Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники
7. 6 неделя по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного. Об избавлении от духовного и телесного расслабления (Мф. 9:1–8)
«Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2).
Много чудес, братия и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос на земле. И всякое чудо сопровождалось участием не только Самого Божественного Чудотворца, но и того (или тех), ради кого оно совершалось.
От Христа исходила сила Господня (Лк. 5:17), чудотворящая воля Его, а от больного – вера в эту животворящую силу Божию. Единение этих сил (силы Божией и силы веры больного) и создавало чудо. Это, конечно, не обозначало, что Сын Божий без участия больного человека не в силах был исцелить его. А значило лишь, что Христос во всех делах, касающихся возрождения и спасения человека, привлекал и привлекает и его собственное участие, ибо «без нас, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он не спасает нас».
Где веры в Него, в Его чудотворящую силу, не было, там Он избегал творить чудеса. Так, например, среди жителей своего родного города (Назарета) Он не совершал многих чудес по неверию их (Мф. 13:58). Но если вера в Чудотворца выражалась хотя бы у родных и близких больного, или скрытно и у самого больного, то чудо совершилось.
Об одном из таких чудес и рассказывает сегодняшнее евангельское чтение.
Однажды Иисус Христос в Капернауме учил народ, говорил (ему) слово (Мф. 2:1–2). Не успел Он закончить поучение, как на носилках принесли расслабленного, парализованного человека.
Он, по-видимому, жаждал исцеления и верил в возможность его, но не владел своими членами, в том числе и языком, ибо сам не просил ни о помиловании, ни об исцелении.
Принёсшие его сердобольные люди говорили, что Христос, исцеляющий всякую болезнь (Мф. 4:23), может исцелить и их расслабленного. Из-за многолюдства невозможно было им пробраться внутрь дома, где учил Христос. Но их вера в Чудотворца была так сильна, а нужда в исцелении так насущна (даровав нам свободу воли, Господь хочет, чтобы мы по своему свободному выбору избирали путь жизни: или узкий или широкий; хотя, любя нас, и призывает к узкому, крестному пути), что они не стали ждать конца беседы Христа и приняли крайние меры: взобравшись на крышу дома, прокопали её (Мк. 2:4) и на полотне (верёвках) спустили носилки с больным к ногам Спасителя, к изумлению присутствующих. (Они могли принести его издалека и опасаться, что он не вынесет долгого ожидания Христа на улице, около дома и поэтому поспешили спустить его через крышу).
Христос увидел веру их, в том числе и расслабленного, также особую греховность больного, как причину болезни его.
Расслабленный, видимо, страдал, мучился сознанием этой своей греховности и, веря в Чудотворца, беспокоился, что его прошлая греховная жизнь может помешать исцелению.
И вот Спаситель избавляет его сначала от этих внутренних страданий, милосердно оказав ему: дерзай, чадо, т. е. приободрись, воспрянули духом, не мучай, не расслабляй себя сознанием своей греховности, ибо прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5). После этих слов Спасителя благодать прощения целебно коснулась больного, животворя не только духовные, но и телесные силы его.
В это самое время присутствующие здесь книжники и фарисеи, услышав слова Спасителя – прощаются тебе грехи – про себя подумали, что Христос богохульствует, ибо прощать грех может только Бог. Они потому так думали, что не считали Христа за Мессию, за Сына Божия.
Между тем, именно прощением грехов расслабленного, как и званием их (книжников и фарисеев) сокровенных помышлений, Христос наглядно показывал им истину Своего Божества.
Желая приблизить эту истину их сознанию и навести на правильные размышления о Своих словах, Он спрашивает их: что легче сказать: «прощаются тебе грехи» или сказать: «встань и ходи». Что легче; простить грехи душе, или дать здоровье телу. Прощение грехов – не видно для окружающих людей, а возвращение здоровья видно, заметно. Но первое важнее и труднее (а не легче) второго (оздоровления тела). Поэтому Христос и начинает совершение чуда с первого: прощения грехов больного.
Но чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2:11).
Толкуя эти слова Спасителя, святитель Иоанн Златоуст говорит: «поскольку исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно (зримо), то Я, – говорит Христос, – присоединяю к первому (прощение души) и последнее (исцеление тела)». И чудо совершилось. После слов Спасителя: встань... и иди в дом твой, расслабленный бодро встаёт, берёт носилки свои и уверенно идёт через расступившуюся толпу, полную удивления (Мк. 2:11), ужаса и страха (Лк. 5:26).
Пережив это двойное чудо: освобождение от грехов и оздоровление тела, больной прославил Бога (Лк. 5:25). Видя всё случившееся с ним, и народ прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8).
Народ ещё не успел убедиться, что Чудотворец – Сын Божий, Господь Иисус Христос. «Но и то уже немаловажно, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – что народ поставил Его выше всех людей и почитал пришедшим от Бога. Если бы евреи твёрдо держали сие в уме, то, мало-помалу узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий».
Но зато, мы, братия и сестры, уже хорошо знаем, что сотворил это чудо, как и все другие евангельские чудеса – Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.
Мы знаем, что действительно никто из людей не мог и не может прощать грехи, кроме Него, ибо Он на то и пришёл в мир, чтобы взять наши немощи, понести наши болезни (Мф. 8:17) и искупить Своей кровью грехи всего человечества.
Мы знаем, что не только при Своей жизни на земле, но и доселе Христос берёт наши болезни, целит наши недуги, прощает грехи, если мы верим в Него и пользуемся благодатными дарами святой Церкви Его. Мы знаем, что он даровал апостолам и их преемникам власть вязать и решить, отпускать и не отпускать грехи людей и творить чудеса больше, чем Сам творил (Ин. 14:12). Поэтому и евангельские события (чудеса и прочие) мы воспринимаем не только как когда-то бывшие события, но и как события, имеющие отношение и к нам самим, к нашему собственному спасению, ибо указывают, как спасаться.
Братия и сестры! Разве мы не страдаем в той или иной степени той же болезнью, которую исцелил Христос в Капернауме? Болезнь расслабления имеет разные стадии в своём развитии. К Христу принесли больного в самой тяжёлой форме. Физически он был беспомощным, неподвижным, почти мёртвым и только душа сохраняла ещё признаки жизни, но и она как бы задыхалась и умирала от сознания своей греховности. А разве и мы не задыхаемся подчас, не помрачаемся, не оскверняемся, не расслабляемся от грехов своих, хотя и не всегда сознаём это? Чем старее делаемся мы, тем больше расслабляемся духовно и телесно, если живём, не борясь с грехами, не каясь в них, не прибегая к благодатным дарам Церкви Христовой.
Не каясь в грехах, мы накапливаем со дня на день их, отравляемся ими и духовно умираем раньше, чем умираем телесно. Разве не страшно это? Разве можно и дальше мириться с этим? Ближайшим средством от преждевременной духовной смерти является животворящая сила молитвы и непрерывного покаяния: покаяния после каждого греха и после каждого истекшего дня, покаяния дома и покаяния в храме. Привыкая к молитве и покаянию, мы привыкаем жить духовно, жить в Боге и с Богом.
Братья и сестры! Чудо исцеления расслабленного напоминает нам, что Господь видит наши грехи, как Он увидел их у расслабленного, что Он знает все наши помыслы, как узнал их у книжников и фарисеев. От всеведения Божия никогда, нигде и никто укрыться не может.
«Если мы, – говорит митрополит Филарет Московский, – допустим в сердце лукавый помысел.., то всеведение Божие скажет нам: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Если мы не слышим, или заглушаем обличение сие, то придёт время, когда приидет Господь и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления (1Кор. 4:5). И тогда мы от страха готовы будем сказать: горы, падите на нас, холмы покройте нас (Лк. 23:36). Начнём уж лучше ныне, – заключает митрополит Филарет, – решительно изгонять из сердец наших дурные помыслы».
Братия и сестры! Вы, может быть, скажете: «нелегка борьба с помыслами и грехами». – Да, нелегка, и особенно для тех, кто ещё не начинал серьёзной борьбы с ними. Мешает же начинать её беспечность, беззаботность наша о своём спасении, мешает постоянная рассеянность сознания, внимания нашего, расслабление, немощь духа и воли.
Началом борьбы должно быть глубокое осознание своей духовной нищеты и немощи, покаянное чувство пред Богом и решимость к исправлению.
Евангельский блудный сын (Лк. 15:11–32), впав в своеволие, дошёл до того, что стал умирать на чужбине, испытав крайнее расслабление души и тела. Так продолжалось до тех пор, пока он не пришёл в себя (Лк. 15:17), не осознал своей вины перед Отцом и не решился идти к Нему с покаянием. И вот тогда-то благодать Божия коснулась его: она подняла его, расслабленного, на ноги, дала силы двигаться к Отцу и получить блаженную радость общения с Ним и прощения.
Этот путь возвращения к Отцу Небесному и есть путь всех расслабленных, надломленных, обессилевших от грехов и дурных помыслов. Этот путь есть и наш путь.
Господи! Подними нас с одра немощи и расслабления нашего. Даруй нам дух сокрушения о грехах своих и покаяния. Укрепи нашу волю к исправлению. Покрой нас, недостойных, Твоим долготерпением и милосердием. Аминь.