воплощения, как бы о минувшем.

Особенное звание Божие послало Исаию проповедать имя Искупителя человекам, и он пророчествовал о нем, в дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езении и Манассии, Царей Иудейских, с которыми сопражен был узами крови, как происходящий сам от племени Давидова. Еще в последний год царствования Озии, ему виделась, в преддверии храма Соломонова, слава Божия, наполнявшая святилище, и один из Серафимов, предстоящих Богу, горящим углем с жертвенника, очистил ему уста к исповеданию того, что созерцал дух его. Что же прежде всего велел ему сказать Господь, в обличение грядущего неверия о Христе? «иди и скажи людям сим: слухом услышите и неразумеете, и видя узрите и не увидите, ибо одебелело сердце людей сих, ушами своими тяжело слышать, и очи свои смежили, дабы когда либо не прозрели очами, и не услышали ушами, и не уразумели сердцем, и не обратились бы ко Мне, и Я бы исцелил их!» (Исаи. VI).

Он предсказал таинственное рождение Христово, нечестивому Царю Ахазу, когда сей, устрашенный нашествием Царей Сирийского и Самарийского, не знал, где искать спасения Иерусалиму. Исаия встретил Царя за стенами города, и открыв ему ничтожность замыслов Дамаска и близкое падение Самарии, велел просить для себя знамения от Господа. Когда же Ахаз сказал, что не станет искушать Господа таким прошением, Пророк отвечал: «внемли мне, дом Давидов, или мало вам докучать людям? Вы хотите еще стужать Господу? Вот сам Господь даст вам знамение: се Дева приимет во чреве и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил.» (Исаи.VII. 14). Имя сие значит: с нами Бог, и еще большей ясности, Пророк присовокупил: «Отроча родился нам, Сын, и дан был нам, начальство Его на раме Его (т. е. дивный крест) , и нарицается имя Ему: Ангел великого совета, чудный, советник, Бог крепкий, властелин, Князь мира, Отец будущего века!» (Исаи.IX.). Исаия указал и на дом Иессея, отца Давидова, из коего должен родиться Мессия, и смиренное Его на земле странствие, и грядущую славу: «изыдет жезл из корня Иессеева и цвет от корня его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия. Земля вся исполнится ведения Господня, как море исполняется волами, и в тот день корень Иессеев восстане, как знамя, над народами; Его взыщут язычники, и будет покой Его славен.» (Исаи. XI.)

В иных стихах Богодухновенных своих пророчеств, с удивительной ясностью, раскрыл Исаия и другие черты градущего Мессии. Говоря о суде, какой возвестит Он народам, изобразил кротость Его на земле: «не воспрекословит, нивозопиет Он, и никто не услышит гласа Его на распутьях; трости надломленной не переломить и льна курящегося не угасить, доколе правда Его не одержит победы, и на имя Его народы уповать будут.» и чтобы более удостоверить в истине своего пророчества, Исаия всегда свидетельствовался именем Божьим: «так глаголет Господь Бог, сотворивший небо и утвердивший землю.» (Исаи.XLII).

Утешая народ обещанием будущего исцеления, от всех зол, Пророк говорит: «укрепитесь руки ослабленные и колена расслабленные, утешьтесь, малодушные умом, укрепитесь, не бойтеся: се Бог наш суд воздает; Он придет и спасет нас; тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда вскочит хромой, как олень, и ясен будет язык косноязычных.» (Исаи. XXXV, 5. 6). После сего, уже от лица Христова, произносит: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня, и послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедать плененным отпущение, слепым прозрение, отпустить сокрушенных на свободу, проповедать лето Господне благоприятное.» (Исаи. LXI. 1. 2). «Я был явлен не ищущим Меня, обрелся не вопрошающим обо Мне; Я сказал: се есмь, народу, который не призывал имени Моего; весь день простирал Я руки к людям непокоряющимся и противоглаголящим Мне, которые не ходили путем истинным, но во след грехов своих.» (Исаи. LXV. 1. 2).

Еще сильнее выражается Исаия, начиная, с изумительной ясностью, описывать уничижение Богочеловека: «се уразумеет отрок Мой, и вознесется и много прославится: как ужаснутся о тебе многие! – так обесславится от человеков вид Твой и слава Твоя от сынов человеческих; так удивятся языки многие о Нем и заградят цари уста свои; ибо те, которым не было возвещено о Нем, узрят, и которые не слышали о Нем, уразумеют.» Тогда с трепетом приступает Пророк, к изображению самых страданий Господних, и предчувствуя неверие, восклицает из глубины души: «Господи, кто веровал слуху нашему и сила Господня кому открылась? Мы возвестили им Отрока, как корень в земле жаждущей; нет вида Ему, ни славы, и мы зрели Его, и не имел Он вида, ни красоты. Но вид Его умален и бесчестен, паче всех сынов человеческих, человек, в язве сущий и ведущий терпеть болезнь; все отвращают лицо свое от Него, Он поруган и вменен в ничто. Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что он наказан от Бога язвой и трудом; Он же мучим был за грехи наши, и за беззакония наши терзаем; наказание нашего мира на Нем, язвою Его мы исцелели. Все мы как овцы заблудились, человек совратился с пути своего, и ради наших грехов предал Его Господь. И Он, посреди оскорблений, не отверзает уст своих; как овча ведется на заклание, безгласен, как агнец пред стригущим; в уничижении Его совершился суд, – род же Его кто изъяснит?» (Исаи. LII. LIII.)

Пророк, который с ужасом восклицал посреди горького зрелища страданий Богочеловека: «род же Его кто изъяснит?» видел Его также «вмененного с беззаконными», как и действительно был Он распят между двух разбойников, не умолчал и о других поруганиях Христовых: «плечи Мои Я дал на раны, и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратил от стыда заплеваний, и Господь, Господь помощник Мне был; сего ради положил лицо Свое, как твердый камень и разумел, что не постыжуся, ибо приближался оправдающий Меня» (Исаи. L. 6. 7). Читая сии слова, невольно переносишься в преторию Пилата, где воины, бив Иисуса, возложили на Него багряницу и терновый венец, били по главе тростью, и плевали на Него, и наругавшись, повели на распятие (Матф. XXVII. 27–31).

Но, вместе с уничижением, Пророк возвещает и грядущую славу Мессии: «се Я дал Тебя в завет рода, во свете языкам, дабы Ты был им во спасение даже до последних земли. Так глаголет Господь, избавивший Тебя, Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, которым гнушаются рабы князей языческих: Цари узрят Его, и восстанут Князи, и поклонятся Ему, Господа ради, ибо верен святый Израилев, и Я избрал Тебя.» (Исаи. XLIX. 6. 7.)

Страшны видения Исаии, на все окрестные страны и города, возносившиеся некогда над Иудеей, но которые все рассыпались, как бы от духа уст его, еще при нем или в грядущие века, и свидетельствуют нам доныне истину его пророчеств, своим опустением. Он предрек завоевателя Кира Вавилону, превозносившемуся паче кедров Ливанских, и драконов жителями его развалин, и мрежи рыбарей гордому Тиру, вместо древнего величия его пристаней, и сокрушение идолов опустошенному Египту, и запустение Моаву и Идумеи, вечным врагам народа Божия; но Иерусалиму, испытанному многими скорбями, предсказал грядущее его величие, не мирское, а духовное, ибо от Сиона должен был произойти закон и слава Господня из Иерусалима. Он видел в нем славу и полноту Церкви, собранной из всех языков, которым дастся новое имя, благословенное на земле, и в радостном восторге восклицал:» светится, светится, Иерусалим, ибо пришел твой свет и слава Господня на тебя воссияла! Се тьма покроет землю и мрак на языках; и пойдут Цари светом твоим и языки светлостью твое.,» (Исаи. LX).

Разболелся Езекия, и болезнь его была смертная; Пророк Исаия взошел в ложницу Царя и велел ему, именем Божьим, написать завещание дому своему, ибо уже не останется жив; прослезился благочестивый Царь и с умилением помолился Господу: «Господи, помяни ныне, как ходил я правдой пред Тобой и совершенным сердцем, всегда творя угодное очам Твоим.» Еще не дошел Пророк до половины двора царского, как опять было к нему слово Господне: «возвратись и скажи Езекии, вождю людей моих: так говорит Господь Бог отца твоего Давида: Я услышал молитву твою и видел слезы твои, исцелю тебя, и в третий день взойдешь в дои Мой; к годам твоим приложу еще пятнадцать лет и защищу Иерусалим от Царя Ассирийского, Меня ради и ради Давида раба Моего.» Исаия велел положить смоквы на язву; Царь просил у него знамения, во свидетельство своего исцеления; тогда Пророк предложил ему избрать одно из двух знамений: чтобы тень на солнечных часах уклонилась, вперед или назад, на десять степеней, и по слову пророческому, возвратилась на десять степеней солнечная тень. Благодарный Езекия воспел песнь Богу, его исцелившему:

«Я говорил: в высоте дней моих, сойду во врата адовы, лишаюсь остатка лет моих; я говорил: не увижу спасения Божия на земле живых, не смотреть уже мне на человека, с живущими в мире; кущу мою снимают и переносят от меня, как шатер пастуха. Как ткань, дух мой во мне, когда ткательница приближается, чтобы отрезать; рыканью льва равнялись стоны мои до утра; так сокрушал Он все кости мои; днем до ночи Ты докончишь меня. Как ласточка щебетал я, стенал, как голубь; утомились очи мои, взирая на высоту. Господи! Тяжко мне; избавь меня. Не ад исповедается Тебе; не смерть восхвалит Тебя; не нисходящие в могилу будут уповать на истину Твою! Живый, живый, – он исповедается Тебе, как я ныне; отец детям возвестит истину Твою. Господь во спасение мне и песнями нашими звучать будем, во все дни жизни нашей, в доме Господнем.»

Услышав чудное исцеление Езекии, Царь Вавилонский, Меродах-Валадан, послал к нему дары с дружелюбной грамотой, и обрадованный Езекия показал послам все сокровища дома своего, превознесясь сердцем о своих богатствах. Тогда предстал ему Пророк исаия и сказал: «что показал ты в доме своем пришельцам Вавилонским? Внемли словам Господним: наступят дни, в которые все, что собрал ты и отец твой, в доме царском, перейдет в Вавилон, и ничего здесь не останется от всех сих сокровищ, даже сами дети ваши отведутся в плен и будут евнухами царя Вавилонского.» Смирился Езекия и отвечал Пророку: «благо слово Господне, да будет мир хотя во время моей жизни!»

Испонилось моление благочестивого Царя, мир и обилие стад, вина и пшеницы, не оскудевали в земле его, до конца царствования; он умножил сокровища палат своих и укрепил города, успевая во всех делах своих. С миром преставился Езекия и с великой славой погребен был, на почетном месте, между гробами своих предков; так воздали ему жители Иуды и Иерусалима, за его благочестие и славное царствование.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle