Источник

Сборник 2, Поучение 18Сборник 2, Поучение 20

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

19. 15 неделя по Пятидесятнице. О беседе Христа с законником. О любви к Богу и ближнему (Мф. 22:35–46)

«Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему.

В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39).

Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога?

Потому, что Он прежде возлюбил нас (1Ин. 4:19). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь (1Ин. 4:8), как Отец (Мф. 6:9), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живём и движемся и существуем (Деян. 17:28). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит (Откр. 3:20). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твоё Мне (Прит. 23:26).

Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет (Ин. 1:5), есть любовь (1Ин. 4:16), есть Истина и Жизнь (Ин. 14:6), есть мир (Ин. 14:27), святость (1Пет. 1:16), есть добро и милосердие (Лк. 6:36).

Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаём это. Но, однако, такая любовь – неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

Вот почему Евангелие и призывает нас возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением (Мф. 22:37).

Но что значит возлюбить Бога всем сердцем? Сердце – это область наших чувств. В них – истоки и содержание нашей духовной жизни. В сердце каждого из нас обычно гнездятся чувства и добрые и злые, греховные и спасительные (Мф. 12:34–35). Удерживая и развивая в своём сердце всё чистое, доброе, целомудренное, спасительное, мы и сможем им (сердцем) возлюбить Бога и зреть Его в своём сердце (Мф. 5:8).

Что значит возлюбить Бога всей душой? Наша душа управляет нашей жизнью, а ею самой управляет дух наш (1Сол. 5:19), а через него и Дух Божий (Гал. 4:6), если только мы живём воздержанно, милосердно, духовно. Духовно живёт тот, кто и дня не может прожить без молитвенного сердечного общения с Богом и дел милосердия во имя Его. Только такой человек действительно может любить Бога всей душой.

Что значит возлюбить Бога всем разумением? Разумение наше зависит от размышлений нашего ума, от его мыслей. Мысль же наша часто бывает неустойчивой. Она то сомневается, то колеблется, то явно уклоняется от прямых путей к Богу. Сердцем и духом мы ближе к Богу и людям, чем умом и мыслями. Поэтому ум наш должен прислушиваться к запросам сердца и голосу совести, к потребностям духа, чтобы, уразумевая их, и творить их волю, согласовывая её с благой и спасительной волей Божией.

Не только сердцем, душой, разумением, братия и сестры, мы призываемся любить Господа, но и всей крепостью своею (Лк. 10:27). Сила и крепость человека заключается в единстве и цельности его духовной жизни. Крепок и силен тот, у кого нет раздвоения и малодушия, у кого в полном согласии и сердце, и душа, и ум, и воля. Такого человека разубедить, поколебать, посрамить невозможно. Он способен на самые высокие подвиги в делах веры и любви.

Благочестивые слушатели! С любовью к Богу неразрывно связана и любовь к человеку, к своему ближнему. Евангелие призывает нас любить его как самого себя.

Что это значит? Это значит, что следует заботиться о ближнем так же, как каждый из нас заботится о самом себе, желать ему всякого блага так же, как самому себе. И не только желать, но и творить это благо для него так же, как и для себя самого. Но возможна ли такая щедрая любовь, когда у нас заботы о себе обычно стоят на первом плане и осуществляются нередко в ущерб интересам наших ближних? Она возможна, но лишь тогда, когда душа уже воспламенилась любовью к Богу. Только в этом случае она обретает в себе благодатные силы для любви к ближнему. Не любя Бога всем сердцем, всей душой, мы лишаем себя и подлинной любви к ближнему и правильной оценки своего духовного состояния.

Нередко, братия и сестры, мы слышим такие слова от окружающих нас людей: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит моё сердце, и нет даже желания любить их. Они ко мне плохо относятся, оскорбляют, унижают, обижают меня, и поэтому я не могу любить их».

Такие слова – самообман и лукавство. У евангелиста Иоанна мы читаем: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин. 4:20). На нашем пути к Богу всегда стоят люди, с которыми мы имеем общение. И если мы этих людей не любим, если холодны и равнодушны к ним, если удалили их из своего сердца, то в этом сердце не найдётся места и для Бога. Сердце, холодное и равнодушное к людям, будет холодным и равнодушным и к Богу. Сердце христианина едино и неделимо; если оно действительно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и враждует, то и к человеку, и к Богу. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце должно согреваться только двуединой любовью – к Богу и человеку. Авва Дорофей убеждает нас, что по мере развития любви к Богу развивается и любовь к человеку. Одна любовь воспламеняет другую.

Если мы упрекаем людей, что они не любят нас, и в этом видим причину и своей нелюбви к ним, то это происходит потому, что мы нарушаем основной закон любви. По этому закону не последним, а первым каждый из нас должен начать любить ближнего. Не дожидаться пока нас полюбят, а самим начинать сочувствовать, сострадать, помогать и любить даже и тех, кто не расположен к ответной любви. Когда мы сами сделаем первые шаги и начинаем любить этих последних, то они согреются нашей любовью, смягчатся сердцам и рано или поздно порадуют нас своей ответной любовью. Лишь бы нам самим не уставать, или, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не охлаждаться» в своей любви к ближним.

Возлюбленные братия и сестры! Любовь к Богу и ближним спасительна и чудодейственна. Она пробуждает и воспламеняет в душе христианина все духовные силы и увлекает их на беззаветное служение людям и Богу, Который и Сам есть Любовь (1Ин. 4:8). Любовь Божия, милуя и ущедряя человека, требует от него никого не обижать, не обманывать, ни с кем не ссориться и не враждовать. Она зовёт его прощать обидчика, мириться с врагом и милосердствовать нуждающимся. Она говорит ему, что сама защищает и милует обиженных и лишает обидчика своих спасительных даров.

В Евангелии сказано, что если мы не прощаем друг друга, то и Отец Небесный не прощает нас (Мф. 6:14–15). Если не примиряемся с ближними, то Он не примиряется с нами (Мф. 5:23–24). Если не любим их, то Он не пребывает в нас (1Ин. 4:12), то есть не любит нас. Как видим, Своё отношение к нам Отец Небесный ставит в прямую зависимость от нашего отношения к ближним. Каково наше отношение к ним, таково и Его отношение к нам. И если мы хотим, чтобы Господь полюбил нас, то прежде сами должны полюбить и Его и своих ближних, то есть людей, окружающих нас. Так высока пред Господом любовь и так высоко пред Ним достоинство человека. Господь возвеличил человека, немногим умалил его от ангелов и славой и честью увенчал его (Пс. 8:6). И если в отношении себя Он хочет нашей любви, то и в отношении Своего образа, то есть человека, Он хочет той же любви до готовности отдать душу свою за други своя.

Братия и сестры! Неисчерпаемы блага и дары, которыми любовь наделяет всех, кто служит ей, проникается ею и живёт ею. Все другие блага и дары не приносят «никакой пользы», если нет братской, самоотверженной любви, – говорит апостол Павел (1Кор. 13:1–3). И наоборот. Где любовь, там нет страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4:18). Где любовь, там и все добродетели (Кол. 3:14), там исполнение закона (Рим. 13:10). Где любовь, там нет греха (Лк. 7:47), а, следовательно, и «суда Божия», – говорит преподобный Максим Исповедник89. Где любовь, там жизнь вечная (1Кор. 13. 8), там Сам Бог (1Ин. 4. 12). Любовь не только глава и венец всех добродетелей и не только их сподвижница и соучастница, но и закваска, и самая древняя (1Ин. 2. 7) животворная душа их и сила. Существуя от начала (2Ин. 1. 5), любовь есть источник жизни и сама жизнь. Без любви жизнь человеческая на земле давно бы угасла. Сердце наше не может жить без любви. Не имея её, оно томится, тоскует и духовно замирает. И наоборот, любовью оно живится, очищается, укрепляется и делается способным на самые великие подвиги.

Будем же молить Господа смягчить и оживотворить наше сердце и подвигнуть его на любовь к Богу и ближним. Аминь.

* * *

89

 Добротолюбие, т. III, стр. 74.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle