Источник

Сборник 2, Поучение 41Сборник 2, Поучение 43

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

42. 26 неделя по Пятидесятнице. О безумном богаче. О вреде любостяжания (Лк. 12:16–21)

«Надежда не посрамляет» (Рим. 5:5).

Каждая Евангельская притча, благочестивые слушатели, захватывает нас своим глубоким смыслом и прямым отношением к нашей собственной жизни; Потрясены мы и притчей о страшной участи богача, который, имея хороший урожай, возмечтал было жить в своё удовольствие: пить, есть, веселиться (Лк. 12:19).

Таковы были мечты и планы его, но не так судил Бог: у безумца «в сию ночь была взята душа».

Мы знаем участь другого Евангельского богача, который пиршествовал в то время, когда у ворот его дома беспомощно лежал всеми забытый, покрытий струпьями нищий, по имени Лазарь. Богатый не замечал его, всем своим видом вопиявшего к совести и разуму богача. Он не хотел понять, что в Лазаре (лазарях) всё его спасение, весь смысл его жизни на земле. Он не уразумел, что Лазарь – перст Божий, что через него он должен пробудиться, прийти в себя и начать новую жизнь. Всё это богач понял лишь после смерти, когда Лазаря увидел на лоне Авраама, а сам попал на место мучения.

Почему такая страшная участь постигла обоих богачей? – Потому, что они собирали сокровища только для себя (Лк. 12:21), для своего удовольствия, забывая об обездоленных людях, забывая о Боге, как Источнике всех благ и справедливом (нелицеприятном) Мздовоздаятеле и надеясь только на себя, на свои сокровища.

Но можно ли полагаться всецело на неправедно приобретённые сокровища, можно ли человеку забывать о Боге, пренебрегать Им, обходиться без Него, можно ли провозглашать своей целью наслаждение жизнью и центром жизни считать себя самого?

Притча решительно отвечает: нет, нет, нет, нет. Всякий, хотящий сберечь свою душу для земной жизни и наслаждения ею теряет её для жизни вечной (Лк. 9:24) и можно потерять и для жизни земной, временной. Так душа богата, не подавая уже никакой надежды на пробуждение и исправление, в сию же ночь была взята у него (Лк. 12:20), т. е. была лишена и жизни земной.

Такая участь, братия и сестры, может постигнуть не только богача, но и всякого кто собирает сокровища (материальные средства) для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12:21).

Сам Христос под богачом разумел всякого любостяжателя, как как рассказал Свою притчу в связи с просьбой одного из народа помочь в разделе имущества со своим братом. Обращаясь к нему и народу, Христос сказал: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения, т. е. его средств (Лк. 12:15). И вслед за этими словами Он и рассказал притчу о безумном богаче.

Жизнь, намерения, планы этого богача действительно безумны, чудовищны. Но не к этому ли безумию и к участи безумца, братия и сестры, приближается и всякий из нас, если начинает увлекаться любостяжанием, корыстолюбием, предаваться скупости, жадности или чревоугодию, телолюбию и связанным ними, – блуду, гневу, гордости, унынию и прочему. Вот от всего этого и хочет предостеречь и оградить нас Господь Своей притчей.

Продолжая развивать Свою мысль дальше, Христос говорил, что увлекаться стяжательством и предаваться страху за свою жизнь нет нужды, ибо Отец Небесный, питая птиц и одевая новые цветы, напитает и оденет и нас, маловеров, что Он знает наши нужды и хочет лишь, чтобы мы своё сердце прилепляли к сокровищам не земным, а небесным, искали Царствия Божия и в Бога богатели (Лк. 12:21–31).

Итак, – закончил Христос – не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34). Но вот тут-то, слушая последние слова и увещания Спасителя, мы начинаем особенно волноваться и беспокоиться. Как не заботиться о завтрашнем дне, как жить только сегодняшним днём? Да мы не можем представить себе, как жить без заботы о лишней копейке, без хлопот о запасе пищи, о смене одежды и белья, как можно жить без расчёта на ближайшие хотя бы дни... Да у нас семья, дети, старики... Обо всех надо подумать, обо всём позаботиться!

Как много человеческой и как мало Божией правды во всех этих сетованиях и причитаниях! Не будучи богачами, мы уподобляемся Евангельскому богачу, собирающему сокровища на многие дни и сроки и уповающему только на себя самого. Тут-то мы незаметно превращаемся в стяжателей, для которых личное благосостояние кладётся во главу угла. А между тем, если бы мы больше думали о честном труде и ревностной работе на общую пользу и об этом просили бы помощи Божией, то у нас больше было бы и уверенности в завтрашнем дне и меньше заботы о его благополучии. Ибо каждый трудящийся, по слову Божьему, достоин награды за труды свои (Лк. 10:7).

Если бы мы попробовали жить преимущественно сегодняшним днём, тогда у нас возникло бы больше духовных потребностей и нашлось бы больше времени и на молитву, и на богомыслие, и на чтение слова Божия, на содружество с ближними и помощь им. И мы прониклись бы интересами не только земными, но и вечными, т. е. стали бы в Бога богатеть (Лк. 12:21). А это и есть то, к чему нас призывает столь выразительная, убедительная и вместе странная: притча о безумном стяжателе.

Господи, мы верим Твоему спасительному промышлению о нас, грешных. «Умножь в нас эту веру». Укрепи нашу волю на послушание Твоей благой и спасительной воле. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle