Источник

Сборник 2, Поучение 19Сборник 2, Поучение 21

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

20. 16 неделя по Пятидесятнице. Притча о талантах. О верности Богу и милосердии к людям (Мф. 25:14–30)

«Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю. Войди в радость Господина Твоего» (Мф. 25:21).

В последние дни Своего пребывания на земле Господь наш Иисус Христос поведал ученикам Своим, что Сыну Человеческому надлежит вновь прийти на землю, но уже для суда над человечеством. Он указал признаки, которые будут свидетельствовать о наступлении времени этого второго пришествия Сына Божия (Мф. 24:6–41) и призвал бодрствовать и готовиться к этому пришествию. Но как готовиться? Об этом Христос поведал в трёх притчах, сказанных одна за другой. Первой была сказана притча о верном рабе.

Один домовладыка, отлучаясь из своего дома, поручил верному и благоразумному рабу управлять домом и слугами – чтобы давать им пищу во время (Мф. 24:45), то есть проявлять заботу и милосердие к ним. Этот верный раб будет блаженным, если домовладыка по возвращении своём найдёт его поступающим так. Его, верного в малом, – он над многим поставит: поставит над всем своим имением (Мф. 24:46).

Так, братия и сестры, верность Домовладыке-Богу и человечность, милосердие к людям необходимы, чтобы получить «блаженство» при «возвращении» Господа, т. е. при Его втором пришествии.

Вслед за этой притчей Христос поведал притчу о десяти девах. Тогда Царство Небесное подобно будет десяти девам, которые, взявши светильники, вышли навстречу жениху (Мф. 25:1). Пять из них были мудрые: кроме светильников, они взяли и сосуды с запасным маслом. Этого не сделали неразумные девы. Жених медлил. Девы, подремав, заснули. В полночь раздался крик: жених идёт. Мудрые девы заправили свои светильники, готовясь к встрече с женихом. У неразумных догорело в светильниках масло, и они гасли. Мудрые не имели избытка в масле, чтобы поделиться с неразумными, и посоветовали им пойти и купить себе масло. Когда они возвратились, двери на брачный пир были уже закрыты. Тщетно они взывали к Жениху: Господи, Господи, отвори нам! В ответ они услышали горестное: Не знаю вас (Мф. 25:11–12). Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий (Мф. 25:13) Так заканчивается вторая притча.

Почему Царство Небесное в этой притче уподобляется девам? Потому, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – что они отдали Богу самое «великое» из того, что имели: девственность, целомудрие, чистоту, верность и преданность. Все эти качества и есть те «светильники»90. Но мало отдать себя на служение Богу, нужно ещё горение, пламенность в этом служении. Масло в светильнике – это любовь к Богу, это человеколюбие, милосердие, добрые дела. Зажжённый светильник – это и есть горение любви к Богу и людям, это и есть свет, сияние этой любви. У мудрых дев было достаточно любви для встречи Жениха. Они имели то «малое и верное», что поставило их «над многим»: позволило войти в Чертог Жениха. У немудрых дев не оказалось достатка в любви «верности» в малом, и они оказались вне Чертога Божия, то есть Царства Небесного.

Притча эта, братия и сестры, ярко показывает, каким девам и в чём мы должны подражать, чтобы не услышать на грядущем суде Божием это горькое: Не знаю вас.

И наконец, на эту же тему – о подготовке душ и сердец наших ко второму пришествию Сына Божия, – Иисус Христос рассказал третью притчу – о талантах. Отправляясь на долгое время в чужую страну, Господин призвал рабов Своих и поручил им имение Своё, дав каждому по силе его: одному пять талантов, другому – два, и третьему один. Прошло много времени, как уехал Господин тот. За это время, получивший пять талантов, приобрёл другие пять, получивший два – другие два. Получивший же один талант, закопал его в землю, же дав ему никакого приращения.

И вот, наконец, возвращается Господин тот и требует отчёта от рабов Своих.

Получивший пять талантов, придя, говорит ему: Господин! Ты дал мне пять талантов, вот другие пять я приобрёл на них. Господин ответил ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего (Мф. 25:21).

Такой отчёт последовал и со стороны получившего два таланта и такой же ответ был дан ему со стороны Господина.

Подошёл с отчётом своим и получивший один талант и сказал: Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в землю, вот тебе твоё (Мф. 25:24–25).

О, лукавый раб и ленивый, ответил ему Господин... Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять.., а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю (Мф. 25:30). Такое содержание этой третьей притчи.

Все они (притчи), братия и сестры, имеют прямое отношение к нам, к нашей жизни. Они – зеркало, с которого на нас смотрят наши недостатки, изъяны, грехи, заблуждения, призывая нас к исправлению.

Мы обычно все свои способности, дарования, таланты считаем своими собственными, личными, своим трудом созданными, благоприобретёнными. Зеркало последней притчи говорит нам, что все наши способности и таланты заложены в нашей природе Богом. Это Он дал одному пять, другому – два, третьему один талант.

Бог даровал нам разные способности и таланты для разного употребления (Рим. 9:21). Мы ничего своего не привносим в мир (1Тим. 6:7). Мы всего лишь работники в винограднике, в имении Единого Домовладыки и призваны выполнять Его волю и развивать те таланты, которыми Он наделил нас.

Мы часто ленимся и лукавим в труде, упрекаем в жестокости людей, ропщем на Бога, ищем виновников своих личных неудач и как бы не видим, что сами же заморозили, не развили свои дарования, закопали в землю свои таланты.

Последняя притча показывает нам лицо такого лукавого, ленивого и негодного работника в винограднике Домовладыки. Его лукавство и лень вредят не только Хозяину виноградника, но и ему самому, лишая его и того последнего, что он имел на земле и готовя ему тяжёлую участь за гробом.

В притче о талантах, братия и сестры, идёт речь о талантах вообще, без указания видов и разновидностей этих талантов91. Какие же здесь подразумеваются таланты и какие труды для развития этих талантов? Ответ на этот вопрос будет ясен, если мы рассмотрим ту цель, ради которой были сказаны притчи.

Все три приведённые выше притчи в устах Иисуса Христа имели одну цель: сообщить слушателям о Его втором пришествии о страшном суде и о подготовке к ним, в чём будет состоять этот суд, в чём мы будем обвиняться на этом суде – обо всём этом говорит Сам Христос сразу же после притчи о талантах92. На Страшном суде Он потребует от нас отчёта в том, как мы относились к меньшим братьям Его: к алчущим, жаждущим, нагим, больным, заключённым, странникам (Мф. 25:35–36).

Готовиться к Страшному суду, и значит заранее выполнять все указанные в словах Христа виды любви и милосердия и добрых дел, для которых мы и созданы (Еф. 2:10). Отсюда и основные таланты, которые Господь даёт нам – это таланты любви и милосердия и основной труд всей нашей жизни должен быть трудом любви и милосердия ко всем, с кем мы живём, работаем, встречаемся, наипаче же к особо нуждающимся в этой помощи. Оказывая им братолюбие и вспоможение и сами богатеем в любви, радуя Его, и сорадуясь с Ним.

Братия и сестры! Господь нас зовёт подражать верному рабу первой притчи, который преданно и верно исполнял волю Его и милосердно питал слуг Его. Господь зовёт нас следовать в Царство Небесное стезёй мудрых дев: со светильником любви к Богу в сердце своему Он зовёт нас умножить духовные таланты свои, возрастать в послушании Богу, в любви и милосердии к людям, в просвещении души и в радости о Господе.

Помолимся же Ему: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир.., исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых». Аминь.

* * *

90

 Святитель Иоанн Златоуст.

91

 Поучение о Талантах см. в этом же сборнике № 1.

92

 Поучение о Страшном суде см. сборник № 2.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle