Источник

133. Формы благословенных и ставленых грамот: архимандриту, духовнику, протопопу (с поучением), священнику, протодиакону и диакону 3416

Первая – из сборника графа А.С. Уварова № 512 (прежде Царского № 366), л. 316: напечатана была два раза в Акт. отн. до юрид. быта древ. Poccии, т. I № 25 и т. II № 166. Вторая – из августовской книги Макарьевских Миней-Четьих (синод. сп. л. 763 об. успен. сп. л. 1530): издана там же, т. I № 24. Последняя четыре – из Требника XVI в. синод. библиот. № 310, л. 283 об.: изданы не были.

I. Как дать грамоту игумену в великий монастырь

Се аз Иона, митрополит Kиевский и всея Руси, пожаловал есми и благословил священноинока (имярек) на архимандритию в пречестную обитель в общий монастырь святого великого Константина и матери его Елены, в свой монастырь, во Владимир. И вы, священноиноки и иноцы и все православные христиане, приходящи к той пречестной обители, повиновение и благопокорение и послушаниe с духовной любовью имейте к нему, как и прежебывышим тут архимандритом; а он также должен есть, по благословению и по наказанию нашего смирения, к вам иметь свою духовную любовь и попечение о единородных душах ваших и о спасении. А дана грамота (где любо, и лето и число).

II. Письмо датися священноиноку, когда поставят его отца духовного

Смирение наше, ради своего письмени, благословляет честнейшего в священноиноках (имярек) в отца духовного, яко да приемлет исповеданием иже к нему приходящих христиан. Подобает убо сицевому не быть сластолюбезна, не сребролюбива, не трапезолюбива, не славолюбива, не гневлива, не тщеславна, не злопомнива, не зло за зло воздателя, но паче да будет кроток, смирен, не сребролюбив, ненавидяй все сладости миpa сего, терпелив, постник, бодр, поучения божественныых писaний имея всегда, предания известо испытуя апостольских правил, догматом исправление, чистоту сердечную, милостиву и умилену, священничества таинство, откровение божественных таин, понеже тем дасться разуметь тайны небесного царствия, по слову Господню; сердца же приходящих к нему испытывать, и согрешения и помышления, ответы давать по правилам, овы обличать, ины молить, поучать же ко спасению приходящим к нему душам. Сего ради и будет вязать, яже суть по достоянию, и решать паки такожде достойная, прощая же и се, яко иже хотят и произволят еже быть иноцы в животе их, или паки к смерти, с блюдением сотворить их иноки, но евангельскому преданию. Сего ради бысть и се утвержденное письмо и подасться честнейшему в священноиноках (имярек) в лето…

III. Пиcьmo датися священнику, когда поставить его протопопом

По благодати Святого Духа, данной нам, и благословением рукоположения господина и отца нашего епископа туровского и пинского (имярек). 3417 Понеже убо обретохом благоговейного священника (имярек) свидетельствуема всего благоговения чистоту, боголюбива и боящася Бога и сокрушена зело сердцем, приводяща себя во все дело благо и спасительно, подает ему наше смирение еже быть протопопу еже по нас енории, зовомые (имярек). Должен есть убо сицевый со всяким благоговением и чистотой освящать божественные и святые церкви, по правительному преданию; обретающие же ся там священники – почитать и послушать его и повиноваться, яко протопопу нашего смирения, но обычаю. Сего ради и бысть се наше утверждение, письмо нашего смирения, и подасться честнейшему протопопу в утверждение, месяца… индиктиона…

СЛОВО НАУКИ СВЯТИТЕЛЬСКОЙ К ПРОТОПРОПУ

Сыну и сослужебнику нашего смирения (имярек). По благодати святого Духа, данной нам, свершили есмо тебе протопопом наше соборное церкви великой, старейшину священником, на освящение церквам, по нашему благословению, и на устроениe церковному исправлению: и ты буди протопоп, церкви божественное будь пилен, службы деля божественное, в час пения, приходи и братию свою клирошан в осмотрении держи, абы божественная хвала полна была всегда чинно, по уставу святых Отцов и по нашего смирения приказанию и благословению. Если будешь церкви божественеое пилен, будешь исправовать ряд церковный и священников, по уставу соборной церкви, тогда от Господа Бога прощение грехов приимешь, а от нашего смирения благословение и любовь, а от князей и панов и бояр, детей наших, хвала и честь тебе воздана будет; аще ли своей леностью и небрежением и пьянством сие презирать начнешь и нерадеть о сем моем завещанию, тогда не токмо чести и сана лишен будешь, ино и казнь нашу духовную понесешь.

IV. Грамота ставленная священникам 3418

По благодати, данной нам, смиренный епископ (имярек), поставили есмо дьякона, (имярек) в чтецы и в подьяки и в диаконы и свершили есмо его в попы в нашу епископию (имярек), к церкви (имярек) в граде или в селе (имярек), с всяким истязанием и с испытанием, по поручению отца его духовного, иже есть достоин священства; и аще кто от детей духовных будет приходить к нему в исповедь, и он имает власть вязать и решать и всякие священнические дела делать, рассуждая по правилам святых Апостолов и богоносных Отцов и по нашего благословения рукоположению; а маем его совершена и благословенна к божественной службе. Сего ради дана бысть ему cия наша грамота, на утверждение его; ино аще ему прилучится прийти в ин предел в митрополию, или в епископию, и он доложа там сущего святителя, или от него уставленным наместникам, да проявить сию нашу грамоту, и да литургисает по сей нашей грамоте. Писана в граде (имярек), в лето которое, а которого месяца и которого индикта пригодится.

V. [грамота протодиакону]

По благодати Святого Духа, данной нам, и благословением рукоположения господина отца нашего митрополита киевского и всея Руси (имярек). Понеже обрете смирение [наше] благоговейного дьякона (имярек), на протодьяконство годного и достойного сей божественной великой соборной церкви пречистое Богоматери честного ее Успения, нашее епископии (имярек), еже есть глава всем повинующимся ей, видехом его честна и боголюбива и боящася Бога и сокрушена сердцем зело, к божественной службе [прилежна] и непьянчива, приводяща себя во всяко делo благо и спасительно: подаемо наше смирение еже быть протодьяконом (имярек), с всяким благоговением и чистотой служить и совершать службу протодьяконства, и того пилну быть, и повиноваться и послушну быть нашего смирения во всем, яко нашему сослужебнику. Вы же священники и мирские люди повинны ему честь воздавать, яко протодьякону, служителю соборной великой церкви, по древнему преданию чести протодьяконства; а наше смирение имеет его совершенно и благословенно.

VI. Грамота ставленая дьяконам

По благодати Святого Духа, данной нам, смиренный епископ (имярек) поставили есмо дьякона (имярек) в чтецы и в подьяконы и в дьяконы, в нашу епископию (имярек), к церкви (имярек), со всяким истязанием и с испытанием, по поручению отца его духовного, иже есть достоин в дьяконскую службу; а мы его маем свершена и благословенна к божественной службе. Сего ради дана бысть ему cия наша грамота на утверждение его. Писана в граде…

* * *

3416

Старинная форма ставленой (настольной) грамоты епископу видна из подлинных, именных грамот, изданных выше под №№ 49, 72 (II) и 91. Последняя была наиболее употребительным образцом актов этого рода, и при том не только в московской, но и в киевской митрополии (после их разделения). Она, действительно, является в виде общей формы в богослужебном сборнике конца XV в., писанном в одной из малороссийских епархий (Синод. библиот. № 558, л. 194–195). Только в конце, после слов: «не имея забавления (Сборн. «забвения») никакого ни от когоже», сделана прибавка: «якоже ся исповедал пред Богом и избранными его ангелами, и пред нашим смирением, а такоже ничего церковного дела не учинить ни в моей митрополии, а ни во иных епископиях, кроме данной епископии ему от Бога и от нашего cмирения». Ср. выше епископское Исповеданиe (стр. 453–454).

3417

В синод. Сборнике № 562, л. 423 об. та же грамота имеет другое предисловие: «Евангельское слово и благодать Духа рече: «яко свет не под спудом полагается, но на светильнике»; сего ради и украшает украшение и слава славу являет, и достоинство достойным предгрядет, и паче когда, сходит благодать свыше и совершенный дар от Духа Святого исходит».

3418

Ср. выше № 105.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle