Источник

Общее заключение

Тип или образец общего церковного управления начертан в правилах II и IV вселенских соборов, когда во главе церковной иерархии поставлены равные по своим правам патриархи – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. В церковных делах первой важности ни один из этих высших представителей церковной власти не должен был ничего делать без взаимного на то согласии; между тем Римский епископ, пользуясь благоприятными для него обстоятельствами, еще в период вселенских соборов иногда осмеливался нарушать указанный чин церковного управления – выставляя себя блюстителем всей церкви, высшим, чем остальные патриархи. Но особенного развития достигают папские притязания с IX века. Папа хочет властвовать и в делах восточной церкви, как он властвовал в делах церкви западной. Охранитель интересов восточной церкви этого времени – патриарх Фотий укротил папскую гордыню и за это заслужил анафему со стороны пап. Хотя Фотий и заплатил за это отлучение с своей стороны анафемой папе, тем не менее следует помнить, что первый повод к этому даст сам папа – своим произнесением указанного проклятия. Властительственные свои планы папа думает привести в исполнение и при патриархе Константинопольском Николае Мистике, но на этот раз дело до анафемы со стороны папы не дошло и конец распри был относительно мирным. Не то видим при патриархе Михаиле Керуларии. Римская церковь всенародно в Константинополе произносит анафему на самую церковь Константинопольскую; Константинополь отвечает тем же Риму, хотя и в более мягкой форме. Таким образом, действительный повод к окончательному разделению церквей дает опять Римская церковь. Смотря на эти факты в которых выразилось враждебное расположение двух церквей – Римской и Константинопольской, доведшее их до полного разрыва союза между ними, должно сказать, что церковь, полагавшая начало раздоров, и должна нести ответственность за печальные следствия их пред судом истории.


Источник: История разделения церквей в IX-м, X и XI веках. / Лебедев А.П. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. – 352 с. – (Библиотека христианской мысли. Исследования) ISBN 978-5-89740-093-5

Комментарии для сайта Cackle