Источник

Сборник 2, Поучение 20Сборник 2, Поучение 22

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

21. 16 неделя по Пятидесятнице. Притча о талантах. Притча о талантах. Необходимость труда (Мф. 25:14–30)

«Лукавый раб, ленивый... и негодный» (Мф. 25:26, 30).

В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали притчу Спасителя о талантах. Эта притча особенно поучительна и назидательна. Она говорит о необходимости труда и неизбежности зла при уклонении от этого труда.

Труд для человека необходим, прежде всего, потому, что ему дарованы таланты, т. е. способности, силы на этот труд. Он необходим и потому, что, только трудясь, люди растут, совершенствуются, приносят пользу себе и людям.

Таланты, способности к труду даны каждому. Бесталантных людей нет, как нет лишних, ненужных. Труд каждого, пусть самый малый и незаметный, восполняет труд других и сам восполняется трудом других. Поэтому ни один человек, ни один талант не может быть потерян, зарыт в землю, лишён прибыли. Всякий труд ответственен, подотчётен. И, судя по его результатам, он или одобряется и награждается, или порицается и наказывается. Обо всём этом и говорит нам притча о талантах. Напомним вкратце её содержание.

Один господин, уезжая надолго из имения своего, поручил слугам-рабам своим вести хозяйство, дав одному пять талантов, другому – два, третьему – один, что соответствовало силе у каждого. Когда он возвратился из поездки, то слуга, получивший пять талантов, принёс ему ещё пять, получивший два отдал ещё два, а получивший один талант возвратил этот талант, нисколько не увеличив его. Тогда Господин сказал каждому из двух первых слуг: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего (Мф. 25:21, 23). А когда господин потребовал отчёта от третьего слуги, то тот сказал: Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в землю, вот тебе твоё (Мф. 25:24–25).

Господин ответил ему: Лукавый раб и ленивый... Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, чтобы я получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов... А негодного раба бросьте во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (Мф. 25:26–30).

Под господином этой притчи следует разуметь Бога – Творца и Промыслителя, дарующего всем людям таланты – естественные и благодатные. Естественные таланты – это наши способности к учению, труду, семейной жизни, к науке, искусству.

Мы имеем дар разума, чтобы учиться, развиваться, трудиться. Имеем дар сердца, чтобы иметь расположение, сочувствие и любовь друг к другу, чтобы чувствовать красоту Божьего мира и творений: рук человеческих. Имеем волю, чтобы достойно выполнять своё великое назначение на земле – быть тружеником в вертограде Божием. Все эти способности и их назначение тесно связаны с чувством ответственности за них, с сознанием своих обязанностей и долгом пред Богом и людьми.

Труд только тогда труд, когда он добросовестен и честен.

Нельзя, чтобы труд наш кто-то переделывал или доделывал. Помогать другим в труде мы обязаны, а принимать услуги от них должны лишь при немощи своей или из-за любви, из-за нежелания обидеть ближнего. Пусть лучше уж я сам помогаю, чем мне помогают, пусть лучше сам даю взаймы, чем беру у других... Каждый из нас создан не для себя, а для блага других и славы Божией. Всякое дело должно делать как для Самого Господа, чтобы люди, видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).

Братия и сестры! Среди нас встречаются люди, которые работают кое-как, не дорабатывают положенное им, откладывают дела на завтра, послезавтра. Там, дескать, сразу всё сделаю: испорченное исправлю, недоработанное доделаю. Но они ошибаются. Без ежедневных малых, т. е. положенных на сегодня дел, нельзя мечтать о дальнейших успехах.

Слуга сегодняшней притчи, приобрётший пять талантов, не сразу их приобрёл, а долгое время мало-помалу добросовестно собирал. Только будучи верным в малом, он смог оказаться верными во многом, т. е. смог это многое приобрести.

Братия и сестры! Среди наших даров и талантов и связанных с ними обязанностей особое значение имеют дары и обязанности семейные. Мы призваны не разрушать, а созидать и свято хранить наши семьи. Семья созидается взаимным доверием её членов, послушанием старшим, любовью и заботой друг о друге. Где хорошая семья, там и мир, и лад, там общие интересы и общие усилия для блага всех и каждого в отдельности. Где семья – там дети, где дети, – там забота об их воспитании. В семье особенно велика роль матери-труженицы. Ей надо и о детях позаботиться, и о питании семьи, и о чистоте и порядке в помещении. Как отрадно, когда в семье все опрятно одеты, сыты, ухожены, приветливы, дружны. Приятно посещать такие благоустроенные, благословенные семьи.

Нередко слышится: я уже стала старая. Мне трудно хорошо работать, Но ведь стареньким-то людям и надо особо хорошо работать: им скоро предстоит предстать с отчётом пред Богом за всю прожитую жизнь. Не начало жизни, а конец её «венчает дело», усилия именно последних лет жизни являются решающим на суде Божием.

Кроме естественных даров или талантов нам даны и духовные таланты. Это, прежде всего, вера в Бога, чувство живой связи с Ним. Бог всегда Бог. Он всегда с нами, если мы сами пребываем с Ним, всё видит, знает и готов помочь во всякой нужде, если мы усердно и покаянно просим Его. Если бы мы имели постоянный страх Божий, боязнь греха и дар непрестанной молитвы, тогда успешнее выполняли бы свои дела дома и вне дома.

Кроме веры, мы должны окрыляться надеждой на помощь Божию во всяком деле, прося благословения у Господа при начале его («Господи, благослови») и благодаря при окончании («Благодарю Тебя, Господи»).

Каждый момент нашей жизни должен быть связан с Господом. Святые угодники Божии молились ли, трудились ли – всегда чувствовали живую связь с Богом. Святая Ксения пребывала в постоянных трудах и молитвах. Она и скончалась во время молитвы в храме. Святой Антоний Великий плетение корзин сопровождал молитвенным общением с Господом. Наши домашние труженицы должны подражать им. Чистку картофеля, стирку белья и прочее они должны соединять с молитвенной просьбой о помощи. Пусть руки делают своё дело, а душа – своё. Как далеки мы от такой связи даров естественных (труд) и даров духовных, благодатных (молитва).

Поэтому-то у нас плохо и развиваются дары, таланты естественные и духовные. А это бывает у нас нередко от лености, от пренебрежения к труду. А когда леность и пренебрежение к труду овладевают человеком, то неизбежно появляются и все чада их: лукавство, лживость, грубость, жестокость. Все эти качества мы и находим у слуги, закопавшего в землю данный ему талант.

Когда уехал его господин, он впал в своеволие, предался праздности и пренебрёг трудом. Кто-то его кормил, одевал, обслуживал. А он, живя чужим трудом, предался лёгкой праздной жизни. Он уподобился, по выражению святителя Димитрия Ростовского, «шмелю, похищающему мёд у трудолюбивых пчёл». Он грубо нападал на тех, кто упрекал его в безделье, считая их жестокими, несправедливыми. Так он ответил и господину своему: Я знал тебя, что ты человек жестокий. Господин назвал его лукавым, ленивым и негодным (Мф. 25:26, 30). Лукавым потому, что он стал защищать себя ложью и клеветой на господина, что он жесток. Ленивым и негодным потому, что он доказал свои леность и негодность на деле.

Братия и сестры, в притче о талантах пред нами выступают три человека. Двое из них оказались добросовестны, успешны и благословенны в своём труде. Они целиком раскрыли свои таланты. Верные в малом, они оказались верными и в большом, а потому и вошли в радость Господа своего. И какой горький жребий выбрал для себя третий слуга. Он пренебрёг трудом, нарушив послушание воле Божией, за что и получил тяжкий удел: лишение всего на земле и тьму и слёзы за гробом. Избави Бог всех нас от такого горького жребия и такого тяжкого удела!

Милосердный Боже! Вразуми нас, неразумных! Просвети нас, тёмных! Расположи к труду нас, ленивых и беспечных. Прииди и вселись в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle