Источник

Ι. Сотворение мира

«В начале сотворил Бог небо и землю; земля была невидима и не устроена, и тьма поверх бездны, и Дух Божий носился над водою. Бог рек да будет свет и явился свет, и видел Бог, что свет добро, и разлучил Бог свет от тьмы, и Бог нарек свет днем, а тьму нарек ночью, и был вечер и было утро день единый.»

Так начинает великолепную картину мироздания древнейший бытописатель Моисей, исполненный Духом Святым: ибо только по Его внушению мог он, хотя и в недоступной дали, созерцать таинственное начало вселенной, с такою истинною, что через пять тысячелетий любознательные испытатели природы, после многих произвольных систем и заблуждений, невольно возвращаются к сему чистому, первобытному источнику, для разумения бытия всех тварей.

В начале сотворил Бог небо и землю, говорит Моисей, и Оставляя небо, т. е. мир невидимый духов, созданный прежде видимых творений, по толкованию некоторых Св. Отцов, обращается к земле, т. е. к нашему миру собственно, как ближайшему предмету созерцаний человеческих. Здесь, вместе с творческой силой Господа, все вызывающего из небытия в бытие, проявляется, уже при самом начале, и неизглаголанная тайна существа Божия в трех лицах. Моисей представляет Бога, все созидающего Словом своим и оживотворяющего Духом, как в последствии выразился и псалмопевец Давид: «Словом Господним небеса утвердились и, Духом уст Его, вся сила их» (Пс. XXXII.6). Ещё яснее изрек Евангелист Иоанн, о происхождении всей твари чрез Слово Божие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога, все Им создано, и без Него не сотворено ничего из всего сотворенного.» (Иоан. I. 1,2,3) Богослов называет Слово сие Светом истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мире, и Моисей, движимый тем же Духом, возвещает, что первым созданием сего невещественного, истинного Света, в видимом мире, был свет вещественный, дабы, как говорит Апостол Павел: «невидимое Его, вечная сила и божество, от самого сотворения мира, видимы были чрез разсматривание тварей.» (Рим. I.20).

«Верою, говорит тот же Апостол, познаем, что веки устроены Словом Божьим» (Евр. XI. 3). и с сею верою, которая «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, чрез которую получили свидетельство древние,» (1.2) мы благоговейно последуем свидетельству древнейшего Моисея, в его книге бытия неба и земли, не мешая суетных мудрований с необъятными истинами, какие могли только открыться ему, верою в Создавшего и Открывшего. – Так, по словам его, во второй день, Бог тем же Словом создал твердь небесную и разлучил воды над твердью от вод под ней. В третий день Бог собрал воды под небесами, в собрание единое, и явилась суша, которую назвал землею, собрание же вод морем, и велел земле произрастить былье травное и древа плодовитые. В четвертый день Бог сотворил светила на тверди небесной, как вместилища света, чтобы разлучить день от ночи, для определения времен дня и года, и в просвещение земли. Казалось, сие позднее создание светил должно было и духовно просветить мир, что не их вещественною теплотою, по законам естественным природы, которые восприяли течение в последствии, промыслом и волею Творца, но что Его животворящею силою, земля произрастала былье и свет возсиял миру, прежде нежели временное солнце познало восток свой, сделавшись орудием света, и еще до солнца уже был вечер и было утро.

В пятый день создал Бог первое творение животное на земле, пресмыкающихся, и птиц летающих по воздуху, и рыб плавающих в воде, и благословил их расти и множиться и наполнять воду и землю. В шестой день, приготовляя землю к лучшему её украшению, человеку, и населяя царство для грядущего владыки, Бог сотворил из земли всех зверей и скотов, по роду их, и, как все прочее творение, нашел их добрыми, ибо всякое создание благого Творца благо.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle