Источник

Сборник 1, Поучение 6Сборник 1, Поучение 8

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

7. Неделя сыропустная. Прощёное воскресение. О взаимном прощении и примирении (Мф. 6:14–21)

«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Великий пост, благочестивые слушатели, мы встречаем прощёным воскресением. Сегодня святая Церковь призывает нас братски обнять и сердечно простить друг друга все взаимные долги – обиды, поношения, оскорбления. Это нужно сделать потому, что в наступающем Великом посту все мы будем призваны говеть, приносить покаяние на исповеди, прося у Бога прощения во всех согрешениях, в том числе и против ближних. Святая Церковь заранее предупреждает сегодняшним Евангельским чтением, что Бог нас прощает только тогда, когда мы сами прощаем людям согрешения их. Христос говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15). Если кто-либо захотел бы принести свой дар к алтарю, то сначала должен примириться с братом своим и уже тогда принести дар свой (Мф. 5:23–24).

Как видите, братия и сестры, отношение к нам Бога зависит от нашего отношения к людям. Если мы им прощаем и примиряемся с ними, то и Он нас прощает и примиряется с нами. И, наоборот, если не прощаем, то и Господь нас не прощает. Почему это так? Почему наши отношения к Богу тесно связаны с нашим отношением к человеку, друг к другу? Вспомним, что две основные заповеди даны нам Богом: заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего своего (Лк. 10:27, Мф. 22:37–39, Мк. 12:30–31).

Эти заповеди, неразрывно связанные между собой, объединяются у христианина в одном чувстве и в одном слове люби. Люби Бога и одновременно и человека. Кто говорит: „Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). А между тем, братия и сестры, мы часто слышим и сами говорим такие слова: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит моё сердце: они ко мне плохо относятся, и я совсем не люблю их». Такие слова – самообман и лукавство. Если людей мы не любим или равнодушны к ним, то и дорогу к Богу не найдём в своём сердце: омрачённое неприязнью или равнодушием к людям, оно будет равнодушно и к Богу. Хотя бы по привычке и будем продолжать молиться, но молитва наша будет сухая, холодная, нудная, недоходчивая. Сердце христианина едино и неделимо: если оно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и черствеет, то и к Богу, и к человеку. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце может согреваться и гореть только двуединой любовью – и к Богу, и к человеку. Поэтому всякий раз, когда мы собираемся молиться Богу, надо предварительно смягчить своё сердце к человеку, прощая его (Мк. 11:25) и уже этим смягчённым, тёплым сердцем молиться Богу. Такая молитва будет иметь в себе силу подняться до неба, ибо в сердце молящегося будет и Бог, и человек: любовь к Тому (Богу) и другому (человеку).

Когда мы молимся наедине, в своей комнате, заочно прощая и прося прощения друг у друга, то это хорошая и каждодневно нужная молитва. Но в этом случае мы уподобляемся одинокому молитвеннику, выносящему в своей домашней молитве на суд Бога все свои согрешения и все распри с ближними. При такой молитве недруг по-прежнему остаётся сам по себе при своём недуге (недружелюбии); хотя мы и молимся о том, чтобы Господь простил его и ниспослал мир в его душу.

Когда же наступает Великий пост, и мы должны будем говеть, каяться, исповедоваться и причащаться в храме, широко распахнув свою душу для раскаяния и примирения с ближними, то заочного прощения друг друга уже недостаточно, и возникает необходимость очного, пред лицом друг друга, взаимного прощения, чтобы не только свою душу счистить от недружелюбия, но и расположить к этому и вчерашнего недруга. Нелёгкое это, братия и сестры, дело – тяжёлое, мучительное. Нам предстоит простить наших обидчиков и со своей стороны просить прощения у тех, кого мы обижали. Готовы ли мы на этот двойной подвиг? Готовы ли смирить свою гордость, чтобы искренне и чистосердечно просить прощение у обиженных нами. Готовы ли смягчить и расширить своё сердце, чтобы искренне и чистосердечно простить своих обидчиков? Как, как возможно всё это?

Преподобный Нил Сорский указывает, что человек только тогда может простить другому человеку, когда, поразмыслив, убедится, что сам грешнее и виновнее всех. Истину этого спасительного суждения может проверить на самом себе каждый из нас.

В самом деле, если мы задумаемся о своих согрешениях к людям, то придём к выводу, что в подавляющем большинстве случаев эти отношения определяются нами самими. Каждый из нас вспомнит, что если сам искренне и доброжелательно относился к людям, то и с их стороны встречал искренность и доброжелательство. Если же лукавил и проявлял неприязнь и недоброжелательство, и в ответ получал то же. Значит, всё дело в нас самих: каковы мы в отношениях к людям, таковы и они в отношениях к нам. Если отношения с моими ближними вчера у меня были хорошие, а сегодня испортились, то причину надо искать в себе самом: что-то я не предусмотрел, что-то не так или лишнее сказал, в чём-то не проявил участия, чем-то кичился, в чём-то не проявил сдержанности и терпения и прочее. И вот появилась туча, и испортились отношения.

Испортив отношения, я не только сам согрешил, но навёл на грех и другого человека, вчерашнего своего друга, побудив его омрачить своё сердце неприязнью ко мне. А раз так, то я действительно оказался и виновнее всех и первым должен просить прощения. Готовы ли мы, братия и сестры, к этому? Сразу, конечно, не готовы. А если раздумаемся, разберёмся в своих отношениях к людям, то Бог даст, сегодня к вечеру и будем готовы.

Преподобный Ефрем Сирин в дни своей молодости попал в тюрьму по ложному обвинению в краже овец. Предоставленный в тюрьме самому себе, он задумался над своей жизнью и предоставил право голоса своей внутренней мысли, своей совести. Она напомнила ему о таких грехах в его жизни и о таких недостатках в отношении к людям, что он признал себя достойным ещё большего наказания, чем тюремное заключение. Когда кончилось его заключение, молодой Ефрем ушёл в пустыню для борьбы с грехами и всеми недостатками своей человеческой природы.

Предоставим сегодня и мы, братия и сестры, право голоса своей совести, и она подскажет нам, что действительно есть о чём просить прощения друг у друга. Богоугоднее прощать взаимно, чем односторонне. Прощая и одновременно прося прощения, мы шире раскрываем и согреваем своё сердце и поступаем справедливо, ибо все мы действительно грешны и виновны друг перед другом. Когда нам будут говорить сегодня: «прости, Христа ради, меня» и мы в ответ: «Господь тебя простит и меня, грешного, прости», то будем всё сие творить от сердца и в Бога, прося Его покрыть нас всех Своей любовью и помочь нам взаимно простить друг друга.

Все мы знаем, как трудно иногда простить другого человека. Бывают на сердце застарелые обиды, которые сразу не оторвёшь от сердца, и не забудешь, не простишь. Без помощи Божией здесь невозможно простить. Поэтому в этих случаях так и будем говорить: «Господи, помоги мне простить, я хочу простить, но сразу не могу забыть обиду, помоги, мне, Господи». С такой молитвой на устах будем сегодня прощать и просить прощения. Будем надеяться на милость Божию, ибо Ему всё возможно. Господь и желание наше приемлет, и намерение целует, и вздох покаянный милует, недостающее милосердием Своим восполняет.

Тайна Божия милосердия заключается в том, что Господь прощает нас прежде, чем мы успеваем простить друг друга, т. е. Он готов прощать за одно созревшее желание и решимость нашу примириться.

Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32).

С надеждой на эту всепрощающую милость Божию, да приступим все мы сегодня по зову святой Церкви к великому таинству всепрощения и примирения друг с другом в Господе нашем Иисусе Христе.

Помоги, помоги нам, Господи, войти в преддверие Великого поста искренним и полным прощением друг друга. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle