Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники
17. 13 неделя по Пятидесятнице. О злых, недобросовестных виноградарях (Мф. 21:33–42)
«Царство Божие дано народу, приносящему плоды его».
Однажды, братия и сестры, Иисус Христос рассказал искушавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошёл и стал работать. Другой сказал: иду, но, однако, не пошёл, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике.
Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей, – который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый.
Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном, следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым – нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их – Отца Небесного, а под виноградником – Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие (Мф. 21:31). Ибо пришёл к вам Иоанн Креститель, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему.
Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за первой вторую притчу – о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.
И здесь речь идёт о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесён оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передаёт его на время отъезда. По закону Моисея на пять лет (Лев. 19:25) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определённую часть этих плодов.
Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Так же они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.
Казалось бы, уже после первых злодеяний, а тем более вторых, следовало бы привлечь виноградарей к ответу. Но хозяин, проявляя к ним долготерпение и великодушие, рассудил иначе: если я, думал он, пошлю к ним сына своего, то постыдятся его, раскаются и отдадут плоды ему. Но злодеи тут оказались ещё большими злодеями: они убили и сына хозяина, полагая, что теперь будут полными владельцами виноградника. Что сделает с ними хозяин, когда возвратится? – спросил Христос книжников и фарисеев. И они в один голос ответили: злодеев сих предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:41).
Так ответили они. Так, братия и сестры, ответили бы и мы, если бы Христос спросил и нас. Но кто подразумевается под хозяином виноградника, кто под сыном его, кто под слугами его? Хозяин виноградника и отец убитого сына – это Отец Небесный. Слуги – это пророки и праведники Божии, из которых многие действительно были убиты (Евр. 11:36–38). Сын хозяина – это Единородный Сын Божий – Спаситель мира.
Об этом Сыне так сказал Иисус Христос в последних словах притчи, обращённых к книжникам и фарисеям: Неужели вы никогда не читали в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: Это – от Господа, и есть дивно в очах наших (Мф. 21:42).
И добавил: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Так и произошло. Христианство приняли другие народы, в том числе, в своё время, и народ нашей страны. Мы тоже стали работниками в вертограде Господнем и должны приносить плоды своих трудов хозяину – Господу Богу.
Господь и каждого из нас призывает и говорит: Иди и работай в Моём винограднике, твори там Мою волю: оказывай внимание, заботу, любовь и помощь всем работникам вертограда – как слугам и чадам Отца Небесного. Не досаждай, не твори зла другим, не огорчай их осуждением, неприязнью, злобой и враждой. Помни, что всем вам даны таланты: одному пять, другому два, третьему один, чтобы вы трудились в вертограде Моем по мере этих талантов и сил и приносили Мне плоды своих трудов. Так говорит, так зовёт нас всех к труду в Своём вертограде. Слышим ли мы, братия и сестры, этот зов Господа? Откликаемся ли на него? Не говорим ли: «идём», но, однако, доселе не идём, обманывая себя и Господа своего.
Не так поступали святые и угодники Божии. В жизни преподобного Авраамия Смоленского был такой случай. Епископ Игнатий просил, чтобы он помолился о дожде. «Кто я, грешный, что ты просишь меня? Помолись ты сам». Однако, затворившись в келье, он так помолился, что пошёл сильный дождь (Житие). Видите, как связано: сначала смирение («я – грешный»), а потом послушание, т. е. выполнение воли Божией.
Но почему такими жестокими злодеями оказались те, кому хозяин виноградника на время вручил его? Почему побили камнями и убили слуг, а затем и сына виноградаря? Потому, что они думали только о себе, о своём личном благополучии, о своей выгоде, о том, как захватить и присвоить себе чужое добро. Эти люди потеряли стыд, страх, совесть, честь, чувство долга, забыли закон, суд Божий и Самого Бога.
Что им следовало бы сделать?
Им следовало бы сразу же отдать плоды первым слугам. А если, однако, они убили их, то следовало бы пред лицом сына хозяина раскаяться и просить прощения, а затем и возвратить ему плоды виноградника. Отец Небесный этого и ждал и всё откладывал и откладывал наказание за злодейство.
Братия и сестры! Господь и нас, нерадивых и нераскаянных, всё долготерпит и ждёт. Ждёт нашего покаяния и плодов, достойных этого покаяния (Мф. 3:8). Так будем же всегда помнить, что мы живём в винограднике Господнем, что мы – слуги Бога и друг друга, что от нас требуется непрерывная забота друг о друге и послушание воле Божией.
Наш виноградник – это квартира наша, это дом, где мы живём, это и то место, где мы ежедневно работаем. Слуги, посылаемые к нам за плодами, это те люди, с которыми мы ежедневно и ежечасно встречаемся и работаем. Плоды, которые мы должны отдавать – это наша забота о них, как братьях и сестрах во Христе наша любовь и помощь им во всём, в чём они нуждаются. Вот эту заботу и любовь к людям Господь и испрашивает с нас теперь, в этой земной жизни и строго спросит отчёт о ней в жизни будущей, загробной.
Если мы будем иметь в этой временной жизни эти заботы и плоды любви нашей к Богу и ближним, то Он скажет нам при Своём втором, славном и страшном пришествии: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).
Буди, буди так Господи! Аминь.