Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники
22. 17 неделя по Пятидесятнице. О хананеянке. О вере и смирении хананеянки (Мф. 15:21–28)
«О, женщина! Велика вера твоя» (Мф. 15:28).
В сегодняшнем Евангельском чтении, возлюбленные во Христе братия и сестры, святая Церковь назидает нас чудом исцеления бесноватой дочери хананеянки.
В своих молитвах к Господу мы не всегда получаем ответ на те прошения, с которыми мы обращаемся к Богу. Это происходит потому, что слаба и неустойчива наша молитва по недостатку живой веры и любви к Господу. Обратимся к Евангельскому рассказу о хананеянке, чтобы получить назидание о том, как следует молиться Богу.
Однажды Иисус Христос удалился в страны Тирские и Сидонские. Это были языческие страны. Здесь жили хананеи, самые худые, нечистые из язычников. За их нечистоту иудеи называли их псами. Христос перешёл границы Тиро-Сидонских стран не для проповеди, а для кратковременного отдыха. Но, как говорит Евангелист Марк, Он не мог здесь утаиться (Мк. 7:24), т. е. отдохнуть. Не мог потому, что свет небесный исходил от Него и от всех чудес и дел Его. Этот небесный свет просиял и в земле языческой.
Молва об этом Свете шла впереди Христа (Лк. 6:17). Ещё до Его прихода в эти страны многие из местных жителей уже ходили (Мк. 3:18) к Нему и разнесли весть о Нём по всей стране как Чудотворце и Целителе недугов и болезней. И вот, когда Христос пришёл в эти страны, выходит к Нему навстречу жена-хананеянка с верой в Его Божественную силу, которая, помогая иудеям, может помочь и язычникам.
Эту женщину посетило великое горе: её дочь была одержима злой силой и жестоко бесновалась. При этой болезни ни мать не могла утешить дочь в её страданиях, ни дочь не могла чувствовать заботы и скорби матери. Это крайне терзало несчастную мать.
Слух о появлении в её стране Чудотворца-Целителя оказался ярким лучом, вдруг прорезавшим тьму её тяжких и безвыходных страданий. У неё вспыхнуло неудержимое желание прибегнуть к чудодейственной Божией силе пришедшего Спасителя. И вот, устремившись к Нему, она ещё издали стала вопить, кричать: Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! Дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15:22). Этот душу раздирающий вопль повторился не раз.
Но Христос хранил молчание. Он как бы не замечал её присутствия и как бы не слышал её голоса. Апостолы, привыкшие к тому, что Христос обычно не отказывал в исцелениях, были в недоумении и стали, со своей стороны просить Христа отпустить хананеянку, столь неотступно кричавшую сзади их. Христос ответил им: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24).
Казалось бы, уже одно молчание Христа могло привести хананеянку к унынию, а Его ответ апостолам – ввергнуть её в отчаяние и лишить всякой надежды на помощь Божию.
Однако произошло другое.
Слова Спасителя о погибших овцах отразились в её душе сознанием собственной гибели, а Его слова, что он послан к погибшим, преломились в её сердце полнотой веры, что никто другой, а именно Он один может спасти и её дочь, погибающих в своей беспомощности. И, полная решимости, она снова приступает к Нему с воплем: Господи, помоги мне (Мф. 15:25).
Тогда Господь говорит ей в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26). Как видим, Господь называет иудеев детьми, а её псом. В этих словах Господа хананеянка могла увидеть не только отказ в её просьбе, но и обиду. Ведь она открыто названа псом. В ней, вместе с тем, могла вспыхнуть и зависть, и даже неприязнь к детям, т. е. иудеям.
Но, однако, совсем не то происходит в душе несчастной матери, готовой любой ценой помочь своей страждущей дочери. Со дна этой души поднимается чувство величайшего смирения. В смущении она говорит: Так, Господи! Ибо чувствует, что недостойна той благодати, которая предназначена для иудеев. Для неё хорошо быть и псом у господ своих. Она и в этом находит утешение и приписывает себе действия, свойственные псам: и псы, – говорит она, – едят крохи, которые падают со стола господина их (Мф. 15:27).
Смирение скорбящей матери, как видим, безгранично.
Сам Христос, казалось, был поражён непреодолимой силой того смирения и беспредельной верой её в Господа. И, воздавая ей должное, Он говорит: О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час (Мф. 15:28).
Может быть, кто-либо из вас, возлюбленные братия и сестры, спросит, а почему сердцеведец Господь медлил с исцелением бесноватой дочери? Между тем, как в других случаях Он исцелял больных сразу же, после первой просьбы их?
Замедление с исцелением произошло не потому, что хананеянка была грешнее других исцелённых, а потому, что Господь захотел предоставить ей возможность открыть нам все сокровища её души: сокровища веры, терпения, смирения, любви к Богу и дочери. За все эти сокровища Господь увенчал хананеянку исцелением её дочери, а нам завещал следовать её примеру в своих молитвах к Господу. Как бы на наших глазах она, силой Божией, превращается из презираемой, несчастной страдалицы в образец высоких христианских добродетелей, зовущий нас к подражанию.
Будем же и мы, братия и сестры, следовать за ней в неотступной молитве к Богу и взывать к Господу её словами: «Господи, помоги мне, Господи, помилуй меня»! Будем, как и она, терпеливы в наших молитвах, смиренны в ожидании помощи Божией в наших скорбях и нуждах и крепки вере и в любви к Богу и ближним.
Господи, помилуй нас! Аминь.