72. 1452 г. I) Исповедание Даниила, епископа володимирского и берестийского, и II) Прощальная грамота ему митрополита Ионы
Первый акт издается по рукописи Москов. Пуб. Муз. XVII в. № 939, л. 26: издан был в Ист. Русс. Цер. Макария, т. VI, стр. 369–372; второй – по сборнику графа Уварова № 512 (прежде Царского № 366), л. 196 об.–198: издан был в I-м томе Актов Исторических, под № 52. Грамота Ионы есть не более, как легкая переделка грамоты митрополита Фотия, помещенной выше под № 49.
I. Рукописание Данила епископа
Се аз, смиренный Данил, епископ, володимирский и берестийский. Что 2723 дерзнух поставиться епископом на ту на володимирскую епископию от Сидора митрополита и от иных митрополитов, смудрствующих Исидору, и еже о нем собранного тогдашнего в Царьграде собора, а того не разумех, что тот Исидор митрополит сходатай и споспешник был оному латинскому, еже во Флоренции бывшему, восьмому собору, и латинские все предания похваляющему, и имя папы римского в молитвенных воспоминаниях поминающему, и опресночный хлеб с кислым хлебом изравнившему и единым во едино сотворшему, и прочие все обычаи и нравы и пошлины латинские творящему, и с тогда бывшим в Царьграде Григорием патриархом, единомудрствующим о всем Исидору. И приях от них рукоположение на епископство, и исповедание свое дах 2724 им, по их воле, якоже ми повелеша. И ныне аз, смиренный Данил, епископ володимирский и берестийский, то прежнее исповедание свое и Исидорово мне поставление отметаю и отрицаюся и во всем ничтоже вменяю. Такоже и имя папино и Исидорово, и того восьмого собора собрание и еже на моем поставлении собранных соборов отлагаю и проклинаю. Исповедаю же ся Богови и пречистой его Богоматери и повинуюся во всем своему господину, преосвященному митрополиту Ионе киевскому и всея Росси, верою и согласием держать ми все христианские церковные предания непреклонно и непревратно, по святым правилам, якоже предаша нам святые Апостолы и святые богоносные Отцы в семи же святых соборах. И сие ми править и держать и в том пребывать и до последнего моего издыхания. Исповедание же свое нынешнее правой и непорочной христианской веры исповедаю 2725 сице, еже есть во имя Отца и Сына и Святого Духа, едино Божество… Следует тоже исповедание, какое помещено в выше изданном «Чин избрания и поставления в епископы» (№ 52), но с некоторыми отменами, сообразно личным обстоятельствам Даниила, именно: К сим же исповедую не… сотворит ми ничтоже по нужди ни от царя, ни от короля,… аще ли и смертью претят, веляще ми служить или святительское что сотворить в чуждой епископии и во всех властях, кроме епископии, данное ми ныне господином моим, пресвященным митрополитом киевским и всея Руси Ионой, – по сей моей грамоте, кроме восьмого собора Исидорова, егоже ся отрекох поставления сим своим писанием… Еще же и на том обещеваюся: не хотеть ми приимать иного митрополита, разве тебя, своего господина, митрополита киевского и всея Руси Ионы, или кого поставят от истинного православия. В самом конце прибавлено: Аще ли же чрез се свое исповедание и чрез выше реченные свои глаголю в чем преступлю, или инако что мудрствовать буду, или он латинский собор похвалять в каких речах буду, или папу римского, или того Исидора, меня поставльшего, в воспомяновении и в добрословии 2726 и в похвалении имам иметь, и без всякого извита чужд буду святительства и святой соборной апостольской церкви и сослужения своего господина Ионы, митрополита киевского и всея России и еже о нем священного собора, всех боголюбивых архиепископов и епископов русских, но и осуждение вечное да восприиму в он будущий и страшный день судный, пред нелицемерным, праведным Судьей, Царю царствующим, и Господу господствующим. Подписах сие своей рукой в лето 6960, индикта 15, месяца октября в 28 день.
II. Прощальная Ионой, митрополитом Киевским и всея Руси, Данила, епископа Владимирского
Понеже 2727 , благодатью Божьей, соединися церковь русская и в первый мир приведена бысть и уставлена, и по древнему обычаю укреплена бысть, единой митрополией быть, якоже то 2728 изначала пошло от святого крещения, и един митрополит киевский и всея Руси, и о сих всех благоволи великий господарь Казимир, король польский, а великий князь литовский, как ему Бог положил на сердце, за честь великого своего господства и своего ради спасения, соединачати ту свою богомолию, киевскую митрополию, по старине: того ради и аз, смиренный Иона, митрополит киевский и всея Руси 2729 , по данной ми благодати от пресвятого и живоначального Духа, а по смотрению 2730 о соединении 2731 Божьей церкви того великого господаря, такоже и по челобитью, и по исповеданию, и по покаянию и благопокорению, еже к Богу и к церкви Божьей и к нашему смирению, Данила епископа владимирского и берестийского, мы простихом его 2732 и благословихом, со всеми нашими детьми и сослужебниками, с архиепископом и епископами русскими нашей митрополии, елиции в сие время прилучашася при нас, и поволихом 2733 ему и слитургисать с нами, он же и слитургисаше с нами в святой службе. Таче ж и отпустихом его, с духовной любовью, в прежереченную святейшую епископию владимирскую и на весь предел той епископии. И того ради должен есть боголюбивый епископ Данил, о Святом Духе сын и сослужебник нашего смирения, творить в той своей епископии все святительские церковные оправдания, якоже то издавна пошло. Еще же благословихом его и повелехом ему, а паче рещи, дар дахом ему, погружения его ради еже к нам пришествия его, и в нашу митрополию, с протропми 2734 наместников наших киевского 2735 и наугородского, в дьяконы поставлять и в попы свершать, и то учинихом по его челобитию. И сего ради дана бысть ему грамота сия нашего смирения, во утверждение его, на Москве, месяца…
* * *
Что нет у Макария.
вдах Мак.
В подлиннике исповедающе; исправлено по Мак.
доброславии Мак.
убо прибавлено в Акт.
то нет в Акт.
Слов: и о сих всех благоволи… всея Руси нет в Акт. Срав. выше № 67.
и управлению прибавлено в Акт.
и соединению Акт.
его из Акт.
повелехом Акт.
В подлин. протопопми; исправ. по Акт.
киевских Акт.