Источник

Сборник 2, Поучение 5Сборник 2, Поучение 7

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

6. 5 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении Гадаринских бесноватых. Без хотения нет спасения83 (Мф. 8:23–9:1)

«Увидевши Иисуса, просили Его, чтобы Он отошёл от пределов их» (Мф. 8:34).

Мы слышали, братия и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом Гадаринских бесноватых. Этому чуду сопутствовало другое событие, которое тоже можно назвать чудом: низвержение со скалы в море свиного стада.

Многое удивляет и поражает нас в этих событиях: и страшная власть над человеком бесовской силы, и нечеловеческие мучения бесноватого, и многое другое.

Более же всего нас удивляет отношение к этим событиям – чудесам гадаринского народа: народ ужаснулся (Лк. 8:35) чуду исцеления бесноватых, впал в великий страх (Лк. 8:36) от этого чуда и потопления стада. Но ни то, ни другое чудо не вразумило, однако, народ, не просветило его, не приковало внутренний взор его к Христу, не пробудило потребности в духовном возрождении.

Нет, сбежавшийся по зову пастухов на эти чудесные события, гадаринский народ не захотел побеседовать с Христом, послушать Его, попросить Его духовно-просветительной помощи.

Нет. Он попросил Его только об одном: покинуть пределы страны, т. е. не принял Его, не захотел Его.

Мы знаем, братия и сестры, другой результат встречи Христа с народом самарянским (Ин. 4:3–42). Беседа Христа с самарянкой у колодца Иаковлева открыла ей глаза на Христа, как на Источник воды живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). И она, оставив водоносы у колодца, поспешила в город сообщить народу о Христе. И многие самаряне уверовали во Христа по слову самарянки и, придя к Христу, попросил Его побыть у них, и Он пробыл там два дня (Ин. 4:40). И ещё большее число уверовало, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4:41–42) Как видно, народ самарийский захотел принять Христа и сам просил Его побыть с ними. Это хотение открыло их сердца к духовному просвещению и уразумению, что Христос есть Тот Спаситель мира, Которого жаждали все народы земли того времени. Не так поступили гадаринцы. Они не захотели принять Христа. Они сознательно уклонились от встречи с Ним.

Братия и сестры! Наше спасение зависит от того, хотим ли мы его или не хотим, хотим ли мы встречи с Христом или нет, хотим ли мы подготовить себя к будущей жизни или нет, хотим ли мы иметь в своей душе страх Божий, страх греха и потребность в непрерывном покаянии или нет.

Серьёзно хочу или совсем не хочу? Вот самый острый и нужный вопрос, которого не хочет честно и мужественно ставить себе только самый нерадивый, беспечный беззаботный и лукавый из нашей среды.

Может быть, кто-либо из этих лукавых спросит: вот я хочу встречи с Христом, но где и как я Его могу встретить? Христос, братия и сестры, всегда около нас: Он – в нас самих (Кол. 1:27) и в окружающих людях (Мф. 25:40). И чтобы мы ни делали полезного для своей души – Христос всегда с нами. Молимся ли Богу – мы сами беседуем с Ним. Милосердствуем ли – делам это ради Него («Христа ради»). Терпим ли мы укоры совести – эти укоры от Него. Радуемся ли успеху ближнего – это подарок от Него. Печалимся ли о грехах – это печаль от Него и ради Него.

Братия и сестры! Господь не хочет спасать нас без нас, без нашего хотения, желания. «Христос, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – против нашей воли не ведёт нас к исправлению»84. Он даровал нам свободу воли, свободу решения и выбора и хочет, чтобы мы пользовались этим Божественным даром для своего спасения. Только при пользовании этим даром мы можем быть не рабами греха, а сынами Божиими, чадами благодати и наследниками Царствия Божия и на земле, и на небе.

В основе свободы воли и лежит свободное хотение, переходящее в решимость воли перевести это хотение в действие, т. е. в жизнь в Боге.

Никто из нас не хочет быть лиходеем самого себя. Никто не хочет отказаться от благодати и от жизни в Боге. «Хочу, Господи, хочу всегда быть с Тобой», – готов сказать каждый из нас.

Помоги, Боже, моему хотению. Укрепи мою волю «на дела благия», на жизнь в Тебе, Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

* * *

83

 На ту же тему о гадаринском бесноватом поучение имеется и на 23-ю неделю по Пятидесятнице.

84

 Т. 7, стр. 320.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle