Глава 4. Послание Иеремии
22. Происхождение послания
Послания Иеремии в еврейской библии нет; в Вульгате или Латинском переводе оно составляет шестую или последнюю главу книги Варуховой; а у Семидесяти Богомудрых Толковников оно положено отдельно после книги Плача под особою надписью «Αντιγραφον επιστολης» или список с первоначального экземпляра (αρχετυπον). Конечно, в книге Иеремии (29:1–32600) упомянуто о книге, посланной Иеремией к переселенцам в Вавилон: но содержание ее, подробно там изложенное, совершенно не похоже на рассматриваемый список послания, составляющее отдельное сочинение. Блаженный Иероним называет этот список подложным (pseudographa epistola). Таковой отзыв Иеронима вполне подтверждается тем, что изложение послания не похоже на священное величие речи в книге пророка Иеремии; – и никто из древних церковных писателей не называет сего послания каноническим, но везде оно причисляется к книгам апокрифическим или церковным. Во второй Маккавейской книге, написанной в Египте и излагающей происшествия 187–160 г. до Рождества Христова, замечено, что в записях пророка Иеремии заповедано переселяемым Иудеям, чтобы они не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и их украшения (2Мак 2:1–3601), как и говорится в послании Иеремиином; следовательно, это послание известно было между иудеями в Египте. Здесь же, вероятно, оно перешло в Церковь Христову и получило в ней обширное употребление, как самое общепонятное изображение нелепости и низости идолопоклонства. Сходство этого послания с книгой Варуха ведет к заключению, что, вероятно, этот ученик Иеремии в этом послании воспроизвел некоторые устные или домашние наставления своего великого учителя к иудеям, отводимым в плен, с целью предохранить их от идолослужения, к которому они были столь склонны на своей родине. С этою же целью в изложении допущены некоторые ораторские особенности или преувеличения, например, семидесятилетнее пленение названо семиродовым (ст. 3602) для изображения тяжести и продолжительности его. Подобные преувеличения, неупотребительные в книгах канонических, встречаются также у Варуха (3:35;603 5:8604).
23. Содержание послания Иеремии
После надписания, в котором показано назначение этого послания отводимым в плен, писатель говорить им от лица Господа следующее.
За грехи свои вы идете в Вавилон; там пребудете много лет и долгое время, – до семи родов (εως γενεων επτα); потом выведу вас оттуда с миром (ст. 1–3). В Вавилоне увидите богов золотых, серебряных, каменных, даже деревянных, коих носят на плечах для устрашения подчиненных народов: смотрите, не увлекитесь примером других; а среди идолопоклонников скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко! (ст. 4–5). Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (ст. 6). Там идолы с золоченым языком, а говорить не могут (7605). Они наряжены пышно: жрецы снимают с них эти наряды для своих жен, дочерей и даже для блудниц; а потом снова одевают их на богов (8–10606). Эти боги не свободны от ржавчины и моли; скипетр у них в руках, а защитить себя не властны: какие же это боги?! Не бойтесь их (11–15607). Они в пыли, взаперти у жрецов, как будто узники (16–17608). Зажигают им светильники; но они не видят. Сердце у них точит червь; одежду ест моль; а они не чувствуют и не смотрят (18–19609). Почернели от дыма, огажены ласточками и ночными птицами: сами себя не очистят; золото на них не заблестит без постороннего чистилыцика; какие же они боги (20–23610)?! Дорого за них плачено, а они не ходят; упали – так и не встанут, пока кто-нибудь не поднимет (24–26611). Жертвами их торгуют жрецы… и ест их всякий чистый и нечистый безнаказанно (24–29612). В храмах их жрецы располагаются по домашнему; дают их одеяния своим женам и дочерям, – и они не мстят (30–32613). Царя не поставят; богатства не дадут; от смерти не избавят; слепому зрения не пошлют; вдовице защиты не окажут; сироте добра не сотворят; подобны камению нагорному….. как же назвать их богами (33–39614)?! Сами Халдеи не чтут этих немых; однако немого ведут к Вилу и молят об исцелении!!… Все у язычников нечистота и обман; идолы их – изделие кузнецов и плотников (40–49615). Хотя и в позолоте, но не боги они; над царями не властны; дождя не дадут; от обиды не защитят; на пожаре сами сгорят, если их не вытащат жрецы; от воров и разбойников не оборонятся (50–57616). Лучше их царь-человек, проявляющий свою власть. Даже от посуды больше пользы дому, нежели от таких богов. Лучше их солнце, луна, звезды, молния, облака, огонь, хотя и не следует считать их богами, потому что они явления небесные или атмосферные (58–66617). Звери лучше их, потому что бегают. Это огородные пугала; по багрянице и заплесневшему мрамору не узнать их божеской породы (67–71618). Лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора (72).
Таково содержание послания Иеремиина и оно вполне подтверждает вышеупомянутое заключение, что послание не похоже на книгу пророка Иеремии, имеет сходство с книгою Варуха и принадлежит к так называемым апокрифическим или церковным книгам Библии.
* * *
И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон.
В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их. Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.
Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром.
Он призвал их, и они сказали: «вот мы», и воссияли радостью пред Творцом своим.
а леса и всякое благовонное дерево осеняли Израиля по повелению Божию.
Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить.
Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих; уделяют из того и блудницам…
Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их.
глаза их полны пыли от ног входящих. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы.
Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные.
Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их.
как перед мертвыми полагают перед ними дары.
Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам.
Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей.
Как же можно подумать или сказать, что они боги?
Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними. Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий?
Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, … снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти себе самим не в силах помочь.
знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна.
Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги.