Источник

Слово 5

Глава 13. Снятие первой печати, означающее Апостольское учение

Откр.6:1. «И видех, егда отверзе Агнец едину от седми печатей, и слышах единаго от четырех животных глаголюща якоже глас громный: гряди и виждь».

И здесь усматривается благой порядок в небесном, нисходящий от первых чинов ко вторым, потому что от одного лица из четыреобразных, т.е. от льва услышал он первый глас, приказывающий Ангелу, таинственно изображавшему видение: прииди. Первое же животное – лев, мне кажется, означает царственное мудрование Апостолов против демонов; об них сказано (Псал. 47:5): се царие земстии собрашася и еще (Псал. 44:17): поставиша князи по всей земли.

Откр.6:2. «И видех, и се конь бел, и седяй на нем имеяше лук: и дан бысть ему венец, и изыде побеждаяй, и да победит».

Снятие настоящей печати и всех остальных некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова: 1-ю – к рождению, 2-ю – к крещению, 3-ю – к Божественным знамениям, бывшим после крещения,      4-ю –  к осуждению у Пилата, 5-ю –  к кресту, 6-ю –  к положению во гроб, 7-ю – к разрушению ада; а мы последуем Мефодию, который буквально сказал, что нет нужды думать тут о самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова. Иоанн же говорит о настоящем и будущем. Здесь излагает он, как совершено было покорение огненного дракона, потому под снятием 1-й печати мы разумеем ряд Апостолов, которые как бы некоторый лук натянув против демонов – Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и получили венец за то, что истиной победили вождя заблуждения и в надежде второй победы даже до насильственной смерти исповедали имя Владыки. Потому и написано: изыде побеждаяй и да победит, ибо первая победа есть обращение язычников, вторая – добровольное исхождение из тела, сопряженное с мучениями.

Глава 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Откр.6:3. «И егда отверзе печать вторую, слышах второе животно глаголющее: гряди и виждь».

Говорит второе животное, думаю, телец, обозначающий священные жертвы святых мучеников, тогда как первое животное изображает, как сказано, власть Апостольскую.

Откр.6:4. «И изыде другий конь рыж: и седящему на нем дано бысть взяти мир от земли и да убиет друг друга: и дан бысть ему меч великий».

Думаем, что этот меч означает второе учение Апостолов, исполненное мучениками и учителями. Им при расширении проповеди разрушен мир мира, когда природа разделилась сама на себя,  по сказанному Христом: не приидох воврещи мир (на землю), нo меч. Им заколения мученические вознесены были на вышний жертвенник. Рыжий конь есть знак или излияния кровей, или разжженой ревности страдавших за Христа. Написанное же дано бысть седящему на нем взяти мир показывает премудрое соизволение Божие, искушениями испытывающее верных рабов.

Глава 15. Снятие третьей печати, показывающее отпадение от Христа тех, которые нетвердо веровали в Него

Откр.6:5. «И егда отверзе третию печать, слышах третие животно глаголющее: гряди и виждь».

Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей, и по причине сего наказание, ради склонности ко греху, по власти произволения.

Откр.6:5–6. «И видех, и се конь ворон, и седяй на нем имеяше мерило в руце своей. И слышах глас посреде четырех животных глаголющий: мера пшеницы за динарь и три меры ячменя за динарь: и елеа и вина не вреди».

Вороным (черным) конем, думаю, означается плач об отпадших от веры Христовой, и по причине тяжести наказаний. Мерило есть различение тех, которые отпали от веры, или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Мера пшеницы за динарь. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три меры ячменя означают тех, кои, по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не вредить вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники и уязвленных и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению имеют одержать победу. Дабы и нам в душевных страстях наших иметь человеколюбивого врача Бога, потщимся для заблудших братий наших приносить вино утешения, смешанное с елеем сострадания, дабы хромое не низвергнуть, а паче уврачевать, по Божественному Апостолу, дабы, соделавшись сотрудниками Божиими, вечно наслаждались Его благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу вместе со Святым Духом слава, и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Андрея, архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис вновь переведенное с греческого П.М.Б. / [перевод с греческого прот. Михаила Боголюбского]. - Москва : Тип. насл. Гурьяновых, 1884. – 239 с.

Комментарии для сайта Cackle