Источник

Сборник 2, Поучение 17Сборник 2, Поучение 19

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

18. 14 неделя по Пятидесятнице. Брачный пир у Господа. О званых на вечерю (Мф. 22:1–14)

«Много званых, но мало избранных» (Мф. 22:14).

В сегодняшнем евангельском чтении, братия и сестры, святая Церковь предлагает для нашего назидания притчу о званых на вечерю. В предыдущее воскресение мы слышали притчу о злых виноградарях. Между этими двумя притчами существует внутренняя смысловая связь.

В притчах о злых, жестоких виноградарях Христос напомнил нам, что Господь вручил нам виноградник, чтобы мы возделывали его и приносили плоды от него Господу Богу и людям. Он указал нам в той притче, что злых, своекорыстных возделывателей этого виноградника, не приносящих плодов хозяину и убивающих слуг его и сына его, он строго наказывает, а приносящих плоды приемлет и награждает. Таков смысл первой притчи – о злых, жестоких виноградарях. Такой же смысл имеет и вторая притча – о званых на вечерю, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Вспомним её содержание.

Царство Небесное подобно человеку – царю, устроившему брачный пир для сына своего и заранее пригласившего гостей на этот пир. Под царём в притче разумеется Отец Небесный, под Сыном Его – Иисус Христос – Спаситель мира, под браком и брачным пиром – Царство Божие. На этот брачный пир веры, на трапезу любви Божией в Чертог Царства Божия и приглашал, звал заранее многих хозяин пира – Господь. Званые отказались от приглашения, они «пренебрегли им» и отказались прийти под разными предлогами (полевых работ, торговых дел, семейных обстоятельств) и просили иметь их отречёнными, т. е. извинить их за неявку (Лк. 14:18–20).

Тогда Господь вновь приглашает их, указывая, что нельзя медлить, что всё уже готово для приёма званых: и телец упитанный заклан, и одежды для гостей и слуги для обслуживания их. И Сам Он ждёт их. Но они вновь отказались.

Что же это за люди, так дерзко пренебрёгшие любовью Божией и своим собственным духовным питанием в чертоге Господнем? Это всё те, кои, желая сохранить душу свою для мирских дел и интересов временной жизни, «губят», теряют её для будущей, вечной жизни (Мф. 10:28). Господь приглашал их – они не явились; звали их – они пренебрегли Им. Тогда и Господь отвергся их (Мф. 22:7).

Но брачный чертог должен быть заполнен. И вот царь посылает слуг своих на распутья глухих улиц, чтобы собрать людей, на пир. И когда они собрались, то облачились в приготовленные для гостей одежды и заняли предназначенные им места на трапезе Господней.

Что это за одежды, которые позволили им (гостям) быть в Чертоге Божием?

Одежды эти – это страх Божий, это внутренняя чистота и кротость, одеяния эти – это праведная, благочестивая жизнь, ризы эти – это правда, мир и радость о Духе Святом.

Среди достойных, облачённых в брачные одежды, оказался один недостойный, не очистившийся, не покаявшийся, сохранивший на себе грязную одежду, одежду греха и порока. И царь, войдя на пир, сразу же заметил его и сказал: Друже! Как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал (Мф. 22:12).

Смотрите, братия и сестры, грешника Бог назвал другом Своим! Тут бы ему, погрязшему в грехах, и покаяться. Тут бы ему, очистившись покаянием и облачиться в брачные, чистые одеяния. Но нет: он молчал.

Почему, братия и сестры, он молчал? Он молчал потому, что был лишён благодати покаяния. А её был лишён потому, что вёл зазорную, порочную жизнь, никогда не каясь и не облекаясь в одежду христианских добродетелей. Что это за добродетели, которые сами красноречиво свидетельствуют о себе, как брачной одежде на пиру Господнем?

Послушаем ответ апостола. Облекись, – говорит он, – в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... любовь... мир... (Кол. 3:12–15). Не имея таких добродетелей, такой «благодатной жизни, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – он (попавший на пир грешник) и молчал».

Вслед за этим святой отец, обращаясь ко всем верующим, говорит: «Послушайте жены, послушайте мужья! Вам нужна не дорогая одежда, украшающая ваше тело, но одежда, украшающая душу... Нельзя украшать тело, душу же оставлять в рубище... Хочешь я покажу тебе одетых в подлинно-брачные одежды? Припомни святых, живущих в пустынях, облачённых во власяницы... Если бы ты мог созерцать их внутреннюю красоту, то упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты светлости их одежды и блеска их совести. Можем ли мы сравнить себя с ними»? – спрашивает святой отец и отвечает: «Нет, не можем».

Но, братия и сестры, если мы не можем сравнить себя с ними, то можем и обязаны, по мере своих сил, подражать им. Подражать им в вере и любви к Богу и ближним и в непрестанной молитве, т. е. в непрестанном единении, общении с Богом. Не только в дни Страстной седмицы, но постоянно должны мы молитвенно взывать к Господу: «Чертог Твой вижу, Спасе Мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в него. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle