Источник

71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы

Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под №№ 41 и 262 (см. примеч. к этим №№). Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского № 366, ныне графа А.С. Уварова № 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.).

Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла

Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православиe великой вашей царской державы. Просим же великое ти господство и о том, да и нам подаешь извещение о вашем здравии и о положении ваших держав, како Божьей волей пребывает великое ваше господство: понеже то есть наша всегдашняя, от Бога желательная, радость и многое веселиe, еже слышать ваше здравие и благоустроениe и тишину богоданной вам благочестивой державы. Восписуем же паки святому ти царству и о нашей земли положении, яко двадесять первому лету текущу 2704 (а надеемся, что милостью Божьей и вашему святому царству тое все с ведома), отнележе 2705 , по Божьей воли и по его велению, отъиде к Богу и от сего временного живота преставися ваш богомолец, отец наш, приснопамятный Фотий, митрополит киевский и всея Руси: и от того же тогдашнего времени, мы же, милостью Божьей, согадавше с своей матерью с великой княгиней, и с нашей братьей с русскими великими князьями, и с поместными князьями, и с литовской земли господарем, великим князем, и со святителями нашей земли, и со всеми священными и духовными человеками 2706 , общежителями же и пустынными отходниками 2707 , со святыми старцами, и с нашими боярами, и со всей нашей русской землей, со всем православным христианством, избравше, посылахом 2708 и с нашим послом, с просьбой и с молением к прежепочившим (тогда еще живым сущим им), к брату святого тя царства царю Калояну и к патриарху Иосифу, отца нашего Иону, епископа рязанского, дабы его нам поставили на святейшую митрополию русскую, митрополитом на Киев и на всю Русь. И тому отцу нашему Ионе епископу тогда от нас и с нашим боярином, с нашим послом, к Царьграду пошедшу, и не вемы како, по Божьим, неизреченным судбам, ему ли самому на дороге помедлившу, Богу ли тако волившу, оному к Царьграду достигнуть не поспевшу, а до его прихождения царь и патриарх поставиша нам на русскую митрополию, на Киев и на всю Русь, Исидора митрополитом; и яко пришедшу Ионе в Царьград, и слышахом о сем от многих, яко царь и патриapх много пожалиша о том, яко ему не поспевшу приити к ним, а им како ускорившись Исидора поставить 2709 митрополитом, и pекоша: «что уже сотворим? ты не успе приити к нам, а мы другого на ту святейшую митрополию поставихом, и мы не можем иначе учинить: Исидор есть уже на Руси митрополитом, а ты, Иона, паки пойди на свой стол, на рязанскую епископию; а что Божья воля о Сидоре произмыслит, или смертью скончается, или иначе что о нем будет, ино ты еси, Иона, по нем будешь в Руси митрополитом». И по оных глаголех, царевых же и патриapxoвых 2710 , тот Исидор прииде к нам на русскую митрополию митрополитом: и преже убо и не хотехом его приять, яко не по нашей воли, ни по прошению нашему, прииде к нам; пo обаче мы требуя еже к нам присылания царева и благословения патриаршa, и старины изначальной не хотя рушить, прияхом его с радостью и честь воздахом ему, по своему православию, яко и ко прежебывшим его братьи и святителям, митрополитом; а он убо, покрывся овчей кожей, пестроту же яко рысь внутри имея (но óна убо пестроту вне нося, а сей в сердце своем), показуя себя пастырь овцам, а дела свои подобно волку. И помалу убо восхоте к собранию поити оного латынского еже в Флоренции несвященного собора: мы же много о том отрицахом его о пошествии его, многих ради земских дел, дабы не пошел; и нe возмогохом его удержать. И яко узрехом его непреклонно, но тощно хотяща к путешествию и предлагающа на себя тягость и неблагословение от патриapxa, и от царя гнев, о еже бы како не пойти ему; и яко не увещахом, и мы, со всеми нашей земли святителями и со священниками, и со всем православным христианством, молихом его много, да принесет к нам нашего православного христианств 2711 благочестье, еже прияхом от Господа нашего Иисуca Христа, и от святых его Апостолов, и от божественных святых и богоносных Отцов, учителей вселенских, и от святых их и священных правил, и от святой соборной и апостольской церкви Премудрости Божьей Святой Софии, от вашей благочестивой державы, от Царьграда, и от нашего прародителя, благочестивого святого и равна Апостолам великого князя Владимира, всей русской земли самодержца, крестившего и просветившего всю русскую землю святынь крещением; а иного, странна и нова и тужда благочестивой нашей православной христианской веры, моли хо его, не приносить 2712 к нам: «аще же что от таковых ново, и неприятно то нами будет, и своему святительству не к чести сотворишь». Он же обещася нам нашу благочестивую старину принести, а наипаче еще утвердить креплее 2713 , по святым правилам, колико мощно, обещася с многими своими крепкими глаголами. И шед принесе к нам не також, якоже обещася нам, но ина вся, нова и чужда и неприятна Божьей церкви и нашему древнему изначальному благочестию, и помяновение папы римского имя в молитвенных согласиях 2714 в церкви нашей сотвори, егоже имя святейшая вселенская церковь от многих времен от поминовения изверже. Мы же убо худые, Богом наставляемы, ни в чтоже вменихом его и самого, и принесенное им злочестие отвергохом, яко иссохль травную; от того же паки времени попечение начахом иметь о своем православии, о бессмертных единородных наших душах и часах смертных, и о предстании нашем в он будущий страшный день судный пред Судящим все сокровенные и наши деневные и ночные мысли и дела, и зáвсе того желахом и проискивахом, еже како бы послать нам к Царскому граду послов своих о 2715 извещении соединения святейшей Божьей вселенской церкви, и о православии, и о поставлении митрополита. И многолетне того искахом и желахом, но не улучихом: не нашей леностью и небрежением, но неслучаем; понеже, по нашим христианским грехам, якоже слышахом, в ваших благочестивых державах в церкви Божьей разгласье бысть, а в путных шествиях неудобь преходимо шествие бысть, и всяческая теснота путешественником бысть от разбойников и грабителей, а в наших странах всяко неустроение, ово нашествие безбожных агарян, овоже 2716 междоусобные рати и брани, не токмо православному христианству, земским людям, но и мы сами все злое подяхом, и доныне подъимаем и претерпевающе есмы, и не от кого от иного, но от брата нашего: и о том благодарствуем щедроты Божьи, да сими временными искушениями наказуемы, да быхом получили нашим грехопадением, Богу милующу нас, вечную ослабу; и тех ради всех вин быхом и сами, и земли наши, без большого святителя, без митрополита. И того ради, якоже пишем, много зла пострадахом; и за ту великую нужду, помолшеся 2717 человеколюбцу Богу и всю нашу надежу возложьше на неизреченные его щедроты, и по благодати святого и животворящего Духа, воззревше в божественные и священные правила святых Апостолов и святых богоносных Отцов, нужды ради, обретохом не бронящих, но повелевающих, епископы поставити большого святителя, митрополита. И по Божьей воле, благодатно Святого Духа, и по божественным и священным правилам, собрав нашей земли святителей и вдадык, и поставили есми того прежереченного отца нашего Иону, епископа рязанского, теми нашими отцами святителями, русскими владыками, на святейшую митрополию русскую, на Киев и на всю Русь митрополитом. И просим святое ти царство, да не помолвиши о том на нас, яко дерзостне сие сотворихом, еже сотворихом, не обослав великого вашего господства: но сие за великую нужду 2718 сотворихом, а не кичением, ни дерзостью. А сами есмы в всем благочестии, по древнему нам преданному православию, якоже и выше писахом, и в том есмы, якоже преже быхом, тако и будем до каждого нас временного живота и до скончания века. И церковь наша русская, святейшая митрополия русская, от святой Божьей вселенской соборной и апостольской церкви Премудрости Божьей Святой Софии царьградской 2719 , благословение требует и ищет, во всем по древнему благочестию повинуется ей, и тот наш 2720 отец, киевский и всея Руси митрополит кир Иона, по тому ж, всячески требует оттоле и благословения и соединения, разве нынешних новоявлешихся разгласий. Молим святое ти царство, да будешь о всем к тому нашему отцу, Ионе митрополиту, доброй воли, и то нам от вас велми любо; а мы есмо, якоже и пишем, о всем с вами соединены, по изначальству, любовью и всякой приязнью. Хотехом же убо о сих всех делах о церковных, и о отце нашем митрополите, и о наших бедах, еже на нас случившихся, писать к святейшему вселенскому патриарху православному свои грамоты, требуя о всем благословения его и молитвы: но не вемы, аще уже есть в державах святого ти царства, в Царствующем граде, святейший патриарх, или несть, понеже не слышахом о нем ни от когоже, не имени его не вемы, и того ради еще ныне не писахом к нему ни о чемже; а даст ли Бог, будет у великого вашего 2721 господства, в святой великой и соборной апостольской церкви, патриарх но древнему благочестью, и мы есмы должны о всех наших положениях писать и посылать к великой его святыни о всем благословение от него требовать 2722 во всем, а от вашего великого господства любви и приязни хотим. Писана на Москве, июля…

* * *

2703

В подлиннике владетельством; исправ. по Акт. № 41.

2704

В подлиннике текуще.

2705

В подлиннике отнялежи.

2706

В подлин. стоит далее и – лишнее.

2707

В подлин. стоит далее и – лишнее.

2708

В подлиннике посылаем; исправлено по Акт. № 41.

2709

поставить, пропущенное в подлин., взято из Акт. № 41.

2710

В подлиннике патриарховых.

2711

В подлиннике христианина.

2712

В подлиннике не приносихом.

2713

В подлиннике крепкая.

2714

В подлиннике согласих; в печатном тексте: гласах.

2715

о прибавлено для смысла, вместо и, вставленного в печатном тексте.

2716

В подлиннике овождо.

2717

В подлиннике помолше; исправ. по Акт. № 41.

2718

В подлиннике здесь опять повторено сие.

2719

В подлиннике стоит здесь и – лишнее.

2720

В подлиннике нам; исправ. по С.

2721

В подлиннике нашего.

2722

В подлиннике требуем; исправ, по Акт. № 41.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle